Слайд 2НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
НАДЕ́ЖДА
Женский род
Ожидание, уверенность в осуществлении чего-н. радостного, благоприятного.
Надежда -
это обращение человека в будущее, радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для него.
С одной стороны надежда робкая, тихая, неуверенная, суеверная, серьезная, а с другой стороны — легкомысленная, ветреная и даже буйная.
Надежда в русской языковой картине мира характеризуется в основном положительными эмоциями «радость», «счастье», «восторг», «утешение».
Т.е. надежда - это эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения;
ОТЧА́ЯНИЕ
Средний род
Состояние крайней безнадёжности.
Отчаяние - это потеря, отсутствие надежды, ощущение безысходности, отсутствия перспективы., состояние крайней безнадёжности, переживание жизненного краха. Включает гамму чувств: тоску, страх, ужас, гнев, ярость, ощущения бессмысленности существования, депрессию. Характеризует психическое самочувствие отдельных людей и социальных групп. Обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию.
Особенно часто состояния отчаяния возникает в периоды общественных потрясений, когда многие люди чувствуют, что повлиять на происходящее они не имеет никакой реальной возможности.
Слайд 3НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
НАДЕЖДА
Синонимы:
Упование, вера, чаяние, предвкушение, предчувствие, перспектива, шанс, мечта, иллюзия,
химера.
Глагольная сочетаемость:
В надежде, возлагать надежды, ласкать себя надеждой, лишиться надежды, льстить себя надеждой, питать надежду, подавать надежду, терять надежду, не оправдать надежд, не оставлять надежды, внушать надежду, вселять надежду, выражать надежду, жить надеждой, дать надежду, надежда умирает, надежды рухнули, мелькнула надежда, теплится надежда
Эпитеты:
Робкая, призрачная, смутная, слабая, напрасная, затаённая, несбыточная, зыбкая, отчаянная, безумная, тайная, наивная, единственная, последняя, радостная, ложная, сладостная, сумасшедшая, крохотная, особая, слепая, упрямая, потерянная, хрупкая, глупая, неуверенная, жалкая, светлая, маленькая, пустая, главная, туманная.
Слайд 4НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
ОТЧАЯНИЕ
Синонимы:
Уныние, упадок духа, безнадежность, печаль, безнадежность, тоска.
Глагольная сочетаемость:
Предаваться отчаянию,
отчаяние овладело, отчаяние охватило, предаваться отчаянию, приходить в отчаяние, отчаяние придало, отчаяние отступило, отчаяние ушло, отчаяние исчезло, довести до отчаяния, чувствовать отчаяние, быть в отчаянии, смениться отчаянием, дойти до отчаяния
Эпитеты:
Безысходное, беспросветное, безутешное, безмолвное, безмерное, безумное, безграничное, тоскливое, горькое, неистовое, крайнее, невыносимое, бездонное, тихое, яростное, полное, глубокое, неописуемое, бесконечное, страшное, жуткое.
Слайд 5НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в
отчаяние.
Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
Что помогает человеку справиться с отчаянием?
Почему нельзя впадать в отчаяние?
В чем проявляется отчаяние?
Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
Бывают ли надежды напрасными?
Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
Каковы последствия отчаяния?
К чему может привести отчаяние?
Роль надежды в жизни человека
Почему некоторые теряют надежду?
Роль надежды в годы ВОВ
Роль надежды в жизни человека
Каковы причины отчаяния?
Почему некоторые теряют надежду?
Потерять надежду – значит сдаться?
Что такое пустые надежды?
На кого можно надеяться?
Как вселить надежду в человека?
Почему решения нужно принимать с холодной головой?
Гнев как следствие отчаяния
Потеря смысла жизни как следствие отчаяния
Потерять надежду – значит сдаться?
Почему надеяться нужно только на себя?
Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
Можно ли вселить надежду в человека?
Что помогает человеку пережить сложные моменты?
Слайд 6НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
"Тихий Дон", М.А. Шолохов. Что бывает когда тебя поглощает
отчаяние
Сложна женская судьба одной из героинь романа Натальи. Постоянное переживание из-за неверности мужа, желание быть рядом, жить дружной любящей семьей и невозможность это получить, приводят ее к беспредельному отчаянью. Узнав о возобновившейся неверности Григория, беременная Наталья в порыве обиды решается на отчаянный шаг. Гордая, оскорбленная, она не хочет рожать от изменника, хоть и любимого и делает аборт у деревенской бабки, после которого истекает кровью.
Придя домой, Наталья кается перед Ильиничной, которая в ужасе от сделанного невесткой, но исправить ничего уже нельзя. Тихо, но неотвратимо Наталья приближается к смерти.
Ярко и образно автор описывает последние минуты жизни героини, наполненные трагизмом. Страдающая Наталья, ставшая уже тихой и покорной, понимает, что уходит навсегда, оставляя все самое дорогое в жизни: детей, любимого Григория, единственного мужчину в ее сердце. Она прощает ему все и с новой силой чувствует любовь к нему. И даже просит свекровь нарядить ее для похорон в зеленую юбку и поплиновую кофточку – наряды, которые очень нравились мужу. При прощании с детьми, Наталья дает наставления сынишке: «Мишатка, придет батька – поцелуй его за меня, скажи, чтобы жалел вас…»
Верное сердце Натальи принадлежало только Григорию, она ему его отдала, изо всех сил стараясь построить семейное счастье, боролась, как умела, за него, видела в этом смысл жизни. И когда все разрушилось, погибла сама.
АРГУМЕНТ 1
Слайд 7НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
"Мцыри", М.Ю. Лермонтов
Поэма «Мцыри» относится к произведениям романтического стиля.
Образ главного героя молодого юноши, горца соответствует этим принципам. Он – личность. Сильный, незаурядный, противостоящий окружению. Стремление Мцыри – вырваться из монастыря на свободу, уйти в мир мечты от реальной жизни. Герой поэмы попал когда-то в монастырь вопреки своей воле и воспринимает его тюрьмой, сковывающей свободу. Он мечтает вернуться в родные края, поэтому убегает из монастыря.
Трагическое одиночество закалило дух Мцыри, сделало его волю сильной. У него нет друзей, но тем ближе для него становится природа, которую он понимает и наслаждается ее проявлениями – шумом воды, спорящей со скалами и камнями, свободными и вольными орлами, мужественным и бесстрашным барсом, борющимся за победу. Цель Мцыри, «одна, но пламенная страсть» – увидеть родину, которая в его мечтах рисуется идеальным миром, где все создано для счастливой жизни.
Герой бесстрашно, без чьей-либо помощи идет к цели. Им движет желание и уверенность, преодолеть любые трудности. А их на его пути попадается не мало. Одна из них – встреча с барсом. Это поединок двух бесстрашных, свободолюбивых, мужественных, сильных существ. Осуществление мечты было совсем близко, но бой отнял много сил. К этому добавилась потеря направления. Мцыри заблудился и не смог преодолеть преграду. Он слишком долго жил взаперти, не имея навыков ориентирования в реальном мире. Но неудача не сломила юношу. Из его рассказа видно – сожаления нет, на свободе – счастье. И он «рай и вечность» с радостью променяет на возможность побыть в родном краю хоть несколько минут.
У героя, столкнувшегося с действительностью, не получилось реализовать мечту, но он испытал счастье, двигаясь по пути к ней.
Слайд 8НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
"Господин из Сан-Франциско", И.А. Бунин
В образе главного героя продемонстрированы
черты людей, откладывающих настоящую жизнь на завтра, терпеливо существующих в настоящем.
Господин из Сан-Франциско посвятил жизнь работе. Он трудился постоянно, выписывая из Китая работников, а отдых откладывал на потом. Вот когда заработаю достаточно средств, то позволю себе расслабиться.
Когда он понимает, что его целеустремленность принесла свои плоды – он решает, что достаточно богат, чтобы позволить себе двухлетнее путешествие.
Он распланировал свой отдых до мелочей, продумал маршрут. Зимой – это юг Италии с ее памятниками архитектуры, мелодичными серенадами, зажигательной тарантеллой, любвеобильными неаполитанками. Карнавал посмотрит в Ницце, за гонками на автомобилях, парусниках будет следить в Монте-Карло, там же сыграет в рулетку, а если захочет, отдастся флирту или постреляет по голубям. Весну будет встречать во Флоренции, послушать Miserere отправится в Рим. Обязательно посетит Венецию, не забудет про Париж, насладится в Севилье боем быков, поедет купаться на английские острова. За два года у него получится объездить множество интересных мест, среди которых обязательно будут Константинополь, Афины, Египет, Палестина и, конечно, Япония. Везде его ждет наслаждение отдыхом, удовольствие и радость свету, солнцу. Это будет счастье.
Таковы были мечты господина из Сан-Франциско. Но реальность оказалась другой. В плавании штормило, его укачало и все вокруг виделось серым, унылым, не радующим, а скорее раздражающим. Он, чувствуя себя столетним разбитым стариком, со злостью думал об окружающих его итальянцах, как о мелких, воняющих чесноком, жадных людишках. Он увидел на побережье жалкие каменные домишки, сгрудившиеся над самой водой. Стены их покрывала плесень, вокруг были навалены сети, грязные ветхие тряпки, ржавые жестянки. «Неужели это та Италия, о которой я мечтал и собирался наслаждаться?» – в отчаянии подумал он.
Герою так и не пришлось воплотить заветную мечту в жизнь. По сюжету он умирает, когда путешествие только начинается. Умирает, мучительно изо всех сил цепляясь за настоящее.
Почему так произошло? Анализируя рассказ, приходишь к выводу, что реализовать свою мечту господин имел возможность давно: даже год, а то и пять лет назад. Вот только решительные действия не делал, откладывая их на потом, убеждал себя, что пока не имеет возможности позволить себе это.
На самом деле герой мечтал дышать полным объемом легких, жить полноценной жизнью, тратить деньги, но не сейчас, а потом, когда-нибудь, когда для этого сложатся все условия. А если такое случится – это и будет счастье. Он начнет радоваться, купаться в этих светлых ощущениях. Но читателя охватывают сомнения, был бы счастлив герой, если бы его реальность сложилась по-другому: погода была бы солнечной, и Италия предстала бы в другом свете.
Мечтая жить счастливо, герой не сумел или не успел осознать, что такое счастье. Что оно не там где-то за горизонтом, оно здесь и сейчас, оно в самой жизни. И не факт, что осуществившаяся мечта изливает на человека в тот же миг фонтан счастья. К тому же стоит понимать, что мечта и цель не одно и то же.
Господин из Сан-Франциско волевой и целеустремленный, живет мечтой, которая скорее цель, но он это не осознает. Он умирает, не реализовав задуманного. Но если разобраться и допустить, что двухлетнее путешествие может стать мечтой всей жизни – стоит ли ради двух лет всю оставшуюся жизнь наполнять лишениями, бессмысленным трудом и страданиями? И нужно ли исполнение мечты откладывать в долгий ящик?
Можно просто не успеть реализовать свою мечту, если откладывать ее исполнение на потом. Что, собственно, и случилось с героем рассказа. К тому же, ожидая слишком многого от реализованного, можно ошибиться в своих надеждах и тогда постигнет горькое разочарование. И уже не спасет ни сияющее солнце, ни морской бриз, на красивые пейзажи – все будет отдавать вкусом горечи.
Слайд 9НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
Цитаты и высказывания
Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже.
Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум использовать все способы борьбы с ними. Торнтон Уайлдер
Только из глубины отчаяния может родиться надежда. Вальтер Беньямин
Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. И. Гёте
Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся. Р. Гурмон
Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. В. Гюго
Часто из самого отчаяния рождается надежда. Курций
Вечно надеяться, никогда не отчаиваться — таково свойство человека большой души. Луций Флор
Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум испробовать все способы борьбы с ними. Т. Уайлдер
Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать — наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние — забвение и нарушение долга. Б. Пастернак
То, что мы называем отчаянием, часто — всего лишь острая досада из-за обманутых надежд. Джордж Элиот
Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть. А. Суворов
Надежда — посох любви: отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния. Уильям Шекспир
Если бы страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право презирать волю к власти – он вступил бы в полосу самого безнадежного отчаяния. Ф. Ницше
После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума. Анна Ахматова
Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. В. Гюго
Слайд 10НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
ЗАДАНИЕ: составь схему с тезисами в тетради, постарайся сформулировать
общий вывод
Слайд 11Добро и зло
Добро - это философский термин, равнозначащий термину благо, но
последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под добром понимается большей частью лишь нравственное благо.
Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством).
О ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо.
Добро пожаловать - приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль!
Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) - дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет.
Слайд 12Добро и зло
ДОБРО
Синонимы:
Доброе (полезное) дело, благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение,
щедрость, благость,
Глагольная сочетаемость:
Дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, быть не к добру, делать добро, поминать добром...
Эпитет:
Абсолютное, деятельное, объективное, нравственное, полезное, истинное, семейное, совершенное, мировое, малое, общественное, вечное, великое, божественное, чистое, моральное, всеобщее, человеческое.
Слайд 13Добро и зло
ЗЛО относится ко всему, что получает от нас отрицательную
оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле «зло» обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.
Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро.
Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее.
Досада, злость. Сделать что-н. со зла З. берёт. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
Слайд 14Добро и зло
ЗЛО
Синонимы:
Несчастье, неправда, злость, язва, неприятность, ярость, беда, желчь, злоба,
гнев, досада.
Глагольная сочетаемость:
Делать зло, желать зла, зло берет, зло взяло, зло сделать, победить зло, причинять зло, противиться злу, сделать зло, творить зло, укротилось всякое зло, уничтожить зло, хотеть зла
Эпитеты:
Абсолютное, большое, великое, огромное, воплощённое, меньшее, мировое, безусловное, необходимое, несомненное, страшное, очевидное, кажущееся, вопиющее, малое, главное, действительное, чистое, невидимое, бессмысленное, моральное, общественное, истинное, тяжкое, чужое, внутреннее, немалое, всеобщее, духовное, физическое.
Слайд 15Примерные темы "Добро и зло"
Что такое доброта?
Чем доброта отличается от милосердия?
Почему
человек должен быть добрым?
Может ли доброта принести человеку разочарование?
Нужно ли сдерживать в себе доброту?
Как человек может воспитывать в себе доброту?
Кого можно назвать добрым человеком?
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Какими качествами обладает добрый человек?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Может ли доброта причинить вред человеку?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
Что может сделать человека добрее?
Роль добра в жизни каждого из нас
Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла — бездействие доброго человека"?
Согласны ли вы с тем, что "ничто не является злым с самого начала"?
Доброта как качество счастливого человека
Доброта как важнейшее качество человека
Как вы понимаете смысл фразы: "Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
В чем проявляется зло?
Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
Может ли зло быть на благо?
Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
Можно ли воспитать в человеке доброту?
Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
Важно ли прививать доброту с детства?
Может ли зло помочь человеку понять себя?
Согласны ли вы с утверждением, что "злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые"?
В чем проявляется истинная доброта?
Всегда ли зло совершается намеренно?
Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно - Зло?
Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
Слайд 16В чем разница между добром и ханжеством?
Может ли за добрым поступком
скрываться злой умысел?
Кого можно считать добрым человеком?
Высшая мудрость - различать добро и зло
Можно ли отвечать добром на зло?
Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова?
Нужно ли отвечать добром на зло?
Злость как качество несчастного человека
Может ли злой человек стать добрым?
Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
Причины жестокости
Всегда ли люди отвечают добром на добро?
Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
Каким был бы мир без добрых людей?
Всегда ли добро побеждает зло?
Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
Может ли злобный человек быть счастливым?
Что порождает злость в людях?
Может ли жестокостью заслужить уважение?
Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
Почему люди становятся жестокими/злобными?
Роль доброты в современном мире
Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
Есть ли место злости в добром сердце?
Воспитание как источник злобы в человеке
Слайд 17темы прошлого года "Доброта и жестокость"
501. Как Вы понимаете высказывание римского
философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
503. В чём заключается сила доброты?
504. Как связаны между собой любовь и доброта?
505. В каких поступках человека проявляется доброта?
506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
508. Что значит быть добрым?
509. Почему жестокость разрушительна?
510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
513. Какие времена можно назвать жестокими?
521. Какого человека можно назвать добрым?
522. Естественная ли потребность человека проявлять доброту?
525. Может ли доброта навредить?
526. Какие жизненные события могут научить доброте?
527. Добрым рождаются или становятся?
528. Может ли доброта победить жестокость?
529. Каковы могут быть причины жестоких поступков?
530. Может ли доброта противостоять жестокости?
531. «Добро должно быть с кулаками...» Так ли это?
532. Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»?
533. В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»?
541. Как противостоять жестокости?
542. Можно ли истребить зло, не прибегая к жестокости?
543. Может ли стремление творить добро стать смыслом жизни человека?
545. Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха Гейне: «Доброта лучше красоты»?
546. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба»?
547. Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми располагает к жестокости?
548. Как связаны доброта и способность к состраданию?
550. Страдают ли жестокие люди?
551. Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?
552. Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением жестокости?
553. Оправдана ли жестокость военным временем?
Слайд 18Добро и зло
Что превращает человека в злого А.И. Солженицын «Матренин двор»
Один
из ключевых персонажей произведения А. И. Солженицына «Матренин двор», до глубины души поражающих своей жестокостью — это Фаддей. Он давно любил Матрену, но отправился проходить срочную службу в армии, а затем на войне его объявили без вести пропавшим. С тех пор его семья утратила надежду на то, что сын вернется, а Матрену взяла в качестве супруги младшего сына. Женщина не стала возражать: тяжелые времена заставили согласиться с участью домработницы, поскольку семья в ней нуждалась. Когда Фаддей вернулся, он не понял ситуации и проявил крайнюю жестокость, обвиняя во всем, что произошло брата и любимую. Время текло, но обида не забывалась. Матрена, которая потеряла всех детей и мужа, именно в этот момент получает от Фаддея на воспитание Киру. Он и настоял на том, чтобы женщина отдала горницу.
После гибели Матрены Фаддей не смог простить обиду и холодно принял участие в разделении ее имущества. Жестокости героя нет предела и оправдания: Матрена всегда оказывала помощь в трудные времена его семье, только по этой причине она и оказалась ему неверна.
Слайд 19Добро и зло
Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
Яркий
персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену. Напротив, героиня проявила все добро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.
Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочтения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.
Слайд 20Добро и зло
Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание»
В великом романе Ф. М. Достоевского присутствует яркий персонаж, душа которого не имеет ни капли жестокости. Она переполнена добром. Автор убежден: сопереживание, сострадание может пробудить человечность в людях. Сонечка Мармеладова была вынуждена продавать свое тело, чтобы обеспечить пропитание детям собственной мачехи, отцу-пьянице, таким образом она демонстрировала сочувствие. Невзирая на эти трудности, она сохраняет душевную доброту и не становится жестокой. Сонечка повстречала Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всем добром, и помогла спастись его душе.
Слайд 21Добро и зло
Добро или эгоизм, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В культовом
романе Ф. М. Достоевский создал образ героя, который является олицетворением поля битвы между добром и злом, и душевных терзаний, связанных с этим. Эти категории живут в главном персонаже романа рядом. Родион Раскольников сам по себе является добрым человеком, искренне любит людей, обожает сестру и свою мать, помогает им, неравнодушен к выпившей девочке, но одновременно демонстрирует невероятный эгоизм, злость и жестокость. Герой создал теорию том, что люди делятся на два разряда. В соответствии с ней, заранее определено, кто должен жить, а кто умереть.
Родион любил людей, страдал и сопереживал им, но жестоко расправился со старухой-процентщицей, а также ее сестрой Лизаветой. По убеждению героя, он решился на преступления во имя добра. Появляется парадокс: в основу добра положено зло, и борьба этих противоположных категорий постоянно ведется в его душе. Автор стремился продемонстрировать читателю на примерах рассуждений героя, насколько тяжело дается преодоление себя, когда стараешься выбрать путь добра, но внутреннее зло этому мешает.
Слайд 22Добро и зло
Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. В.
Вольф
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней. О. Бальзак
Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой
Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу. В. Ключевский
Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу. В. Ключевский
Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад. Гейне
"Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями." Джордж Бернард Шоу
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью. Марк Аврелий
Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Н. Толстой
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. Л. Толстой
Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты обычно когда уже слишком поздно. И тогда он бывает очень растроган тем, каким благородным, оказывается, мог бы он быть. Эрих М. Ремарк
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л. Толстой
Доброта лучше красоты. Г. Гейне
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов
Награда за доброе дело — в самом его свершении. Р. Эмерсон
Чувство сострадания и доброжелательности нередко заглушается безудержным себялюбием. Ф. Вольтер
Слайд 23Задание
Напиши сочинение по выбранной теме направление «Добро и зло»
Что такое добро?(зло?)
Думаю, каждый человек по – своему ответит на этот вопрос. Я считаю, что добро(зло)…
Добро к животным, людям, обществу, в трудные жизненные моменты
Рассмотрим как эта тема раскрывается в произведениях русской литературы./ Во многих произведениях русской литературы говориться об этом.
Слайд 24Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в
философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Слайд 25Гордость и смирение
Гордость - это нравственное качество личности, проявляющееся через две
кардинально разных стороны:
Как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.
Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т.д. Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.
Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.
В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.
Как следствие переоценки заслуг человека в коллективе, когда могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому- или чему-либо.
В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании признаков с какой-либо доминантой.
Слайд 26Гордость и смирение
Синонимы:
гордыня, себялюбие, самомнение, честолюбие, самолюбие, тщеславие, высокомерие, самоуверенность, гордыня,
достоинство.
Глагольная сочетаемость:
Гордость мешает, требовала, говорила, взыграла, распирала, исчезла, предшествует, удержала; испытывать гордость, почувствовать гордость, забыть о гордости, раздуваться от гордости, наполнять кого-либо гордостью, ощутить гордость, наполниться гордостью, переступить через свою гордость, сохранить остатки гордости, смирить свою гордость, преисполниться гордости, наплевать на гордость, не скрывать гордости.
Эпитеты:
нескрываемая, непомерная, патриотическая, удовлетворённая, сдержанная, затаённая, отцовская, национальная, отеческая, мальчишеская, ложная, неуместная, заслуженная, профессиональная, простодушная, упрямая, неподдельная, безмерная, надменная, высокомерная, родовая, родительская, чрезмерная, раненая, материнская, неукротимая, дворянская, врождённая, неприкрытая, вызывающая, извращённая, справедливая, глупая, неописуемая, особая, тайная, благородная, болезненная, проклятая, непонятная, немалая, излишняя, семейная, искренняя, народная, нелепая, воинская, собственная, безумная, невероятная, спокойная, великая, горькая, прежняя, королевская, личная, истинная, человеческая.
Слайд 27Гордость и смирение
Смирение – это нравственное качество, противоположное гордости.
Сознание своих слабостей
и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.
покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.
Способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.
Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей - без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.
Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу жизни на основе любви.
Слайд 28Гордость и смирение
Толковый словарь
ГО́РДОСТЬ
Женский род
1.
Чувство собственного достоинства, самоуважения.
"Национальная г."
2.
Чувство удовлетворения от
чего-н.
"Говорить с гордостью"
3.
Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
"Обвинять кого-н. в гордости"
Толковый словарь
СМИРЕ́НИЕ
Средний род
Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
Слайд 29Гордость и смирение
Синонимы:
Кротость, добродушие, всепрощение, смиренность, скромность, покорность, безропотность, терпеливость, уступчивость,
миролюбие.
Глагольная сочетаемость:
Проявить смирение, иметь смирение, выражать смирение, изображать смирение, призывать к смирению, говорить о смирении, демонстрировать смирение, требует смирения, приводить к смирению, принимать со смирением, смениться смирением, отличаться смирением, обрести смирение.
Эпитеты:
покорное, притворное, напускное, стоическое, кроткое, ангельское, ложное, трогательное, деланное, благоговейное, должное, вынужденное, истинное, подлинное, безнадёжное, глубокое, печальное, великое, искреннее, совершенное, крайнее, абсолютное, бесконечное, внешнее, тихое, спокойное, полное, духовное, внутреннее, большое, настоящее, собственное, лицемерное, безропотное.
Слайд 30Гордость и смирение
Гордость
Гордыня
Базаров
Гринев
Болконский
…
Гордость это = и – качество?
Старуха Изергиль
Онегин
Печорин
…
Слайд 31Гордость и смирение
Смирение
Катерина
Лиза
….
Смирение =и – качество?
Слайд 32Структура аргумента
Гордость- это положительное качество или отрицательное?
Гордость может быть как положительным
качеством, так и отрицательным. Но как такое возможно? Если человек зациклен только на себе, считая, что окружающие – жалкие, мелкие люди, испытывает к ним чувство презрения – это одна сторона гордости. Если же человек имеет чувство собственного достоинства, не позволяет другим людям относиться к себе и дорогим людям неуважительно, -это другая сторона гордости, которую мы смело можем назвать положительной. В литературе есть немало пимеров, доказывающих мою точку зрения.
Слайд 33Гордость и смирение
Доказываем свою т.з.(основная часть, отрывок)
Например, в поэме М. Ю.
Лермонтова «Песня про купца..» раскрывается образ гордого молодого героя, стремящегося защитить честь семьи. Степан Парамонович – честный и справедливый человек, для которого было невыносимым осознавать, что из – за поступка Кирибеевича на жену может лечь пятно позора. Именно поэтому купец желает наказать опричника в честном кулачном бою. Таким образом, чувство гордости помогло герою пойти по верному пути: Степан Парамонович заступился за возлюбленную, он был готов пожертвовать жизнью ради дорогого человека.
Слайд 34Гордость и смирение
«Дубровский» А.С. Пушкин
Кирилла Петрович Троекуров представлен знатным и богатым
барином, живущим в собственном поместье Покровское. Он имеет крутой нрав, держит в страхе всех соседей. Не боится его только бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии. Оба героя – вдовцы с детьми и бывшие сослуживцы. Троекуров хочет выдать свою дочь Машу замуж за сына Дубровского Владимира.
Ссорятся друзья из-за неожиданной размолвки. Дубровский очень горд и независим, что только способствует усугублению сложившейся ситуации. Троекуров показывает свою всесильность и властность – принимает решение лишить Дубровского его имения, поручая заседателю Шабашкину найти «законные» основания для осуществления своего плана.
Слайд 35Гордость и смирение
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
Героиня Татьяна представлена в роли светской
дамы. Ее сопровождает тот самый генерал, который очень гордиться супругой. Женщина сочетает в себе удивительные качества. С ней просто, поскольку она остается собой всегда.
Онегину Татьяна сообщает, что любит его и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но не может быть с ним, поскольку другому отдана и хранит верность своему мужу.
Слайд 36Гордость и смирение
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Любой ребенок связан со своими
родителями. Отношение к ним – лакмусовый лист, определяющий нравственность человека. Базаров, например, считает любовь физиологией и видит в этом чувстве родителей лишь животный инстинкт. Ему томно в их доме, из-за этого он не находит общего языка ни с отцом, ни с матерью.
Сцена прощания с Евгением, которая состоялась между Василием Ивановичем, Ариной Власьевной и их сыном – трагическая. Старенькие родители очень любят своего Енюшку, а сын, пробыв у них три дня, сообщил, что такое общество быстро наскучило. Отец и мать старались принять сына как можно лучше, не раздражали собственной заботой. Здесь Арина Власьевна показывает, что имеем собственное достоинство и считает слова сына оскорблением. Женщина требует и от своего мужа проявления мужественности и гордости. Ею подобраны нужные слова для утешения супруга.
Слайд 37Гордость и смирение
Примеры смирения в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского
Лизавета была
полной противоположностью своей сводной сестры Алены Ивановны, старухи-процентщицы. Это набожная, смиренная девушка, но она не безгрешна. Лизавету можно сравнить с Соней Мармеладовой. Девушка – безвинная жертва Раскольникова, ставшая немым укором Родиону.
Прасковья Павловна Зарницына, хозяйка квартиры, в которой жил Раскольников, – добродушная женщина, дарящая душевную теплоту. Образ Натальи, ее покойной дочери, невесты Родиона, представлен для того, чтобы показать светлые стороны главного героя романа.
Соня, робкая девушка. Она все время старается избежать беды, оставаясь кроткой и покорной. Лужин подло выставляет героиню «воровкой», из-за чего Соня испытывает чувство собственной беспомощности. Но, несмотря на это, когда Раскольников спрашивает жить ли обидчику, девушка говорит, что на все Божий Промысл.
Образ Р. символичен. Это раздвоение, раскол. Герой постоянно стоит перед выбором: любовь к людям или убийство, совершение преступления или мучения совести, построение собственной теории сверхчеловека или поиск веры.
Гордость и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Главный герой романа Ф.М. Достоевского Родион Раскольников задавался вопросом: «тварь я дрожащая или право имею»? Смотря на то, как много людей живет в нищете и бедствует, он решился на убийство старухи-процентщицы, дающей наличные под залог вещей, пологая, что сможет украденными деньгами помочь страдающей молодежи.
На протяжении всего романа Раскольников проверяет собственную теорию о возможностях сверхчеловека, находя в этом оправдание сделанным поступкам: полководцам и властителям никогда не мешают нравственные преграды на пути к поставленным целям. Родиону тяжело жить с осознанием того преступления, которое совершил, и он решает признаться в содеянном. Через некоторое время к главному герою романа приходит понимание, что его теория о сверхчеловеке ошибочна, и что гордость в итоге стает причиной гибели. Раскольникову приснился сон, как фанатичные в своей правоте люди совершали убийства из-за непринятия иных истин. Жизнь Родиона показывает, что никакими благими намерениями нельзя оправдать бесчеловечные методы.
Слайд 38Гордость и смирение
Задание:
Выбери две темы для сочинения по этому направлению. Одну
используй для работы в аудитории, вторую для работы дома. Напиши сочинение.
Желаю успеха!
Слайд 39Гордость и смирение
Чем отличается гордость от гордыни?
Как отличить гордость от высокомерия?
Какого
человека называют гордым?
Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
Стоит ли терпеть обиды?
Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?
Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?
Нужна ли человеку гордость?
Как связаны скромность и смирение?
Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
Как связаны сила духа и гордость?
Согласны ли вы с утверждением: "Смирение — вот противоядие от стыда"?
Помогает ли смирение понять себя?
Гордость или смирение обогащают личность?
Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
Как вы понимаете смысл высказывания "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?
Как вы понимаете значение высказывания "Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива"
Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
Как связаны гордость и эгоизм?
Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
В чём разница между гордостью и смирением?
Что такое мнимая гордость?
Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
Слайд 40Война и мир
«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные
с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Слайд 41Война и мир
1) Сущность войны
В книге «Война и мир» Л.Н. Толстой
демонстрирует неприглядную
сущность войны, далекую от парадов и подвигов. По его мнению, война —
это бесчеловечное и противоправное деяние, которое попирает все
достижения и ценности человека. Он описывает, как крестьяне, жившие
вдоль Смоленской дороги, сжигают все свое достояние, чтобы оно не
досталось врагу, как солдаты мерзнут и умирают от голода, преследуя
таких же несчастных и полуживых людей. Последствия войны ничуть не
лучше: настоящих героев быстро забывают, а карьеристы пользуются их
достижениями. Таким образом, война не может быть благом или
средством для его достижения, ведь она не ведет к справедливости, а
порождает несправедливость.
Слайд 42Война и мир
Тема народа и личности
Во время войны людям пришлось объединиться.
Общее горе сближает.
Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому
сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти
место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми
словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя
собственной жизнью.
Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся
сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на
поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об
одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан
мундира очередной орден.
Автор подчеркивал, что действуя врозь ничего не добьешься. Только
объединившись, можно горы свернуть, победить любого врага. Простой
народ он считал единственной силой, против которой никто не устоит.
Слайд 43Война и мир
Тема истинного счастья Главные герои ищут свой смысл жизни
на протяжении всего романа и находят его. Пьер Безухов понял, что предел его мечтаний – это любовь и семья. Андрей Болконский, также некогда мечтающий о военной славе, разочаровался в Наполеоне и осознал всю разрушительность, глупость и бессмысленность войны. Небо под Аустерлицем стало для Андрея воплощением мирного, доброго и вечного, всего того, в чем он и увидел истинное величие и красоту.
2) Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? Лев Толстой утверждает: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В данном случае война не несёт в себе ничего святого и важного, так как она была вызвана лишь тщеславием Наполеона, жаждущего власти. Истинной силой, по мнению автора, обладает народ, сжигающий свои скудные, нажитые непосильным трудом владения, только бы они не достались врагу. Это и есть подлинное величие, в чем я не могу не согласиться с автором.
Слайд 44Война и мир
Тема истинной и ложной любви На примере Ростовых, Безуховых
и Болконских автор показывает, какой бывает настоящая чистая любовь, на которой строятся духовные союзы, наделённые нерушимой силой. Это Пьер и Наташа, Николай и Марья. Этим семьям противопоставлены лживые и расчётливые Курагины и Друбецкие, неспособные на искренность и верность. Они готовы на подлые поступки ради своей выгоды, за что с Элен и Анатолем Курагиными судьба сыграла злую шутку. Автор романа-эпопеи преподносит духовные основы взаимоотношений как движущую силу народа и каждой отдельной личности.
2) Образы Кутузова и Наполеона. Роль личности в истории. Толстой своим произведением утверждает решающую роль народных масс в истории. По его мнению, действия так называемых «великих людей» не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории». Толстой ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий, в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа, то есть он может быть сознательным проводником хода истории. Кутузов сам близок народу, он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой (главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии). Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек, он не может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности.
Слайд 45Война и мир
1) Ответственность человека перед историей, отношение к войне. В
произведении особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека – исторического деятеля и всякого человека – перед историей. По мысли Толстого, человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти, но и частный человек несвободен. Толстой подчеркивает, что надо уметь разоряться ради защиты Отечества, как поступают Ростовы, быть готовым отдать все, пожертвовать всем, как это умеет Пьер Безухов, но не умеют пришедшие в здание дворянского собрания именитое купечество и благородное дворянство.
2) “Мысль семейная”
Ростовы На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху (напр. организация Ростовым-старшим приема москвичей в честь Багратиона). Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность (именины Наташи, поведение Николая на войне, святки). Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Болконские Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах размеренную, осмысленную жизнь. Он весь в прошлом, но зорко следит за настоящим. Его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына Андрея. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, – расплата за его деспотизм. Болконский живет «жизнью ума», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Перед смертью к нему снова возвращаются чувства жалости и любви, его последние мысли о дочери и России, он преисполнен гордости за сына. Курагины Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.
Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадемуазель Бурьен). Анатоль на редкость зауряден и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий.
Слайд 46Война и мир
1) Женские образы в романе.
Наташа Ростова Секрет ее
чарующего обаяния в искренности, в том, что ее «душевная сила» не терпит насилия над живой жизнью. Сущность натуры Наташи – любовь. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем, и особенно в тот период, когда она ухаживает за ним перед его смертью. Именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. После замужества единственным смыслом жизни для Наташи становится семья. Наташу отличают душевная щедрость и чуткость (отношение к Соне, отдает подводы раненым), тонкое понимание природы (ночь в Отрадном). Она обладает даром действовать на окружающих облагораживающе (пение Наташи слушает Николай после карточного проигрыша Долохову). По мысли Толстого, в нравственном отношении Наташа выше Сони (самопожертвование Сони корыстно – она стремится поднять себе цену в глазах окружающих, чтобы быть достойной Николая). Ошибившись в Анатоле, Наташа через страдание приходит к очищению, заявляя Андрею Болконскому: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю...» Наташа живет инстинктом (ее чувство к князю Андрею не выдерживает испытания физическим влечением, которое будит в ней Анатоль), но и в этом, по Толстому, проявляется естественность Наташи, ее близость к природному. В образе Наташи воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от Наташи исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Это толстовский идеал жизни, без мук и исканий холодного разума.
Марья Болконская Строгая атмосфера родительского дома и непонимание со стороны отца побуждают Марью искать успокоение в религии, общении с «божьими людьми». Марья постоянно противостоит старому князю Болконскому, как ее вера противостоит отцовским точным наукам, а душа – разуму. Марья обладает способностью к искреннему самопожертвованию (ее отношение к мадемуазель Бурьен). Она, как и Наташа, живет «жизнью сердца», у нее развита интуиция – получив известие о гибели брата после Аустерлица, Марья не верит этому и не сообщает печальную новость Лизе, жене Андрея, оберегая ее. Однако Толстой не идеализирует Марью, показывая ее слабые стороны. В сцене бунта крестьян в Богучарове Марья ведет себя наивно, не может отличить правды от лжи, пытается из сострадания раздать мужикам господский хлеб, приняв за чистую монету их жалобы на тяжелую жизнь. Марья, как и остальные герои Толстого, «проверяется» Отечественной войной 12-го года. Болезнь отца и его кончина, необходимость выбора ставят Марью в трудное положение. Однако она не поддается искушению, отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти французов и принимает решение уехать из Богучарова. Как и другие героини Толстого, Марья свои лучшие качества раскрывает, переживая любовь. Через общение с Николаем Марья преображается несмотря на внешнюю некрасивость, неоднократно подчеркиваемую Толстым, становится прекрасной. От сравнения с Соней Марья только выигрывает. Она более искренняя, более цельная, самостоятельная личность. Семейная жизнь Николая и Марьи обоим приносит счастье и покой, потому что супруги взаимно обогащают друг друга.
Слайд 47Война и мир
«Диалектика души» (особенности психологизма Толстого) «Диалектика души» – постоянное
изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому). Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого. Средства психологической изобразительности у Толстого: а) Психологический анализ от лица автора-повествователя. б) Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр. размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать). в) Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей» (напр. поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица). г) Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр. сны Пьера). д) Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлений, а на том, как воспринимает их персонаж (напр. первый бал Наташи). е) Внешние детали (напр. дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица). ж) Расхождение между тем временем, в котором реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр. внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).
Слайд 48Клише для вступления
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь
дать свое определение этим понятиям.
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...
Всем известно, что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и …, и …
С давних времён люди задумывались над вопросом … Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей. Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... . Одни считают, что .... Другие .... Я считаю, что… На мой взгляд, ….
Слайд 49Клише для заключения
Невольно напрашивается вывод…
Таким образом, …
Итак, можно
сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Хочется выразить надежду на то, что …
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
Слайд 50Клише для обращения к произведению и его анализ
Обратимся к роману… (автор,
название).
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название). o Вспомним героя повести… (автор, название).
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
Слайд 51ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ ЕГО ФРАГМЕНТА:
Поэт/ писатель показывает…
Он ставит нам
в пример…
Автор подчеркивает…
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о ...
Писатель размышляет о…
Мы видим, что герой поступил так потому...
Автор показывает, к каким последствиям привело...
Автор повествует о…
Автор описывает…
Этому герою/поступку автор противопоставляет...
Писатель осуждает…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Автор утверждает…
Слайд 52КЛИШЕ ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
Чтобы доказать свою позицию, обращусь к
примерам из художественной литературы.
Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором ...
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
Обратимся к произведениям художественной литературы o Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)