Слайд 1Презентация
Черты сентиментализма в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3
«Ибо и крестьянки любить умеют…»
Н.М.Карамзин
Слайд 6В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события
— крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу — таковы были реальности, ставшие перед русскими дворянами.
В этих условиях прежние ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.
Слайд 8
В недрах русского просветительства рождается новая философия.
Рационалисты, полагавшие разум главным
двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства.
Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.
Слайд 10
Николай Михайлович Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью
людей и всеобщему благу — в воспитании
чувств. Любовь
и нежность, как бы
переливаясь из
человека в человека,
превращаются в добро и милосердие.
Слайд 12"Слезы, проливаемые читателями, — писал Н. М. Карамзин, — текут всегда
от любви к добру и питают его".
Слайд 13На этой почве зарождается литература сентиментализма.
Слайд 14Сентиментализм – направление литературы XVIII века.
Слайд 15Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке.
Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали, может испытывать чувство удовлетворения.
Слайд 17 Сентиментализм противоречит строгим нормам классицизма и описывает внутренний мир человека
и его чувства.
Слайд 18Если классицизм — это разум, долг, то сентиментализм — это нечто
более светлое, это чувства человека, его переживания.
Слайд 20Сентиментализм – литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит
культ чувственности, чувства.
Слайд 21Единство места, времени и действия в сентиментализме не имеет значения, главное
– человек и его состояние души.
Слайд 22Основная тематика сентиментализма — любовная.
Слайд 24Н. М. Карамзин - самый знаменитый и талантливый писатель, что активно
работал в этом направлении.
Слайд 25Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая
повесть.
Слайд 27В центре «Бедной Лизы» - любовь, нежное чувство дворянина к простой
крестьянке. Главное внимание уделено чувствам, переживаниям, мыслям героев.
Слайд 29
Тема счастья и высокой любви - очень чувственна,
влюблённость
Эраста в
Лизу
искренняя, возвышенная.
Слайд 31Лиза - чистая и глубокая душа, обладающая восприимчивым и мягким сердцем.
Лиза часто грустила из-за смерти отца, однако матери старалась этого не показывать и стремилась казаться "покойною и веселою". Девушка по натуре своей робка и застенчива. Впервые встретившись с Эрастом, она "показала ему цветы - и закраснелась".
Слайд 36
Лиза наивна, иногда до крайности: она сразу сообщает, где живет,
Совершенно
незнакомому человеку.
Она - идеал для юноши.
Слайд 38Образ Лизы в повести "Бедная Лиза" Н. Карамзина считается первым образом
женщины из низшего сословия в русской литературе. Изображение девушки из народа в 18 - м веке было весьма прогрессивным и нетипичным, тем более в качестве героини любовного романа.
Слайд 39Н. Карамзин вложил в образ Лизы в повести "Бедная Лиза" глубокий
смысл: перед Богом и любовью нет сословий, все люди равны, "и крестьянки любить умеют".
Слайд 40Вторая тема - предательство, когда любовь перестаёт быть просто платоническим
чувством.
Идеал
рассыпается
при столкновении с реальностью, чувство сгорает.
Слайд 41Лиза подбегает к Эрасту, обнимает своего возлюбленного, но тот сообщает, что
женится, чтобы поправить свое положение, поскольку в походе он проиграл в карты почти все свои деньги, и просит оставить его в покое, пытаясь откупиться от Лизы деньгами.
Слайд 43Над Эрастом берет верх жажда финансового благополучия и социального признания, естественные
порывы собственной души ему приходится отодвинуть на второй план. Как результат – глубокие душевные страдания, которые происходят из неестественности подобных отношений между людьми.
Слайд 45Повесть «Бедная Лиза» - психологическая повесть - открывает читателю нежные чувства
двух влюбленных.
Слайд 46
Эраст - приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив,
богат и искушен в светской жизни: «сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».
Слайд 49 Эраст по натуре мечтателен и имел живое воображение. Начитавшись романов,
в которых «люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали», он решил, что «нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».
Слайд 51Черты сентиментализма встречаются в повести Н. Карамзина в каждой строке. Лирическое
повествование ведется плавно, спокойно, хотя в произведении чувствуется накал страсти, сила эмоций.
Слайд 52Одна из особенностей сентиментализма как литературного направления - внимание к
внутреннему миру человека (психологизм).
Слайд 54Герои переживают новое для них обоих чувство любви – нежно и
трогательно.
Слайд 56Они страдают, плачут, расстаются: «Лиза рыдала – Эраст плакал…»
Слайд 57Одна из особенностей сентиментализма как литературного направления - игнорирование окружающей
среды, обстоятельства придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны.
Слайд 58Н. Карамзин подробно описывает состояние души несчастной Лизы, когда она провожала
Эраста на войну: «…оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Слайд 59Все произведение «Бедная Лиза» пронизывают лирические отступления.
Слайд 60Н. Карамзин постоянно напоминает о себе, он присутствует в произведении и
комментирует все, что происходит с его героями.
Слайд 61 «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там
весну…», — рассказывает автор о месте близ Си…нова монастыря, как раз там и находилась хижина Лизы и ее матери.
Слайд 62 «Но я бросаю кисть…», «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится
по лицу моему», — так описывает свое эмоциональное состояние автор, когда смотрит на своих героев.
Слайд 63Он жалеет Лизу, она ему очень дорога. Он знает, что его
«прекрасная Лиза»
достойна лучшей
любви,
честных отношений,
искренних чувств.
Слайд 64А Эраст… Н. Карамзин не отвергает его, ведь «любезный Эраст» очень
добрый, но по натуре своей или воспитанию ветреный молодой человек.
Гибель Лизы сделала
Эраста несчастным
на всю оставшуюся жизнь.
Слайд 65Эраст - воплощение сразу двух важнейших тем, заложенных автором в сам
сюжет и в его скрытый смысл.
Слайд 66 Эраст же до конца жизни был несчастен и понимал, что
он виновен в ее смерти. Образ этого героя автор связывает с
«большим» городом,
развращающим и
уничтожающим
в человеке все «естественное».
Слайд 68Через действия романтического героя выражается противоречие между естественными чувствами и искусственно
созданными законами, в том числе социальными. Эраст практически полностью создан из этих противоречий, и его судьба становится демонстрацией того, почему чаще всего побеждают законы человека, а не законы природы.
Слайд 71Одна из особенностей сентиментализма как литературного направления - важнейшая тема
сентиментализма – тема смерти.
Самоубийство Лизы - очень важный эпизод в раскрытии ее характера. Она казалась воплощением христианских добродетелей. Как такая чистая душа могла решиться на столь тяжкий грех? Героиня решает утопиться, бросившись в воду. Горе лишило ее последних сил, и героиня просто не выдержала.
Слайд 74Но перед смертью она не забывает о матери: идя на пруд,
чтобы утопиться, она передает соседской девушке сто рублей с просьбой отдать их ее маме и сказать, что ее дочь любила человека, а он ей изменил.
Слайд 75Н. Карамзин не оправдывает самоубийство героини, но прощает Лизу и верит,
что, несмотря на всю тяжесть преступления, душа Лизы попадет в рай.
Слайд 76Н. М. Карамзин слышит и понимает своих героев.
Слайд 77Одна из особенностей сентиментализма как литературного направления - изображение природы.
Поэтому большое место в повести отведено пейзажным зарисовкам.
Слайд 81Начало произведения описывает место «близ Си..нова монастыря», окрестности Москвы.
Слайд 84Природа благоухает: «великолепная картина» открывается читателю, и он оказывается в том
времени и тоже бродит по развалинам монастыря.
Слайд 86Вместе с «тихой луной» мы наблюдаем за свиданием влюбленных и, сидя
«под сенью старого дуба», смотрим в «голубое небо».
Слайд 88 Символично и само название
«Бедная Лиза», где в одном слове отражены и социальное положение, и состояние души человека.
Автор назвал повесть «Бедная Лиза» из-за того, что на долю невинной и чистой девушке, выпали непомерные испытания. Н. Карамзин показывает, насколько трагична судьба героини. То счастье, что обрела девушка с Эрастом, оказалось недолгим и привело ее к неминуемой гибели. Лиза бедная не от того, что у нее нет мирского богатства, титула, наследства, а потому, что, будучи еще совсем молодой, она узнала, как жестоко можно ошибиться в человеке. И слова в этой жизни ничего не значат, а важны лишь поступки…
Слайд 90 Повесть Н. М. Карамзина не оставит ни одного читателя равнодушным,
затронет тонкие струны души - это и есть сентиментальность.