Слайд 1Рассказ Н. В. Гоголя «Пропавшая
грамота».
Слайд 2Николай Васильевич Гоголь – один из самобытнейших русских писателей. Его книги
читаются всю жизнь, каждый раз по-новому. Его слово воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России.
Невозможно переоценить влияние, которое Гоголь оказал на русскую, да и на мировую литературу. Достоевский, говоря о себе и своих литературных современниках, сказал, что все они вышли из «Шинели» Гоголя. К творчеству Гоголя обращался и обращается отечественный и зарубежный театр и
кинематограф, находя в нём новое содержание.
Слайд 3Годы жизни: 1809-1852.
- Родился на Украине 20 марта (1 апреля)
1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
- Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству,
интересовался литературой и даже написал несколько комедий на украинском языке.
- Мать Мария Ивановна – дочь богатого помещика.
Слайд 4Украина – колыбель великого писателя. Малороссийские предания и песни – мир
гоголевского детства.
- Получил образование в Нежинской гимназии, где проявился его интерес к литературе и живописи, а также актёрский талант.
- После окончания гимназии – Петербург, государственная служба. Знакомство с Пушкиным (1831).
- Имя молодого писателя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки.
Слайд 5«Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Н.В. Гоголю настоящую славу. Свободный,
живой разговор, великолепно драматически построены диалоги, богатство народных преданий – все это сделало книгу занимательной и одухотворенной. Добрый юмор, оригинальные герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства. Это книга романтика художника, поэта в прозе.
Слайд 6Перед нами необычная форма построения произведения, как бы «рассказ в рассказе»
- От
какого лица ведется повествование? (Фома Григорьевич – дьячок)
- Вслед за названием: «Вечера на хуторе близ Диканьки» во всех изданиях есть подзаголовок: «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком»
Пасечник – пчеловод, рудый – рыжий.
Слайд 7 Кроме этого перед каждой частью есть предисловие, которое тоже ведется от
лица Панька.
- Почему именно пасечнику доверяет автор самый первый разговор с читателем?
Некоторые современники Гоголя считали, что он таким образом стремился спасти себя от критики. Другие утверждали, что он хотел подчеркнуть, что это произведение близко к народному творчеству. – Как вы думаете, кто прав?
Слайд 8План истории, «как ведьмы играли с покойным дедом в дурака».
Примерный план:
1. Ведьма
предложила 3 партии в дурня – взамен на шапку
2. Под ликованье морд дед остался дурнеем в 1-й раз
3. Деда перехитрили
4. Дед перекрестил карты
5. Шапка и конь в придачу
- Обратите свое внимание на доску, где дан план повести, который поможет нам в работе.
Слайд 9 Попытаемся определить жанр этого произведения.
Чем сложен язык произведения? (Верно, употреблением украинских слов
и выражений).
- Обратите свое внимание на доску: «Словарная работа» (найти после предисловия)
Москаль – русский на Украине
Ятка – навес, шатер на ярмарке
Люлька – трубка
Рядно – деревенский холст из грубой льняной пряжи. (Показ)
- Найдите в учебнике определение этих слов.
Слайд 10 Какие герои «Пропавшей грамоты» встретились вам ранее в народных, волшебных сказках? (ведьмы,
черти).
- Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках.
- Где грань реального и фантастического в произведении (найти в тексте).
Слайд 11- Чем нечисть похожа на людей?
- Нечистая сила ведёт себя почти
как разгулявшиеся люди. Автор нам показывает человеческие пороки. Показывает, как себя не надо вести.
Слайд 12- Вспомним эпизод, когда главный герой играет в карты с нечистью.
- Каким голосом должна говорить нечисть? - Почему? - Каким голосом говорит главный герой?
Слайд 13Каким вы себе его представляете? -А какой представляете нечистую силу? -
А такими героев представляют художники — мультипликаторы ( показать фрагмент из м/ф по мотивам повести)
Слайд 14- Вернёт ли герой грамоту? - Каким образом? (Да, он одолеет
нечисть, подчинит себе.) Работа с текстом.
- Какие качества помогут главному герою? (Смелость, отвага, хитрость, вера в Бога.)
Слайд 15 Закрепление
- О чем это произведение?
- Постарайтесь определить его главную идею
- Как Гоголь в подзаголовке
называет это произведение? («быль, рассказанная дьячком»)
- Верите ли вы автору?
- Как бы вы сами определили жанр произведения, которое прочитали?
Слайд 16Домашнее задание:
Прочитать любое другое произведение из сборника, иллюстрация к уроку (
по желанию)