Слайд 1Урок литературы 7 класс по теме «А.С.Пушкин «Борис Годунов»»
учитель Чаплыгина Г.В.
2018
г.
Слайд 2Цели урока: познакомить учащихся с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с
особенностями драмы.
Задачи урока:
Воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к литературе;
воспитывать ценностное отношение к слову;
развивать коммуникативные УУД:
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Развивающие:
развивать внимание;
развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развивать творческие, речевые способности учащихся;
формировать логическое мышление;
развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
Образовательные:
развивать умение формулировать определение понятий;
формировать умение отличать особенности литературных жанров;
развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
Слайд 3Работа с материалом учебника
- Что называется трагедией? Обратимся к краткому
словарю лингвистических терминов (учебник, II ч.,
с. 292).
Трагедия — буквально «козлиная песнь» — вид драмы, изображающий борьбу, личную и общественную катастрофу, которая нередко заканчивается гибелью героя
Слайд 4Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин.
Эпиграф к уроку:
Слайд 5 Пушкин приступил к работе над
своей новой драмой "Борис Годунов" в ноябре-декабре 1824 г. В этот период он написал текст до сцены в келье Чудова монастыря. Судя по всему, после этого Пушкин сделал перерыв, занявшись 4-ой главой "Евгения Онегина". В марте-апреле 1825 г. Пушкин вернулся к работе над "Борисом Годуновым" и летом 1825 г. закончил первую часть, которая завершалось сценой в корчме на литовской границе. Вторую часть Пушкин завершил 13 сентября 1825 г. (часть заканчивалась сценой с Григорием и Мариной у фонтана). Третью, заключительную часть драмы "Борис Годунов" Пушкин закончил 7 ноября 1825 г. В рукописи трагедия была озаглавлена так: "Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве". При этом у Пушкина имелось несколько вариантов этого названия. При окончательной обработки пьесы Пушкин убрал деление ее на три части и поменял местами несколько сцен.
История создания трагедии
Слайд 7Чтения и запрет на публикацию
В
сентябре и октябре 1826 г., уже в Москве, Пушкин читал свою драму друзьям: 10 сентября у Соболевского, 29 сентября у Вяземского, 12 октября у Веневитиновых. Узнав о об этих чтениях, А. Х. Бенкендорф (начальник Третьего отделения, занимавшегося политическими расследованиями), потребовал от Пушкина рукопись "Бориса Годунова" на проверку. В конце концов Император Николай I не одобрил драму, из-за чего она не была допущена к печати в оригинальном виде. После этого из трагедии "Борис Годунов" были напечатаны только отрывки (несколько сцен).
Слайд 8 «Борис Годунов" был написан
под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящена периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с императором Николаем I (которая положила конец ссылке) Пушкин читал ему отрывки из «Бориса Годунова».
Драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира — преимущественно белым стихом с несколькими прозаическими сценами. Послужила протекстом ряда произведений не только русской литературы, но и европейской (в искусстве постмодерна образ Бориса не раз обыгрывается у Роб-Грийе).
Полностью пьеса была впервые опубликована (с цензурными сокращениями) в конце декабря 1830 с датой издания 1831, но поставлена на сцене только в 1866. Причиной тому — предполагаемая несценичность произведения. Но главное — до 1866 трагедия была запрещена для представления на сцене. С цензурными изъятиями и сокращениями была поставлена впервые 17 сентября 1870 на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра[1
Слайд 9БОРИС ГОдунов
Борис Федорович Годунов [ок. 1549 или 1552
— 13 (23) апреля 1605, Москва] — русский царь с 1598. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство, усиливал закрепощение крестьян.
Слайд 11Смутное время- период в истории России, который характеризовался слабостью государственной власти,
самозванством, гражданской войной, интервенцией и великой разрухой Московского царства
Слайд 13 В трагедии Пушкин обратился к
одному из самых интересных периодов русской истории — к царствованию Бориса Годунова.
Царь Борис, в изображении Пушкина, умный и дальновидный политик, энергичный, поэтому он, получивший престол не по наследству, не как потомок царя, оттеснил родовитых (знатных) бояр, расчистив дорогу к престолу. Царь понимает пользу просвещения, иногда проявляет заботу о нуждах народа. Но душа его неспокойна. Бориса тяготит преступление — убийство царевича Дмитрия, двенадцатилетнего наследника царской фамилии, который должен был занять престол по закону.
У нас в учебнике помещен отрывок из трагедии.
Слайд 14Пимен
ПИМЕН — центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» , монах-летописец Чудова
монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец.
Чудов монастырь.
Слайд 15Вопросы по образу Пимена
Кратко восстановите биографию Пемена.
Какое событие изменило судьбу Пимена
?
Как Пимен относится к Григорию ?
Как характеризует Пимена отношение к Григорию ?
Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева» ?
Только ли царей винит в преступлениях Пимен ?
Слайд 16Беседа по вопросам
1) Назовите действующих лиц, ведущих диалог.
2) Кто такой Пимен?
(Бывший патриарх, попавший в опалу (немилость), теперь он в монашеской келье, он летописец. Летопись — записи по годам.)
3) Какой завет Бога он выполняет? («Еще одно... «, «исполнен долг» — Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил («вразумил») писать и читать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром царей добрых и молились за «темные деянья» жестоких.)
4) Что узнаем мы о Пимене из слов Григория? («Он летопись свою ведет... ни жалости, ни гнева».)
5) О чем расспрашивает инок (чернец, монах, инок — молодой монах) Пимена с глубоким интересом? («Хотелось мне тебя спросить... был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?»)
Задание: комментарий последней реплики Григория. («Каких... лет...?»)
6) Какова главная черта летописца? (Объективность, правдивость. «Спокойно зрит... ни жалости, ни гнева.)
7) Попробуйте домыслить историю жизни Григория. (Гришки Отрепьева, сбежавшего из монастыря и направляющегося через границу в Польшу.)
8) В чем завидует Григорий Пимену? («Как весело...», роскошь Иоанна.)
9) О чем мечтает? («Зачем и мне не тешиться ... обитель затворится».)
Слайд 17Домашнее задание:
подготовиться к инсценированному чтению отрывка из «Бориса Годунова»;
составить небольшой словарик слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (задание 2, с. 97 в учебнике);
читать повесть «Станционный смотритель».