Слайд 1Презентация
Белинский как литературный критик
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Деятельность
Виссариона Григорьевича Белинского
как литературного критики ясно распадается на три
периода.
Слайд 7
Первый период захватывает время от начала его серьезной критической работы до
увлечения Гегелем
(с начала 1830-х годов до их конца).
Это период, когда он находился под влиянием Н. Надеждина, «скептической школы», и отчасти Ф. Шеллинга.
Слайд 9 Второй период, с конца 1830-х годов, захватывает первые годы сороковых.
В этот период
времени В. Белинский
находится под влиянием Г. В. Гегеля.
Слайд 11 Сороковые годы, до смерти критика , представляют третий период, когда
великий критик
увлекся идеями
общественными
и
политическими.
Слайд 12
Первый период
литературно - критической деятельности
Виссариона Григорьевича Белинского.
Слайд 15Первый период деятельности
В. Белинского совпал с участием его в журналах
Н. Надеждина.
Он был сам знаменитый, в свое время, критик, популярный профессор, поклонник и пропагандист «шеллингианства» и друг В. Белинского.
Слайд 17Н. Надеждин был учеником известного профессора Московского университета
М.
Каченовского,
основателя
«скептической школы»
в науке русской истории.
Слайд 19Этот «скептицизм», как научный прием, имел в свое время некоторое значение,
так как помог русской исторической науке отделаться от многих фантастических построений, проверить подлинность источников.
За свой скептицизм М. Каченовский был нелюбим современниками,
– его ругали те,
кому дорог был авторитет
Николая Карамзина.
Слайд 22Со своим «скептицизмом»,
М. Каченовский часто вдавался в крайности: так он
усомнился в подлинности «Слова о полку Игореве».
Слайд 23Литературными выразителями этого скептицизма были Н. Надеждин и сотрудник журнала «Телескоп»
–
Пётр Чаадаев.
Слайд 25 У Н. Надеждина, как литературного критика, высказывается такое же отрицательное
отношение к русской исторической жизни, как у П. Чаадаева, и, в то же время, основным эстетическим требованием его было требование «народности» в художественном творчестве.
Слайд 26Получалось противоречие, из которого
Н. Надеждин никогда не вышел: он отрицал
существование у нас литературы, отрицал смысл в русской исторической жизни, – и требовал какой-то «народности» от литераторов, требовал отказаться от европеизма и искать своего.
Слайд 27 В применении к литературе, Н. Надеждин свой скептицизм выразил тем,
что отрицательно относился и к псевдоклассикам, и к современным писателям, которых называл «псевдоромантиками».
Он требовал создания такого направления, в котором соединился бы истинный классицизм (античный) с истинным романтизмом (поэзия средних веков, к которой он относил и
В. Шекспира).
Слайд 29
Человек образованный, ловко владевший пером, начитанный в философии и умевший обращаться
с терминами, Н. Надеждин, в свое время, производил впечатление своими статьями, в которых была и едкость остроумия, и свобода суждений.
Он был один из самых строгих критиков
А. Пушкина.
Слайд 30 Из школы Н. Надеждина вынес В. Белинский решительность и смелость
суждения, требования народности от литературы, скептицизм к русской истории, шеллингианское понимание поэзии – и, к сожалению, несогласованность в самых основах своего миросозерцания.
Слайд 33 Все эти особенности сказались в первой большой статье его «Литературные
мечтания».
Слайд 35К этому же периоду относится много других статей В. Белинского, –
лучшие:
«О русской повести и повестях Гоголя», «О стихотворениях Баратынского, Кольцова, Бенедиктова», «О романах Лажечникова» и др.
Слайд 37Виссарион Белинский
о Николае Гоголе
Слайд 38Говоря о Н. Гоголе, В. Белинский написал целую историю русской повести, сочинил
рассуждение об идеальной и реальной поэзии.
Слайд 39 В Н. Гоголе В. Белинский в этот период признавал художника,
который верно отражает действительность, признал «народность» его повести, их художественные красоты.
Верный себе, В. Белинский превозносит «бессознательность» Н. Гоголя, отсутствие моральных и иных тенденций и еще раз развивает свои взгляды на творчество и творца.
Слайд 41«Способность творчества, – говорит
В. Белинский, – есть великий дар природы;
акт творчества, в думе творящей, есть великое таинство, минута творчества есть минута великого священнодействия; творчество бесцельно с целью, бессознательно с сознанием, свободно с зависимостью».
Слайд 43 «Поэт – раб своего предмета, ибо не властен ни в
его выборе, ни в его развитии, ибо не может творить ни по приказу, ни по заказу, ни по собственной воле, если не чувствует вдохновения, которое решительно не зависит от него» (В. Белинский).
Слайд 44Понятно, что, придерживаясь таких взглядов, В. Белинский должен был в это
время восхищаться такими стихотворениями А. Пушкина, как «Поэт и Чернь», «Поэту», «Чернь», «Эхо».
Слайд 48
Второй
(«примирительный»)
период
литературной деятельности В. Белинского
Слайд 50 Второй период умственного развития
В. Белинского дал ему «систему», которая
сразу внесла порядок в его миросозерцание. За эту «стройность» системы, в которой все так было ясно, все было решено, все на месте,
В. Белинский и привязался к Г. Гегелю.
Слайд 52Теперь в мыслях и статьях В. Белинского нет уже тех неясностей,
несогласованностей, даже противоречий, которые были у него наследием надеждинской школы.
Слайд 53
В своих критических статьях стал он теперь настойчиво твердить о «разумности
действительного», о наличности развития в историческом ходе русской жизни; еще настойчивее сделались теперь его попытки определить «дух» русского народа.
Слайд 55 Наиболее типичными статьями
этого периода были статьи:
«Менцель, критик Гёте»,
«Очерки Бородинского сражения», «Горе от ума».
Слайд 56 В статье «Менцель, критик Гёте»
В. Белинский защищает «действительность».
Слайд 57«Все, что есть, необходимо, – говорит он, – разумно и действительно...
Посмотрите на природу, приникните с любовью к её материнской груди, прислушайтесь к биению её сердца – и увидите, в её бесконечном разнообразии, удивительное единство; в её бесконечном противоречии – удивительную гармонию. Кто может найти хоть одну погрешность, хоть один недостаток в творении Предвечного Художника? Кто может сказать, что вот эта былинка не нужна, это животное лишнее?» (статья «Менцель, критик Гёте»).
Слайд 59
«Если же мир природы, столь разнообразный, – столь, по - видимому,
противоречивый, так разумно действителен, то неужели высший его – мир истории – есть не такое же разумно - действительное развитие божественной идеи, а какая-то сказка, полная случайных и противоречащих столкновений между обстоятельствами? И однако же есть люди, которые твердо убеждены, что все идет в мире не так, как должно»
(статья «Менцель, критик Гёте»).
Слайд 61
«Удивительно ли после этого, что история у них является то
сумасшедшим, то смирительным домом, то темницею, наполненною преступниками, а не пантеоном славы и бессмертия, полным ликов представителей человечества, выполнителей судеб Божиих! Хороша история!.. Такие кривые взгляды, иногда выдаваемые за высшие, происходят от рассудочного понимания действительности, необходимо соединенного с отвлеченностью и односторонностью»
(статья «Менцель, критик Гёте»).
Слайд 63 «Рассудок» умеет только отвлекать идею от явления и видеть одну
какую-нибудь сторону предмета; только «разум» постигает идею нераздельно с явлением и явление нераздельно с идеею и схватывает предмет со всех его сторон, по-видимому, одна другой противоречащих и друг с другом несовместных, – схватывает его во всей его полноте и цельности. И потому разум не создает действительности, а сознает ее, предварительно взяв за аксиому, что все, что есть, все то и необходимо, и законно, и разумно. Он не говорит, что такой-то народ хорош, а все другие, непохожие на него, дурны, что такая-то эпоха в истории народа, или человека – хороша, а такая-то дурна, но для него все народы и все эпохи равно велики и важны, как выражения абсолютной идеи, диалектически в них развивающейся»
(статья «Менцель, критик Гёте»).
Слайд 65
Обращаясь к «действительности» в жизни, В. Белинский говорит: «Самые преступления, как
бы они ни были ужасны, все это для него явления одной и той же действительности, выражающие необходимые моменты духа, или уклонения его от нормальности, вследствие внутренних и внешних причин». Он высмеивает тех историков, которые берутся говорить об «ошибках» великих исторических деятелей. C этой точки зрения он осуждает и Менцеля, критика Гёте.
Слайд 67В статье об «Очерках бородинского сражения» Глинки В. Белинский, стоя на
своей излюбленной точке зрения, обращается к русской жизни и защищает разумность монархической власти, – её великое значение. «Царь есть наместник Божий, – говорит он, – а царская власть, замыкающая в себе все частные воли, есть преобразование единодержавия вечного и довременного разума». Все эти новые для критика идеи, даже патриотические настроения, не чуждые шовинизма, удивительно совпадают с мыслями Пушкина и настроением его патриотических од».
Слайд 70 В статье о «Горе от ума» В. Белинский напал на
автора за его стремление бороться с русскою «действительностью», а причину «горя Чацкого» увидел не в «уме», а в «умничаньи».
Слайд 71Как поклонник гегелевской философии истории В. Белинский в этом периоде усиленно
старался определить суть духа русского народа и провидеть его будущность в процессе дальнейшего развития человечества.
Слайд 72Теперь в его глазах страшно вырос
А. Пушкин, как явление, органически
связанное с многовековой русской литературой, как результат её развития.
Слайд 73«Чем более думали мы о Пушкине, – говорит
В. Белинский, –
тем глубже прозревали в живую связь его с прошедшим и настоящим русской литературы, и убеждались, что писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе; ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей. Эта мысль сколько истинна, столько и утешительна: она показывает, что, несмотря на бедность нашей литературы, в ней есть жизненное движение и органическое развитие, следственно, у неё есть история».
Слайд 75
Третий период деятельности Виссариона Белинского
как литературного критика
Слайд 77Самой заметной работой В. Белинского в третий период, созданный влиянием А.
Герцена, было большое критическое исследование деятельности А. Пушкина в связи с его предшественниками, начиная с
М. Ломоносова; ценны отдельные статьи о
М. Лермонтове, А. Кольцове и ряд годичных «обозрений» текущей русской литературы с 1844 по 1847-й год.
Слайд 78Цензурные условия времени не позволяли
В. Белинскому быть откровенным с читателями,
– приходилось «отводить душу» в интимных беседах, а печатно лишь говорить намеками и общими фразами.
Слайд 79В. Белинский теперь резко порывает со своей недавней «примирительностью», переходя к
резкой критике русской и общемировой действительности. Взгляд его на значение литературы меняется.
Во втором периоде он проповедовал лояльность существующим порядкам, но теперь зовёт деятельно влиять на них с целью полного слома.
Слайд 82Активная общественная позиция – теперь главное для него. «В наше время,
– писал В. Белинский в 1843 г., – искусство и литература больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов, потому что в наше время эти вопросы стали общее, доступнее всем, яснее, – сделались для всех интересом первой степени, стали во главе всех других вопросов».
Слайд 83
В 1848 году, незадолго до смерти, В. Белинский писал еще решительнее:
«Поэт – прежде всего, человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени. Он и должен служить времени. Поэт должен выражать не частное и случайное, но общее и необходимое, которое дает колорит и смысл всей его эпохе». С другой стороны, это заключение и критику ставит в обязанность объяснять писателя «из его времени».
Слайд 85«Исключительно эстетическая критика, – продолжает В. Белинский, – потеряла всякий кредит
– на смену ей пришла критика историческая».
Слайд 86Опытом «исторической критики» было его новое исследование об А. Пушкине.
Теперь
А. Пушкин, в глазах В. Белинского, несколько опускается, для него теперь это только – великий поэт - художник, озаренный гуманными идеалами, наделенный тонким чувством изящного.
Слайд 87
В. Белинский сделал для русской поэзии великое дело, облагородив ее истинной
красотой, но этим и кончилась его миссия.
Теперь В. Белинский «старается извинить» А. Пушкина за его стихотворения «Поэту», «Поэт и Чернь», – ошибочно видя в них полное и единственное profession de foi [«исповедание веры»] А. Пушкина, его взгляд на поэзию и значение поэта.
Слайд 90В. Белинский «извиняет» поэта историческими причинами, условиями его жизни и т.
д.
По поводу «ревности» Алеко и жизни Татьяны он пишет прочувствованные страницы о «правах любви», о предрассудках общества, неправильном положении женщины в культурном обществе.
Взгляды сенсимонистов видны в его пламенных речах.
Слайд 92
Значение
Виссариона Григорьевича Белинского
в истории русской критики
Слайд 94Пестро и разнообразно содержание работ
В. Белинского.
Он много писал относительно
сочинений
А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова,
А. Грибоедова.
Слайд 97По выражению Аполлона Григорьева , «имя Белинского, как плющ, обросло четыре поэтических
венца, – четыре великих и славных имени сплелось с ними так, что, говоря о них, как об источниках современного литературного движения, постоянно бывает в необходимости говорить о нем, – высокий удел, данный судьбой немногим из критиков, едва ли даже, за исключением Лессинга, данный не одному Белинскому».
Слайд 99 Но, кроме оценки сочинений названных писателей, говорил В. Белинский о
многих других писателях, старых и современных ему. Он перебрал всех вожаков русской литературы XVIII и начала XIX вв..
Слайд 101Говорил не раз В. Белинский о
М. Ломоносове, Д, Кантемире,
Г.
Державине , Н. Карамзине, И. Кралове,
В. Жуковском, К. Батюшкове,
о старших современниках своих –
Е. Баратынском , А. Кольцове, Н. Языкове, И. Лажечникове, В. Одоевском,
А. Марлинском,
– о младших: Ап. Майкове,
Ф. Достоевском, И. Тургеневе,
Н. Некрасове.
Слайд 105Исполняя обязанности «присяжного» критика, В. Белинский следил за всякой литературной новинкой
своего времени, и среди авторов, им оцененных, найдется много таких, имена которых нам теперь незнакомы.
В своих всегда содержательных статьях он обстоятельно разработал много идей самого различного характера: касался он и эстетики, и театра, и общественных вопросов, и философии, и науки...
Слайд 108 Иногда по поводу пустой книжонки В. Белинский высказывал захватывающие мысли,
которые покоряли читателя, главным образом, благодаря страстности их тона и убеждения.
Слайд 109 Отличительная черта В. Белинского – не столько глубина содержания критических
мыслей, сколько страстность. Он сам говорил, что его лучшие работы – «импровизации», что, отдавшись вдохновению, он чувствовал себя, как будто на кафедре, в роли горячего оратора. Он сам признает, что он – прирожденный памфлетист, что полемика – его стихия.
Слайд 111 И в этой страстности, в этой энергичной вере в истину
своих слов, пусть даже эта истина у него то и дело менялась – тайна влияния
В. Белинского на умы современников.
Слайд 112 Современники верили, что каждая строка В. Белинского была «написана кровью».
До него в России не было критиков, писавших с таким воодушевлением.
Слайд 113Русская критика начала свое существование со времен появления Н. Карамзина.
Н.
Карамзиным был совершен литературный переворот, началась принципиальная критика.
Слайд 114Самая горячая борьба разгорелась около имени А. Пушкина.
Его первые поэмы
« Руслан и Людмила», «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» (с предисловием П. Вяземского) вызвали оживленную полемику о «романтизме».
Слайд 118 Врагами «романтизма» выступили «классики» А. Мерзляков, М. Каченовский, П. Катенин,
отчасти Н. Надеждин.
Слайд 119Защитниками «романтизма» выступили
кн. П. Вяземский, А. Бестужев,
Д. Веневитинов.
Слайд 120«Романтики» перекричали «классиков», – и романтизм, как художественная школа, не только
получил у нас права гражданства, но и окончательно задавил ложный классицизм.
Особенно большую роль в этой победе сыграл талантливый публицист, широко образованный Н. Полевой.
Он принес … «теорию романтизма» и сделался его главным застрельщиком.
Слайд 123А. Пушкин в дни торжества романтизма поднялся уже до художественного «реализма»
.
На помощь ему явился Н. Гоголь со своими повестями и комедиями, – и Н. Полевой оказался старовером.
Тогда и выступил на сцену В. Белинский.
Слайд 126
Главное значение
Виссариона Григорьевича Белинского
в истории
русской критики
Слайд 129В. Белинский разъяснил современникам высокую поэзию «реалистической» литературы и этим облегчил
современникам понимание
А. Пушкина и Н. Гоголя. Явившись сам, как литературное следствие деятельности обоих великих ваших писателей, он отплатил им тем, что объяснил их величие современникам.
Слайд 130
Благодаря В. Белинскому, А. Пушкин и
Н. Гоголь выросли в русском
самосознании, – их вернее поняли, оценили.
Этим облегчена была им возможность более глубокого влияния на последующую русскую литературу.
Впрочем, мы видели, что оценки Белинского далеко не всегда были верны: так, ширина пушкинского миросозерцания не уместилась в его одностороннем уме.
Слайд 133В русскую критику В. Белинский внес определенные эстетические, философские и общественные
основы.
Слайд 134В. Белинский сделал из критики, живую общественную силу, внеся жгучую струю
отзывчивости к политической жизни.
Благодаря этому, писатель у нас сделался «общественным деятелем» – факт, который, однако, имел как положительные, так и отрицательные стороны.
Слайд 136«Эстетическую» критику В. Белинский заменил «исторической».
Слайд 137 Значение В. Белинского велико и как личности. Не имея возможности
в печати высказывать свои убеждения, он сумел в своем интимном кружке влиять на литературную молодежь своим горячим словом: вот почему ученики
А. Пушкина и Н. Гоголя в литературном отношении, такие писатели, как И. Тургенев,
И. Гончаров, Н. Некрасов и многие другие, сделались учениками В. Белинского в идейном отношении. Но и это влияние поверхностной, переменчивой натуры оказалось во многом не к добру.
Слайд 141Н. Гоголь, В. Белинский и А. Пушкин шли по разным путям
человеческого самосознания.
Н. Гоголь, в своих исканиях истины, шел узким путем самоуглубления, питался исключительно «своими соками», не освежая их, не пополняя их «влияниями извне».
Слайд 143 Н. Гоголь, и В. Белинский отразили две крайние стороны русской
души: первый – тяготение к самоанализу, к «внутреннему деянию» (древняя Русь, русское сектантство, учения Л. Толстого), а второй – легкость увлечения «последним словом», пришедшим «извне», (XVII и особенно весь XVIII, начиная с реформы Петра, философские и политические увлечения XIX века).
Слайд 146 Из «скрещения» всех этих «воздействий»
А. Пушкина, Н. Гоголя
и В. Белинского – воздействий литературных и идейных сложилось все содержание, характер, особенности и идеалы русской литературы
XIX-го столетия.