Слайд 2Валерий Яковлевич Брюсов (1 декабря 1873 Москва — 9 октября 1924, там же) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из
основоположников русского символизма.
Слайд 3Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией. Самые ранние
известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились его первые (довольно неискусные) рассказы. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала.
В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова, затем он был очарован поэзией Надсона.
Слайд 4К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских
символистов —
Бодлера, Верлена,
Малларме.
Слайд 5В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В
период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов, большая их часть написана под несомненным влиянием французских символистов
Слайд 6Ранний период творчества
Мне помнятся и книги эти
Как в полусне недавний день
Мы
были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.
— Сборник «Tertia Vigilia», 1900
Слайд 7В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов —
«Chefs d’oeuvre» («Шедевры»)
Валерий Брюсов. Портрет работы С. В. Малютина. 1913
Слайд 8Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой
стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине
Слайд 9В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма: «Новое направление в
поэзии органически связано с прежними. Просто новое вино требует новых мехов»,
— пишет он в 1894 году молодому поэту
Ф. Е. Зарину (Талину).
Слайд 10Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности —
с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».
В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.
Слайд 11Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме
очень значительна.
Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов и футуристов.
Слайд 121910—1914 и, в особенности, 1914—1916 годы многие исследователи считают периодом духовного
и, как следствие, творческого кризиса поэта.
С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию — посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли»
Слайд 13В. Брюсов и революция
В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным
правительством.
После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.
Слайд 14В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту
от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной»
и выражалась
«благодарность
рабоче-крестьянского
правительства»
Слайд 15
Основные черты творчества Брюсова
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала:
жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические.
И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.
Слайд 16Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его.
Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!
4 марта 1893, дневник В. Брюсова
Слайд 17Список использованной литературы
Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. —
С. 164.
Латышев М. Пути и перепутья Валерия Брюсова // Брюсов В. Я. Час воспоминаний: Избранное. — М. : Яуза, 1996.
Гапспаров М.Л. Академический авангардизм: природа и культура у позднего Брюсова. — М.: РГГУ, 1995.