Слайд 1Комедия
А. С. Грибоедова «Горе от ума».
«К вам Александр Андреевич
Слайд 2"Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего
пережила тебя любовь моя?»
Нина Чавчавадзе
Грибоедов Александр Сергеевич (1795 – 1829) - русский писатель, дипломат.
Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве, в старинной дворянской семье.
Слайд 3В 11 лет поступил в Московский университет и в 1810 году
окончил два факультета - юридический и словесности.
В 1812 году он поступил добровольцем в армию, но участия в боевых действиях принять ему не пришлось.
В 1817 году Александр Грибоедов был зачислен в Коллегию иностранных дел, служить ему пришлось не в Москве, а в Петербурге.
В 1818 году Грибоедов назначается секретарем русской миссии в Тегеране, а в 1822 году - еще и секретарем по дипломатической части генерала А.П.Ермолова.
Переехав в Тифлис (ныне - Тбилиси), Грибоедов работает над своим главным произведением - комедией "Горе от ума" (вначале названной "Горе уму"). Работа была завершена в 1824 году в Петербурге. Цензура запретила публиковать текст пьесы, лишь небольшие отрывки были изданы в 1825 году в альманахе "Русская Талия".
В апреле 1828 года он был назначен послом в Тегеран
Женился на юной 16-летней княжне Нине Чавчавадзе.
11 февраля 1829 года при разгроме русской миссии в Тегеране фанатиками-мусульманами Александр Грибоедов был убит.
Его похоронили в Тифлисе в пантеоне Грузии - на горе Давида.
Слайд 4« Горе от ума» - величайший памятник русской обличительной литературы.
Всей совокупностью своих тем, идей и образов комедия направлена против мракобесия, умственного застоя и духовного ничтожества косного и корыстного общества бар-крепостников, против фамусовского мира, где действуют «знатные негодяи», мелкие подхалимы, отъявленные мошенники и плуты, доносчики и «зловещие старухи», объединённые непримиримой враждой к «свободной жизни», глашатаем которой выступает Чацкий.
Слайд 5Сюжет.
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Павловне
Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Ее избранник — молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, "кто мил" Софье. В Молчалине он видит только "жалчайшее созданье", не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.
Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов).Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.
В комедии соблюдены только 2 классических единства: места и времени (действие происходит в доме Фамусова в течение суток); третье единство — действия — отсутствует, в произведении 2 сюжетные линии: любовь Чацкого и противостояние Чацкого и московского общества. Основная идея трагикомедии: протест свободной личности «против гнусной российской действительности». (А. С. Грибоедов).
Слайд 6Александр Андреевич Чацкий
Его простой и в то же время многообразный эмоциональный
портрет отражает положительного героя, страдающего максимализмом, который проявляется во всех действиях и чувствах. Если вдруг он влюбляется, то так, что «…ему мир целый казался прах и суета!». Александр Чацкий оскорбительно честен, имеет незаурядный ум, постоянно «алчущий познаний». Его знания позволяют трезво видеть проблемы политики, ущемление русской культуры, вопрос о гордости и чести, но в то же время Чацкий абсолютно слеп в делах любовных. Страстно рвётся в бой, причём со всеми сразу. Но его часто ожидают разочарования. Он противостоит страданию, закрываясь огромным количеством различных дел: жениться на Софье, открыть всем глаза, спасти Россию.
Слайд 7
Павел Афанасьевич Фамусов
Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это
рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь: “Учились бы, на старших глядя”. А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания, потому что “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: “Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал”.
В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века.
Слайд 8Алексей Степанович Молчалин
Алексе́й Степа́нович Молча́лин — персонаж стихотворной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», секретарь Фамусова, коллежский
асессор, живущий у него дома. Молчалин принимает значительное участие в развитии сюжета произведения, в списке действующих лиц он помещён одним из первых, хотя в самом произведении он появляется не так часто, по сравнению с другими действующими лицами.
Молчалин — карьерист, умеет подслужиться, приспособленец. У него два таланта — «умеренность» и «аккуратность». Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина.
Имя Молчалина стало нарицательным, обозначающим льстецов, подхалимов, послушных исполнителей всех распоряжений руководства, скрывающих своё собственное мнение. Еще в середине XIX века Белинский писал: «Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, — скажите: вот Молчалин!».
Слайд 9Сергей Сергеевич Скалозуб
Скалозуб — полковник, быстро сделавший себе военную карьеру:
Скалозуб
В тринадцатом году мы отличались с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.
Фамусов
Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!
Имеет, кажется, в петличке орденок?
Скалозуб
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
Он хвастлив, по службе продвигается за счёт своих товарищей: Довольно счастлив я в товарищах моих, // Вакансии как раз открыты; // То старших выключат иных, // Другие, смотришь, перебиты. Скалозуб по-военному прямолинеен, что, впрочем, не вредит ему в обществе.
Слайд 10Софья Павловна Фамусова
Софья Павловна Фамусова –
17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства Софьи был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого девушка очень изменилась, как изменилась и ее любовь.
На формирование Софьи повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя Софья выбирает Молчалина.
В статье «Мильон терзаний» И. Гончаров сравнил Софью с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: «Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все», «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».
Слайд 11Конфликт в пьесе.
Социальный конфликт.
Основной конфликт отражает
внутренние противоречия в русском обществе первой четверти XIX века. В конфликте Чацкого с фамусовской Москвой отразилось столкновение двух враждебных общественных сил: прогрессивно настроенных дворян и реакционного лагеря дворян-крепостников.
Конфликт в пьесе движет всем действием. Наличие двух конфликтов определяет развитие двух сюжетных линий пьесы, которые постоянно взаимодействуют и усиливают друг друга.
Конфликт личного характера – это любовная драма Чацкого и Софьи.
Слайд 12 Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и
Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»; «Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары». Эти отточенные реплики Чацкого как бы очерчивают границу между ним и «веком минувшим», но не отжившим еще, не умершим.
В конце III действия Грибоедов ремаркой подчеркивает, как сценически откровенно стало одиночество Чацкого: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам».
Это уже итог. Чацкий еще долго в сенях фамусовского дома будет прощаться с прошлым, слушать вздор Репетилова, отрезвится позором Софьи, но путь — «Вон из Москвы!» — указан ему уже здесь.
Слайд 13Используемые материалы:
1. Русская драматургия XIX века/Сост., автор
примеч. С. К. Никулин.
– М.: Современник, 1988.
2. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» (критический
этюд)//А. С. Грибоедов . «Горе от ума». – Ленинград:
Детская литература, 1969. – С. 119-149.
3. Литература. 9 кл. Методическое пособие /
Т. Ф. Курдюмова, О. Б. Марьина, С. А. Леонов,
Е. Н. Колокольцев. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2010.
4. images.yandex.ru
5. video.yandex.ru