Слайд 1
"Человек и природа
в философской
сказке-были М.М.Пришвина
"Кладовая солнца"
Слайд 2Содержание.
Введение.
Глава 1. Усолье в жизни М. М. Пришвина и прототипы «Кладовой
солнца».
Глава 2. Сказочные и реальные мотивы в повести «Кладовая солнца».
Глава 3. Сказка не простая, а философская.
Заключение.
Список литературы.
Слайд 3Введение.
М. М. Пришвин известен русской литературе как
любитель и тонкий ценитель природы. Мы обратимся к тому периоду творчества писателя, когда он жил в Залесье и создал такие замечательные произведения, воспевающие этот удивительный край: «Родники Берендея», «Кощеева цепь», «Повесть нашего времени», «Кладовая солнца» и многие др.
Целью данной работы является художественное исследование философской сказки – были «Кладовая солнца», которая актуально звучит в наше время. В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Выявить, в каких отношениях находятся человек и природа в произведении «Кладовая солнца»;
2. Выяснить, почему М. М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой – былью и в чем философский смысл этой сказки.
Слайд 4Глава 1.
«Усолье в жизни М. М. Пришвина и прототипы «Кладовой солнца»
Сказка – быль «Кладовая солнца» написана в древнем селе Усолье, которое сыграло в судьбе писателя важную роль.
Впервые побывав в Усолье в 1925 году, Пришвин был пленен его первозданной красотой. Страшная весть о войне застала писателя в Подмосковье. Он не хотел уезжать далеко от Москвы и выбрал давно известные места под Переславлем-Залесским и в октябре 1941 года вместе с семьей прибыл в Усолье.
Слайд 5
Особое значение для жителей Усолья
имеет сказка-быль «Кладовая солнца». В 1945 году Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца», которая была написана за месяц.
Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».
Это произведение насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди неё, а главными героями произведения являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы. «Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем и отец»
Слайд 6 Трудная, но интересная жизнь была у Пришвина в
Усолье, были и радостные события. Там же в конце зимы 1943 года 5 февраля Михаилу Михайловичу исполнилось 70 лет.
Пришвин уехал, но жители села свято хранят все, что связано с именем этого замечательного человека, и с гордостью всем приезжим показывают домик, на котором висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1941 по 1943 г. жил и творил певец родной природы Михаил Михайлович Пришвин».
Слайд 7Глава 2.
«Сказочное и реальное в повести»
Во-первых, это
время действия – период Великой Отечественной войны («…С такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»); мы даже можем точно определить год, в который происходят события, – 1943-й, так как в конце книги говорится что через 2 года, после этого события кончилась война.
Во-вторых, нам известно место действия: « В одном селе, возле Блудова болта, в районе города Переславля-Залесского…»
Как и многие дети во время войны, Митраша и Настя осиротели: «Их мать умерла от болезни, отец погиб на войне». Жизнь брата и сестры в голодное военное время вполне реальна: им всё приходиться делать самим. На первый взгляд ничего похожего на сказку в повести нет: дети отправляются на поиски клюквы, чуть не теряют друг друга из-за глупой ссоры, а потом счастливо спасаются от беды, вновь соединяются и возвращаются домой с добычей.
Но присмотримся к повести более внимательно.
Слайд 8 Почему с братом и сестрой в сказках часто
случается беда?
Кто-то из них, чаще всего брат, совершает ошибку или ослушивается запрета, за чем обязательно следует беда (Иванушка превращается в козлёночка, Кай оказывается в плену у Снежной королевы и т.д.).
А как в сказке Пришвина?
И там происходит нечто подобное. Дети поссорились и разошлись в разные стороны. В этой ссоре виноваты оба героя, так как ни один не захотел уступить другому: старшая благоразумная сестра не настояла на своём, а младший брат оказался упрямым и самонадеянным. В результате они чуть не потеряли друг друга. В сказках вина и ответственность чаще всего ложатся на одного из героев, у Пришвина же, как и в жизни, в ссоре виноваты оба.
Ссора произошла на развилке двух троп, и в этом тоже просматривается элемент сказки. «Налево пойдёшь – богатым станешь, прямо пойдёшь – голову служишь, направо пойдёшь – невесту найдёшь» – Это ещё один сказочный мотив.
Слайд 9 Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами
и чудесами охотятся?
Сказочные герои отправляются на поиски царевен, жар-птиц, молодильных яблок, богатырских коней, волшебных колец и т.д.
Клюкву можно назвать природным сокровищем. Ведь «в народе у нас считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней». И в этом смысле она ближе всего к сказочным молодильным яблокам, которые возвращают молодость и здоровье старым и больным.
Слайд 10 Любые сокровища достаются сказочным героям непросто, с
трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни. Им постоянно грозит то смертная казнь, то гибель в поединке с чудовищем, то страшные звери в дремучем лесу. Нечто подобное есть в повести Пришвина.
Митраша попал в болото и чуть не погиб, а Настя, увлекшись сбором клюквы, забыла о брате. Волк Серый помещик, названный в книге «злодеем» и «грозой края», угрожает жизни затерявшихся в лесу детей, и Митраше приходится вступить с ним в поединок, чтобы защитить себя и сестру. Сказочное и реальное переплетаются в этих мотивах. Грань между жизнью и сказкой очень тонкая, почти неуловимая, и неизвестно, кто из них торжествует- может быть, их сплав, делающий сказку реальностью, а жизнь – сказкой.
Детей спасла охотничья собака лесника Антипыча – Травка. Она, как и сказочные помощники, приходит в самую трудную минуту и спасает героев.
Антипыч – хозяин могучего леса, знающий и хранящий его тайны, тоже напоминает сказочного героя.
Слайд 11 Как и в сказках, природа «Кладовой солнца»
одушевлена и одухотворена.Ель и сосна плачут и стонут от боли, которую причиняют друг другу; ветер прилетает «покачать их»; старушки-елочки волнуются; птицы поют гимн солнцу, приветствуя его.
Речь автора нетороплива, напевна, плавно складывается словечко к словечку и подобна светлому ручейку в сказочном дремучем лесу: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей…»; «Лет двести тому назад ветер- сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…»; «Но случилось на небе в это время одно облако»; «Ах, ворон, ворон, вещая птица! Живешь ты, может быть, сам триста лет, и кто породил тебя, тот в яичке своем пересказал все, что ты тоже узнал за свои триста лет жизни» и т.д.
Выходит, не случайно Пришвин назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи.
Слайд 12Глава 3
«Сказка не простая, а философская»
Земную жизнь пройдя до половины,
Я заблудился в сумрачном лесу.
Такими словами начинается величайшее произведение мировой литературы – «Божественная комедия» Данте Алигарье – итальянского поэта эпохи Возрождения. А «сумрачный лес» – это иносказательный образ жизни с её испытаниями. И у Пришвина в его повести лес тоже образ символический, иносказательный. Об этом говорят и названия тех мест, через которые проходят его герои: Блудово болото, Слепая елань, Сухая речка, Звонкая борина, Высокая грива, палестинка.
Слайд 13 Название «Блудово болото» явно связано с
глаголом «блуждать» и потому ассоциируется с человеческими заблуждениями, ошибками, намекает на трудный, запутанный путь.
Слепая елань – часть огромного Блудова болота, самая опасная и гибельная именно потому, что скрыта, незаметна. Видит её только зрячий, кому дано больше, чем просто зрение физическое, тот, кто наделен зрением духовным. Слепую елань можно считать символом духовной слепоты, и затягивает она в свою трясину слепых и самонадеянных.
А Сухая речка что означает? Речка вроде есть, а воды в ней нет.… Река более бурлива, когда человек полон сил и энергии. Но чем старше он становится, тем меньше и меньше сил, убывают воды, мелеет река жизни и в конце концов высыхает вовсе – может быть, уходит под землю: так приходит старость…. Сухая речка в повести Пришвина соотносится со старостью.
Слайд 14 Но есть в лесу ещё одно особое
место – палестинка. Автор дает такое толкование этого слова: «Палестинкой называют в народе отменно приятное местечко в лесу».
Откуда взялось слово «палестинка»?
Страна Палестина связана с крестным путем Иисуса Христа, она издавна считается Святой землёй, куда уже много столетий подряд люди совершают паломничество, потому что здесь прошел свой земной путь Господь. Здесь Он был крещен в святых водах Иордана, здесь, на горе Фавор, предстал перед учениками в Своей Божественной сущности, отсюда, с Елеонской горы, вознесся на небеса. Синонимами названия Палестина являются выражения: земля Господня, Святая земля, Земля обетованная. Это то место, куда стремится душа человеческая, чтобы прикоснуться к чудесному, ощутить близость к Богу, покаяться, очиститься от грехов.
Не случайно Митраша и Настя ищут именно палестинку, красную от клюквы, где красный цвет становится символом страдания (кровь!) и жизни, её полноты и радости.
Далека от России реальная Палестина, но в русском дремучем лесу есть палестинка, словно «почка» Святой земли, и прикосновение к ней целебно и спасительно.
Слайд 15 «… Все Блудово болото, со всеми огромными
запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца», - пишет автор.
Но у нас сказка не простая, а философская. Значит, речь не только о торфе, о болоте, о горелом пне на палестинке, который собирает, хранит в себе солнечное тепло и делится им со всеми живыми существами.
Солнце связано со всей жизнью и олицетворяет её силу, её бесконечность, а значит – бессмертие.
Торф – это доброе тепло, энергия, которая хранится в болоте и может согревать жилища, удобрять почву и помогать растениям расти. Но никакие запасы природы не превратятся для человека в добро без любви, потому что любовь – главный двигатель жизни. Не зная этого, человек может погибнуть, приняв ложное за настоящее (как Митраша, который принял страшное гибельное болото за чистую добрую полянку и провалился в трясину).
Слайд 16 Таким образом, все названия повести – сказки
– будто вехи человеческой жизни с её взлетами и падениями, исканиями и заблуждениями, расцветом и увяданием. И лес, с виду обычный, становится воплощением всех испытаний, которые ждут человека на его жизненном пути.
Называя повесть «Кладовая солнца», писатель обращает наше внимание на гармонию природы, где ничто не исчезает бесследно, где даже мертвое служит живому; он убеждает нас в силе добра и любви, в необходимости знать и беречь правду Антипыча как основу жизни, как главную её тайну, и ведет он нас к её открытию через Блудово болото, в храм природы, на чудесную палестинку, где героям открывается Истина и где они обретают подлинные ценности жизни: любовь, взаимопонимание, совесть, ответственность.
Слайд 17Заключение.
Подведем некоторые итоги нашего художественного исследования.
Главный предмет изображения в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца» - это отношение человека к природе. Автор утверждает, что природа не враг и не раб человека, а мудрый друг, у которого нужно учиться понимать жизнь. Мысль Пришвина о единстве человека и природы воплощена не только в истории Антипыча и Травки, это идея пронизывает всю «Кладовую солнца».
М. М. Пришвин доказывает, что общение с природой не только оказывает благотворное влияние на душу героев Митраши и Насти, но и рождает в них раздумья о смысле жизни и назначении человека, о тайне и красоте мира.
Слайд 18 Пришвин вводит нас в тайники природы и открывает
«большую человеческую правду»: «Это правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
В конце своего трудного пути Митраша и Настя познают и другую непреложную истину, важнейший завет их отца: всегда искать пути взаимопонимания с близкими, жить в согласии друг с другом и с окружающем миром природы.
Таким образом, произведение Пришвина, где переплелись сказочные и реальные мотивы, герои в общении с природой, пройдя через заблуждения и ошибки, находят путь к истине, обретают жизненную премудрость. Сказочная история Митраши и Насти учит тому, что главное в человеческих отношениях являются взаимопонимание, любовь, умение уступить и прийти на помощь друг другу.