Слайд 1
Презентация
Человек и природа в рассказе
И. С. Тургенева «Бежин луг»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 7Иван Тургенев – подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело
смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии.
Слайд 9 «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако
рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени.
Слайд 10С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий
удивительным даром видеть и рисовать картины природы.
Слайд 11Природа занимает в небольшом рассказе
И. Тургенева особое место, словно становится
еще одним его действующим лицом.
Слайд 12Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия,
что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины.
Слайд 13Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа,
с их бытом.
Слайд 15Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в
типические образы, дающие обобщающую картину русской жизни крепостной эпохи.
Слайд 16Вот такая незаурядная встреча описана в рассказе «Бежин луг».
Слайд 18В этом произведении автор ведет речь от первого лица. Он активно
использует художественные зарисовки, подчеркивающие состояние, характер героев, их внутреннее напряжение, переживания, чувства.
Слайд 19Природа и человек как бы находятся в гармонии, и эта гармония
присутствует на протяжении всего рассказа.
Слайд 20Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту
в Тульской губернии, при этом время действия также указывается – «прекрасный июльский день».
Слайд 21Вначале автором описывается чудесный жаркий июльский день, когда герой пошел на
охоту за тетеревами. Все прекрасно: и погода, и день чудный, и охота удалась на славу.
(продолжение)
« Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь…»
Слайд 26Начало смеркаться, герой решил отправиться домой, однако понял, что заблудился.
Слайд 28И природа будто начала вести себя по другому: стал чувствоваться запах
сырости, появилась роса, повсюду разлилась темнота, ночь приближалась, словно грозовая туча, по лесу летали летучие мыши.
Слайд 29
«К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и
неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости».
Слайд 32 (продолжение)
«В такие дни
жар бывает иногда весьма силён, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...»
Слайд 35Природа словно понимает человека, его переживания, быть может, сочувствует, но ничем
не может помочь.
Слайд 36Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным
– окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился.
Слайд 37« Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и,
вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне неизвестные места. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник… густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко … Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в своё гнездо».
Слайд 40И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой
и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса – летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.
Слайд 41 «Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками;
на дне её торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней… нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом…»
Слайд 44После долгих блужданий охотник выходит на широкую равнину – Бежин луг,
где в тишине у костра сидели деревенские ребята и пасли табун лошадей.
Слайд 46 «Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом. Холм, на
котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным, тёмным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы...»
Слайд 50Они рассказывали друг другу страшные истории. Охотник присоединился к ребятам. Под
видом спящего он, не стесняя детей своим присутствием, слушает их страшные истории.
Слайд 52 Истории действительно страшны и жутки. Усиливают чувство тревоги и сопровождающие рассказы
этих ребят разнообразные звуки: шорохи, всплески, крики.
Слайд 53 Рассказ о русалке сопровождается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком», это был
непонятный ночной звук, возникающий в глубокой тишине, поднимающийся и стоящий в воздухе и медленно разносящийся и замирающий постепенно.
Слайд 55Рассказ про утопленника прервали собаки, сорвавшиеся с места, с лаем бросившиеся
от огня и исчезнувшие во мраке.
Слайд 56Историю о родительской субботе дополнил неожиданно прилетевший белый голубок, покружившийся на
одном месте и также неожиданно исчезнувший в ночной мгле.
Слайд 58Этот голубь был принят мальчиками за «праведную душу», летевшую на небо.
Слайд 59Ребята фантазируют, нагоняют страха, а природа им в этом содействует, дополняя
и без того ужасные картины.
Слайд 60Постепенно на героев напало сладкое забытье, перешедшее в дремоту, дремали даже
собаки, и лошади лежали, «понурив головы».
Слайд 61Наступает ночь.
«Между тем ночь приближалась
и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота … . Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём».
Слайд 62 Охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает,
как выйти к дому. И природа становится соответствующей: Ночь приближается, «словно грозовая туча». Темнота «льется». «Все кругом чернело».
Слайд 65В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о
встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь.
Слайд 66Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают
его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью.
Слайд 67После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает
его мрачность, унылость и черные краски: «Картина была чудесная».
Слайд 69 «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало,
упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнёт голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась».
Слайд 72(продолжение)
«Только слышно было, как она продолжала жевать и
отфыркивалась. Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали».
Слайд 75Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же
герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным.
Слайд 76Небо стало торжественным и таинственным. Окружают персонажей животные, которые издавна считались
друзьями и помощниками людей – лошади и собаки.
Слайд 78Очень важны звуки – если раньше охотник слышал жалобный писк, то
теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.
Слайд 79Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он
нашел покой.
Слайд 80Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать
место действия, но и выразить чувства и переживания героя.
Слайд 81Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в
кустах. Мрак становится угрюмым. Жалобно пищит испуганный зверек.
Слайд 82 Прекрасно сочетается с этим моментом описание ночи: узкий и малый
месяц, великолепная безлунная ночь; звезды,
склонившиеся к
темному краю,
все совершенно
затихло кругом;
«все спало крепким,
неподвижным, предрассветным сном».
Слайд 84Все эти образы полны психологизма, помогая И. Тургеневу передать внутреннее состояние
своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.
Слайд 86Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские
звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах – «запах русской летней ночи».
Слайд 88 Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом
выразить мысли и переживания героя.
Слайд 89Сначала И. Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и
началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое
настроение персонажа.
Он настрелял много
добычи, насладился
удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.
Слайд 91 Вот охотник проснулся, на востоке начало белеть. Просветлело небо, подул
ветерок, выпала роса, зарумянилась заря, все стало просыпаться, начали раздаются звуки, голоса… Наступил новый день, полный бодрости, надежд и веры.
Слайд 93«…утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на
востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю».
Слайд 96Картина восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин
луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.
Слайд 97«…полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся
холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун...»
Слайд 101
«Бежин луг» поражает своей простотой и
задушевностью,
богатством содержания.
Слайд 103И. Тургенев использует огромное число изобразительно - выразительных приемов, которые помогают
ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира.
Слайд 105Роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору
передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.
Слайд 107
И. С. Тургенев не создает тщательно разработанные и выявленные человеческие
характеры, а ограничивается эскизами, набросками, портретными зарисовками, зато в описании пейзажа И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, умеющий подмечать и описывать в совершенстве все движения, звуки и запахи природы.
Слайд 111Несмотря на то что И. С. Тургенев реалист, в его произведениях
присутствуют черты романтики, а поэтическая целостность обусловлена единством художественной манеры, присущий картинам Тургенева.
Слайд 114Жорж Санд сказала о произведениях
И. С. Тургенева: «Какая мастерская живопись!»
И с этим невозможно не согласиться, потому что действительно видишь, слышишь, чувствуешь, переживешь вместе с героями, живешь их жизнью, наслаждаешься запахом летней июльской ночи.