Презентация, доклад для уроков литературы ВОв и дети в произведениях художественной литературы

Содержание

Их силуэты почти не видны, В маршах их голос совсем не приметен –Дети Великой и страшной войны. Может, герои, но, в сущности – дети. В мае берёзки свежи и стройны,Солнце для всех одинаково светит…

Слайд 1

Великая Отечественная война и дети в произведениях художественной литературы

Великая Отечественная война и дети в произведениях художественной литературы

Слайд 2Их силуэты почти не видны, В маршах их голос совсем не приметен


Дети Великой и страшной войны. Может, герои, но, в сущности – дети. В мае берёзки свежи и стройны,
Солнце для всех одинаково светит…
Их силуэты почти не видны, В маршах их голос совсем не приметен –Дети Великой и страшной войны.

Слайд 3Чистая жертва для грязной войны -
Дети живые, погибшие дети.
Сергей Афонин

Чистая жертва для грязной войны - Дети живые, погибшие дети.Сергей Афонин

Слайд 4 Утром 22 июня 1941 года на одной

из брестских улиц лежала убитая девочка с растрепанными косичками и ее кукла.
Многие запомнили эту девочку…

А кто сосчитает, сколько детей убивает война? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Утром 22 июня 1941 года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка

Слайд 5Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли?
Кто возвратит ему детство?


Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

Слайд 6А их таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом

годах…Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну?

Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

А их таких были тысячи в сорок первом – сорок пятом годах…Можно спросить, что героического в том,

Слайд 7Многое!
Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:“Сына уведите… Сына уведите,

чтобы не смотрел…”
Многое! Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:“Сына уведите… Сына уведите, чтобы не смотрел…”

Слайд 8Еще они могут рассказать, как умирали от голода и страха.
Как

убегали на фронт.
Еще они могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как убегали на фронт.

Слайд 9Дети войны
Дети в блокадном Ленинграде.
Дети под оккупацией у немцев.
Дети в тылу.
Дети

пионеры – герои.
Дети войныДети в блокадном Ленинграде.Дети под оккупацией у немцев.Дети в тылу.Дети пионеры – герои.

Слайд 10ДЕТИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

ДЕТИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

Слайд 11На берегу Невы,  В музейном зданье,  Хранится очень скромный дневничок.  Его писала Савичева Таня.  Он

каждого пришедшего влечет.  Пред ним стоят сельчане, горожане,  От старца -  До наивного мальца.  И письменная сущность содержанья  Ошеломляет  Души и сердца.  Это - всем живущим в назиданье,  Чтобы каждый в суть явлений вник,-  Время  Возвышает  Образ Тани  И её доподлинный дневник.  Над любыми в мире дневниками  Он восходит, как звезда, с руки.  И гласят о жизненном накале  Сорок две святых его строки. 
На берегу Невы,  В музейном зданье,  Хранится очень скромный дневничок.  Его писала Савичева Таня.  Он каждого пришедшего

Слайд 12В каждом слове - ёмкость телеграммы,  Глубь подтекста,  Ключ к людской судьбе,  Свет души,

простой и многогранной,  И почти молчанье о себе...  Это смертный приговор убийцам  В тишине Нюрнбергского суда.  Это - боль, которая клубится.  Это - сердце, что летит сюда...  Время удлиняет расстоянья  Между всеми нами и тобой.  Встань пред миром, Савичева Таня,  Со своей  Немыслимой судьбой!  Пусть из поколенья в поколенье  Эстафетно  Шествует она,  Пусть живёт, не ведая старенья,  И гласит  Про наши времена! 
С. Смирнов 
В каждом слове - ёмкость телеграммы,  Глубь подтекста,  Ключ к людской судьбе,  Свет души, простой и многогранной, 

Слайд 13Таня... Танечка... Нет у меня слов, чтобы хоть немного выразить свои

ощущения по поводу книги... Была такая девочка, жила во время Блокады... ЖИЛА... Пыталась выжить... Потеряла почти всех своих близких... Пыталась помогать другим людям... Именно ЖИЛА... О таких людях нужно помнить... Нужно писать...
Таня... Танечка... Нет у меня слов, чтобы хоть немного выразить свои ощущения по поводу книги... Была такая

Слайд 14Миксон Илья Львович (1923-1991) Писатель.
Жила, была
Документальная повесть о Тане Савичевой,
ленинградцах в блокадном

городе.
Миксон Илья Львович (1923-1991) Писатель.Жила, былаДокументальная повесть о Тане Савичевой, ленинградцах в блокадном городе.

Слайд 15От автора
…Никому не дано творить чудеса, ничто не изменить, не исправить

в прошлом, но можно и должно предупредить и оградить будущее. Я расскажу, обязан рассказать.
Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева.
От автора…Никому не дано творить чудеса, ничто не изменить, не исправить в прошлом, но можно и должно

Слайд 16От голода не мог и плакать громко,  Ты этого не помнишь ничего,  Полуживым

нашли тебя в обломках  Девчата из дружины ПВО. 
И кто-то крикнул: «Девочки,
возьмёмте!»  И кто-то поднял бережно с земли.  Вложили в руку хлеба чёрствый ломтик,  Закутали и в роту принесли.  Чуть поворчав на выдумку такую,  Их командир, хоть был он очень строг,  Тебя вписал солдатом в строевую,  Как говорят, на котловой паёк.  А девушки, придя со смены прямо,  Садились, окружив твою кровать,  И ты вновь обретённым словом «мама»  Ещё не знал, кого из них назвать.
(И. Ринк)
От голода не мог и плакать громко,  Ты этого не помнишь ничего,  Полуживым нашли тебя в обломках 

Слайд 17Книга-воспоминание о войне, о том, каким было небо, какими были игры,

переживания, волнения до нее и потом, когда она началась. Очень осторожно и подробно описывает автор то, как меняла война людей, еще детьми.
Книга-воспоминание о войне, о том, каким было небо, какими были игры, переживания, волнения до нее и потом,

Слайд 18От автора:
Кто уходит от нас - не исчезает бесследно. В этом

великая тайна и оправдание бытия. Он остаётся с нами в самом своём сокровенном. Мы смотрим на мир его глазами, сверяем с ним своё дыхание, сердце, поступки. И чем дальше уходит он от нас в каждодневном земном существовании, тем ярче сияет его душа на небосклоне нашей памяти.
От автора:Кто уходит от нас - не исчезает бесследно. В этом великая тайна и оправдание бытия. Он

Слайд 19Ленинградская блокада 1941-1944 годов, 847 дней, унесших жизни почти 700 тысяч

мирных горожан, была для писателей шестидесятых особой темой - трагической и священной одновременно. Острее всего ощущал это тот, кто сам пережил блокаду, перенес тяготы голода и холода, стал свидетелем гибели родных и друзей. Таким писателем был Александр Крестинский (1928-2005): все вышесказанное относится к нему в полной мере. 
Ленинградская блокада 1941-1944 годов, 847 дней, унесших жизни почти 700 тысяч мирных горожан, была для писателей шестидесятых

Слайд 20Глаза девчонки семилетней Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска.
Она

молчит, о чем ни спросишь,  Пошутишь с ней, – молчит в ответ. Как будто ей не семь, не восемь, А много, много горьких лет. (А. Барто)
Глаза девчонки семилетней Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска.Она молчит, о чем

Слайд 21Елена Николаевна Верейская  
(1886- 1966)
советская детская писательница.

Елена Николаевна Верейская  (1886- 1966)советская детская писательница.

Слайд 22Яркая параллель между наивным беззаботным детством, весельем, бесшабашностью в коммунальной квартире

"Соленой Католюандо" и блокадой, где главенствует голод, холод и страх. Книга о войне, рассказывающая о страшных вещах: о маленьких санках, о цене хлебного довеска, о воздушных тревогах. Со всем ужасом блокады повесть не нацелена напугать, она в первую очередь о дружбе трех девочек: Наташи, Кати и Люси. С разными характерами, жизненными ситуациями, и о том, как важно быть сплоченной командой.  Конец первой части проводит четкую грань между небом. Мирным и рокочущим. 
Яркая параллель между наивным беззаботным детством, весельем, бесшабашностью в коммунальной квартире

Слайд 23ДЕТИ ПОД ОККУПАЦИЕЙ У НЕМЦЕВ

ДЕТИ ПОД ОККУПАЦИЕЙ У НЕМЦЕВ

Слайд 24В землянке тускло, неуютно, сыро.
В углу малыш под ветошью лежал.

Вчера фашисты, чтоб им пусто было,
Опять бомбили город и вокзал.

Малыш был худ.
Давно не мыт,
не стрижен.
Уж много дней
не ел из пищи ничего.
Ребенок горько был судьбой обижен.
Война украла детство у него.

В землянке тускло, неуютно, сыро. В углу малыш под ветошью лежал. Вчера фашисты, чтоб им пусто было,

Слайд 25Малыш дрожал и каждую минуту
Произносил испуганно слова
И повторял одно

и то же тупо:
«Мамуля, мама, ты жива? Жива?»

Та ночь была, куда страшнее ада.
Рвались снаряды, дыбился песок.
И залпы бесконечной канонады
Сверлили человеческий висок.

От страха он забился в дальний угол,
Закрыв ладошкой бледное лицо.
Война была страшнее жутких пугал,
Ужаснее киношных мертвецов.

Малыш дрожал и каждую минуту Произносил испуганно слова И повторял одно и то же тупо: «Мамуля, мама,

Слайд 26Ива́н Кире́евич Серко́в
 (1929—1998)
белорусский советский детский писатель.

Ива́н Кире́евич Серко́в (1929—1998)белорусский советский детский писатель.

Слайд 27Герои этой повести — обыкновенные деревенские хлопцы — Ваня и Санька.

Их деревню оккупировали фашисты в первые месяцы войны. Тяжелые испытания выпали на долю этих хлопцев, на долю их родных и близких. Дети видят расстрелы односельчан, грабеж, насилие и хотят мстить. Но вот несчастье — не выросли. Не берут их в партизаны, не доверяют им взрослые своих дел. Но хлопцы не теряются. Они помогают раненому комиссару, запасаются оружием и в любом случае стараются навредить врагу…
Герои этой повести — обыкновенные деревенские хлопцы — Ваня и Санька. Их деревню оккупировали фашисты в первые

Слайд 28ДЕТИ В ТЫЛУ

ДЕТИ В ТЫЛУ

Слайд 29Малолетние дети войны Шли от парты к станкам, на заводы. На колхозных делянках

страны Вместо взрослых трудились в те годы.

Не играли ни в куклы, ни
в мячики. От бомбёжек порой не до сна. Детство кончилось. Девочки, мальчики…

Малолетние дети войны Шли от парты к станкам, на заводы. На колхозных делянках страны Вместо взрослых трудились

Слайд 30Сиротели мальчишки, девчонки, Потерявши отцов навсегда. Вы работали, детским трудом Приближая наш праздник Победы, Чтобы

счастье вошло снова в дом, Чтоб все радостью были согреты!

Отняла ваше детство война. Ничего нет страшней похоронки. Сколько их приходило тогда?

Каретникова Наталия

Сиротели мальчишки, девчонки, Потерявши отцов навсегда. Вы работали, детским трудом Приближая наш праздник Победы, Чтобы счастье вошло

Слайд 31Повесть о жизни детского дома в годы Великой Отечественной войны. 
Со́фья Абра́мовна

Могиле́вская
 (1903 — 1981, Москва) 
русская советская писательница,
автор повестей для детей и юношества.
Повесть о жизни детского дома в годы Великой Отечественной войны.  Со́фья Абра́мовна Могиле́вская (1903 — 1981, Москва)  русская советская

Слайд 32Но война идет не только на фронте, но и в тылу.

Ребята, не жалея сил работают наравне с колхозниками, чтобы обеспечить армию. Успевают помогать по хозяйству и в детском доме, ставшим на время войны родным. 
Но война идет не только на фронте, но и в тылу. Ребята, не жалея сил работают наравне

Слайд 33Любо́вь Фёдоровна Воронко́ва (1906 — 1976) — советская писательница, автор многих детских книг и

цикла исторических повестей для детей.
Любо́вь Фёдоровна Воронко́ва (1906 — 1976) — советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Слайд 34Книга Любови Воронковой «Девочка из города» - пронзительная повесть для детей

младшего школьного возраста о тяжёлом военном детстве, когда горе, слёзы, потери близких людей, одиночество чудесным образом компенсируются милосердием, добротой, пониманием, лаской со стороны совсем чужих, но неравнодушных людей.
Книга Любови Воронковой «Девочка из города» - пронзительная повесть для детей младшего школьного возраста о тяжёлом военном

Слайд 35 Важно отметить, что произведение «Девочка из города»,

краткое содержание которого наверняка известно всем, переведено на множество языков, так как стало произведением мирового уровня.

Переживания, которые вложила писательница в свою повесть, смогли потрясти не только послевоенную Россию, но и весь мир.

Важно отметить, что произведение «Девочка из города», краткое содержание которого наверняка известно всем,

Слайд 37Воскобо́йников, Вале́рий Миха́йлович (р. 1939) — детский писатель и публицист, автор

более шестидесяти книг для детей.
Лауреат Премии правительства России в области культуры .
Воскобо́йников, Вале́рий Миха́йлович (р. 1939) — детский писатель и публицист, автор более шестидесяти книг для детей.Лауреат Премии

Слайд 38О лениградском подростке Грише Ефремове, который, потеряв по дороге в эвакуацию

родителей, сначала вместе с детским домом оказался в уральском городе Можге, а по окончании училища – на Пермском заводе, где вместе с ровесниками вытачивал детали для военных самолётов. Мальчишка очень тосковал по ушедшему на фронт старшему брату Диме.
О лениградском подростке Грише Ефремове, который, потеряв по дороге в эвакуацию родителей, сначала вместе с детским домом

Слайд 39Иосиф Исаакович Ликста́нов 
(1900 — 1955)
русский советский писатель.

Иосиф Исаакович Ликста́нов (1900 — 1955) русский советский писатель.

Слайд 40«Малышок» одна из первых книг писателя Иосифа Ликстанова, о трудовом подвиге

юных уральцев в годы войны. Героям повести работавшим в глубоком тылу на заводе, поставлявшем орудия, танки, самолеты для фронта, не было ещё и пятнадцати. Костя Малышев старательно учится и сам учит сверстников тому, что уже научился делать, становится токарем.

Малышок понимает, что рабочие руки теперь нужны именно здесь, на заводе, что помощь фронту дороже всякого золота. Прототипами героев были сотни Малышков, стоявших у станков на ящиках, так как они были еще малы ростом…
Повесть была переведена на многие языки мира.

«Малышок» одна из первых книг писателя Иосифа Ликстанова, о трудовом подвиге юных уральцев в годы войны. Героям

Слайд 41ДЕТИ ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ

ДЕТИ ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ

Слайд 42 
Уходили мальчики – на плечах шинели,  Уходили мальчики – храбро песни пели,  Отступали

мальчики пыльными степями,  Умирали мальчики, где – не знали сами... 

Попадали мальчики в страшные бараки,  Догоняли мальчиков лютые собаки.  Убивали мальчиков за побег на месте,  Не продали мальчики совести и чести...

  Уходили мальчики – на плечах шинели,  Уходили мальчики – храбро песни пели,  Отступали мальчики пыльными степями, 

Слайд 43Не хотели мальчики поддаваться страху,  Поднимались мальчики по свистку в атаку.  В черный

дым сражений, на броне покатой  Уезжали мальчики – стиснув автоматы.  Повидали мальчики – храбрые солдаты –  Волгу – в сорок первом,  Шпрее – в сорок пятом,  Показали мальчики за четыре года,  Кто такие мальчики нашего народа.
(И. Карпов)
Не хотели мальчики поддаваться страху,  Поднимались мальчики по свистку в атаку.  В черный дым сражений, на броне

Слайд 44Валенти́н Петро́вич Ката́ев 
 (1897-1986) 
русский советский писатель и поэт, драматург, киносценарист. Журналист,

военный корреспондент.

«На войне всё совершается быстро. Судьба солдата меняется неожиданно. Глазом не успеешь моргнуть.»

Валенти́н Петро́вич Ката́ев  (1897-1986)  русский советский писатель и поэт, драматург, киносценарист. Журналист, военный корреспондент.«На войне всё совершается быстро.

Слайд 45Никто в далекую дорогу Его теплее не одел, Никто не обнял у порога И

вслед ему не поглядел, В нетопленой, разбитой бане, Ночь скоротавши, как зверек, Как долго он своим дыханьем Озябших рук согреть не мог! Но по щеке его ни разу Не проложила путь слеза, Должно быть, слишком много сразу Увидели его глаза.
Никто в далекую дорогу Его теплее не одел, Никто не обнял у порога И вслед ему не

Слайд 46Влади́мир О́сипович Богомо́лов 
(1924-2003) 
советский и российский писатель.
«Офицером стать я еще успею.

А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало. »
Влади́мир О́сипович Богомо́лов (1924-2003) советский и российский писатель.  «Офицером стать я еще успею. А пока война, отдыхать может тот,

Слайд 47«У него на уме одно: мстить до последнего! Ивана не остановить,

не вразумить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено.» Тысячи мальчишек и девчонок шли на фронт защищать Родину, мстить за смерть близких.
«У него на уме одно: мстить до последнего! Ивана не остановить, не вразумить, не спрятать от войны.

Слайд 48Надежда Августиновна Надеждина (1905 — 1992) — русская советская писательница, поэтесса и переводчик, автор книг

для детей.

Лара сняла со стены гитару – подарок матери. По привычке тронула струну. Струна ответила ей, запела. Только голос струны был прежним, вчерашним. А больше ничего не осталось от вчерашнего дня. Был у бабушки сын, был у бабушки дом родной – ни сына, ни дома нет. 

Надежда Августиновна Надеждина (1905 — 1992) — русская советская писательница, поэтесса и переводчик, автор книг для детей.Лара сняла со стены гитару

Слайд 49Книга о Ларисе Михеенко, обыкновенной девочке, которая во время войны оказалась

в оккупации и которая не могла смириться с тем, что фашисты убивают ее односельчан, отправляют молодежь в Германию. Вместе с подругами она ушла в лес, к партизанам. Лара была связной, добывала и доставляла в отряд сведения, которые помогали бороться с врагами. Однажды она попала в засаду и была схвачена фашистами. Четырнадцатилетняя партизанка была расстреляна.
Книга о Ларисе Михеенко, обыкновенной девочке, которая во время войны оказалась в оккупации и которая не могла

Слайд 50Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости

не брызнет
На мирное цветение весны…
Тринадцать миллионов детских жизней –

Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,…

Тринадцать миллионов детских жизнейСгорело в адском пламени войны.Их смех фонтаном радости не брызнетНа мирное цветение весны…Тринадцать миллионов

Слайд 51Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов Пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто

люди мир не сохранят?"…
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, люди стран и малых и великих!
Услышьте их и вспомните о них!
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,Из бликов Пискаревского огня:

Слайд 52  
Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть

только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война!

  Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех

Слайд 53 Пусть чисто будет небо над землей, Пусть жизни мирной радуются

люди! А Вас, кто рядом был с войной, Мы помним, бережем и любим!
Пусть чисто будет небо над землей,  Пусть жизни мирной радуются люди!  А Вас, кто

Слайд 54ПОМНИМ

ПОМНИМ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть