Презентация, доклад Анализ поэмы Михаила Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

Содержание

История создания поэмы - В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. - В этот период и написана

Слайд 1Презентация Анализ поэмы Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и

удалого купца Калашникова» Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация Анализ поэмы  Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слайд 3История создания поэмы - В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских

подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. - В этот период и написана поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». - Тогда и формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. - М.Ю. Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны
История создания поэмы - В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и

Слайд 4В поэме поэт ищет в историческом прошлом героические образы, способные пробудить

современников. A. В. Луначарский видел в «Песне...» «заряд огромного мятежа», а в образе Калашникова — «представителя народа». В «Песне...» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность.
В поэме поэт ищет в историческом прошлом героические образы, способные пробудить современников.  A.	В. Луначарский видел в

Слайд 6Жанр произведения Поэма - это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией;

- повесть или роман в стихах; - многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя.
Жанр произведения  Поэма - это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией;  - повесть или роман

Слайд 9Лермонтов опирается в поэме на жанр народной исторической песни. Об этом

прекрасно сказал Белинский: «Наш поэт вошёл в царство народности, как её полный властитель и проникнувшись её духом... слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество…». Сам жанр произведения, обозначенный в названии, взят из фольклора. 
Лермонтов опирается в поэме на жанр народной исторической песни.   Об этом прекрасно сказал Белинский: «Наш

Слайд 10Проблематика поэмы В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия.

Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: - нужны ли его времени люди чести, - нужна ли сильная личность власти?
Проблематика поэмы В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия.  Это один из главных

Слайд 11Тема В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену

Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
Тема В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца

Слайд 12Идея Идея произведения “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и

рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”.
Идея  Идея произведения   “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев,

Слайд 13Идея поэмы Пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду

жизни по совести, жива нравственность в народе, несмотря на произвол царской власти. Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью.
Идея поэмы  Пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность

Слайд 14Михаил Лермонтов воплощает центральную идею поэмы. В это время начали складываться

славянофильские теории, которые утверждали, что определяющими чертами русского национального характера являются покорность судьбе, власти, религиозность, верность заветам старины. Этой реакционной трактовке русского народа в поэме противостоит декабристское утверждение активного характера русского человека, идущего на борьбу за свою честь, за правду.
Михаил Лермонтов воплощает центральную идею поэмы.   В это время начали складываться славянофильские теории, которые утверждали,

Слайд 15Конфликт в поэме Конфликт — - столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов;

- основа развития сюжета в художественном произведении; - противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного произведения. Конфликт - определяет идейную направленность и - композиционно организует художественное произведение, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Конфликт в поэме Конфликт —  - столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов;  - основа развития

Слайд 16Конфликт в поэме между удалым, и

«лукавым рабом», благородным, кромешником независимым царя Калашниковым и Кирибеевичем всё это прочитывается в контексте «лютого времени»
Конфликт в поэме между   удалым,     и

Слайд 18Эпоха в поэме Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572)

Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории – время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей.
Эпоха в поэме Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572)

Слайд 19Белинский писал: Лермонтов в «Песне...» «как будто современник этой эпохи, принял

условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других...» История в «Песне...» проходит в богатстве и роскоши разбросанных подробностей жизни и быта. Они в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.
Белинский писал:  Лермонтов в «Песне...» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой

Слайд 20 Историческая справка Опричнина —

часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства (национализация), борьбе с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати и укрепления централизации  власти в государстве.
Историческая справка  Опричнина —

Слайд 21 Историческая справка

«Опричнина» («Государева опричнина») - удел Ивана Грозного в 1565-72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом, доходы с которого поступали в государственную казну.  Опричниками  назывались люди, составлявшие  гвардию Ивана IV  и непосредственно осуществлявшие его политику.
Историческая справка

Слайд 25По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его. Из

грубой действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его.      Из грубой

Слайд 26Сюжет поэмы В основу положен бытовой сюжет. Сюжет произведения разворачивается в

эпоху Ивана Грозного. Поэма - стилизация русского эпоса. Это проявляется во вступлении, когда гусляры предлагают послушать песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» ее «причитывали да присказывали». Уникальность поэмы в том, что по художественному своеобразию она единственная в своем роде: ни у кого из поэтов ничего подобного не создавалось.
Сюжет поэмы  В основу положен бытовой сюжет.  Сюжет произведения разворачивается в эпоху Ивана Грозного.

Слайд 27Композиция поэмы В «Песне...» - 3 части: 1-я часть — эпическая, 2-я

часть — притязания Кирибеевича и оскорбление Алены Дмитриевны, 3-я часть — протест и смерть Калашникова. Композиция
Композиция поэмы В «Песне...» - 3 части:  1-я часть — эпическая,  2-я часть — притязания

Слайд 28Композиция поэмы экспозиция –пир у Грозного                                  завязка -  встреча Кирибеевича с Аленой кульминация

-  сцена кулачного боя  развязка - казнь Калашникова  эпилог - рассказ о могиле                                                
Композиция поэмы экспозиция –пир у Грозного                                  завязка -  встреча Кирибеевича с Аленой кульминация -  сцена кулачного боя 

Слайд 29В композиционном отношении Лермонтов сочетает особенности устно-народного повествования (преобладание действия над

описательными мотивами: эпическая неспешность изложения, сочетающаяся с энергической сжатостью рассказа) и приёмы литературного построения (временной сдвиг в эпизоде оскорбления Алены Дмитриевны опричником, недосказанность первой сцены). «Песня» Лермонтова – эпическое произведение.
В композиционном отношении Лермонтов сочетает особенности устно-народного повествования (преобладание действия над описательными мотивами: эпическая неспешность изложения, сочетающаяся

Слайд 30 План 1. Описание царского пира, на который приглашены все приближенные

грозного царя Ивана Васильевича. 2. Царский опричник Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви. 3. Тяжелый день для купца Калашникова и его семьи. 4. Рассказ Алены Дмитриевны о том, как оскорбил ее царский опричник. 5. Калашников готовится вызвать Кирибеевича на кулачный поединок. Его беседа с братьями. 6. Бой Калашникова и Кирибеевича. 7. Калашников не открыл своей тайны и казнен царем за убийство любимого опричника.
План  1. Описание царского пира, на который приглашены все приближенные грозного царя Ивана Васильевича.

Слайд 31Ведущие образы поэмы Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена

Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич
Ведущие образы поэмы Главные герои — купец Степан Калашников,   его жена Алена Дмитриевна,

Слайд 32Каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а

ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств. У Лермонтова в «Песне...» герои не делятся на положительных и отрицательных.
Каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение:  развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности

Слайд 33Царь Иван Грозный Иван Грозный изображен в ореоле величия: Не сияет на

небе солнце красное… То за трапезой сидит … грозный царь Иван Васильевич.
Царь Иван Грозный   Иван Грозный изображен в ореоле величия: Не сияет на небе солнце красное…

Слайд 36Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями,

тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические условия не дали ему возможности это выполнить.
Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде,  величественный

Слайд 37В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и

подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Единственный исторический образ поэмы - образ Ивана Грозного. Это человек сильных страстей.
В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно:  показано его величие и подозрительность, царский произвол,  жестокость

Слайд 38Иван Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив

и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости жесток. Иван Грозный — неисчерпаем.
Иван Грозный  суров,  остроумен,  грозен,  величествен,  гневен,  весел, спокоен,  радостен,

Слайд 39М. Лермонтов вводит нас в самую «механику» чувств Грозного. Он не

только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным: Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бокам его все опричники…
М. Лермонтов вводит нас в самую «механику» чувств Грозного.   Он не только изображает «диалектику» его

Слайд 40Иван Грозный показан, как и в народных песнях, противоречивой фигурой: он

вспыльчив и жесток, но в то же время отходчив, милостив. Хотя он и посылает Калашникова на плаху, но его семью обещает осыпать милостями.
Иван Грозный показан, как и в народных песнях, противоречивой фигурой:  он вспыльчив и жесток,  но

Слайд 41Иван Грозный отстаивает свободу чувства любви, он не хочет

и не может порабощать любовь человека, любовь женщины. Это и продиктовало его знаменитые слова: Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся.
Иван Грозный    отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь

Слайд 42Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в

своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей.
Таков Грозный Лермонтова.  Это сложная, богатая,  противоречивая и объясненная   в своей сложности личность.

Слайд 43 Автор ввёл читателя в самую суть политической борьбы времен Грозного,

которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет самодовлеющую психологическую окраску, становясь чертой характера, исторически значимой и введенной в определенные исторические границы. Это дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой.
Автор ввёл читателя в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его

Слайд 44Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу. В

обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов, как автор «Песни...», выше всех своих современников — историков и писателей.
Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу.   В обрисовке Грозного и в

Слайд 45Два совершенно разных героя - два непохожих взгляда на жизнь Стоимость человеческой жизни

определяется тем, * что в ней считается самым важным, * что представляет наибольшую ценность.
Два совершенно разных героя - два непохожих взгляда на жизнь  Стоимость человеческой жизни определяется тем,

Слайд 46Калашников и Кирибеевич честный и

достойный человек совсем удачливый купец иных принципов уважаемый соседями  думает только о себе, хозяин, без всяких угрызений работящий, совести готов поломать верный муж  чужую жизнь и счастье, разрушить семью, навлечь позор на голову своей любимой.
Калашников    и     Кирибеевич  честный и достойный

Слайд 47Необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы –

недаром все они вынесены в название. И опричник Кирибеевич, и купец Степан Калашников представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту.
Необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название.

Слайд 48 Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий

во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать: «На раскрытых устах слово замерло».
Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и

Слайд 49 Купец - Степан Калашников

является олицетворением героического национального начала, и в то же время обнаруживает способность к бунту, является выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве.
Купец - Степан Калашников   является олицетворением   героического

Слайд 51Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи. В поединке

с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова с ними совпала : «Я убил его вольной волею...»
Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи.   В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает

Слайд 52Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и

просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему. Это нравственная проблема — наказать обидчика, понимая, что сложишь за это голову либо в бою, либо на плахе.
Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам,

Слайд 53Главное для Калашникова - сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы

честь жены и семьи не была бы запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича: Я скажу тебе, православный царь! Я убил его вольной волею…
Главное для Калашникова - сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была

Слайд 55Как могучий былинный богатырь созывает свою дружину, так зовет своих братьев

Калашников: Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду насмерть биться, до последних сил, А побьет он меня – выходите вы За святую правду-матушку.
Как могучий былинный богатырь созывает свою дружину, так зовет своих братьев Калашников: Уж как завтра будет кулачный

Слайд 56 Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у

Алены и защитников не было. Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший — совсем кроха. Степан любил жену и ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя. На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело - честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего.
Купец Калашников благородно защищал честь своей жены.  Кроме него, у Алены и защитников не было.

Слайд 57Купец доказал свою честность и порядочность, признавшись разгневанному смертью любимого бойца

царю, что умышленно убил Кирибеевича, однако причины не стал объяснять. Этим благородным поступком он сохранил в тайне бесчестное поведение опричника и защитил от сплетен и недомолвок доброе имя своей жены.
Купец доказал свою честность и порядочность, признавшись разгневанному смертью любимого бойца царю, что умышленно убил Кирибеевича, однако

Слайд 59Правдивость и мужество роднят героя Лермонтова с героями народных песен.

Он смело смотрит в глаза смерти и не хочет ценою лжи спасти себе жизнь. Мимо его могилы идут люди. Все о нём помнят, и каждый по своему чтит смелого борца за правду. Калашникова похоронят «промеж трех дорог». Пройдёт стар человек – перекрестится, Пройдёт молодец – приосанится, Пройдёт девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку.
Правдивость и мужество роднят героя Лермонтова с героями народных песен.

Слайд 60Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота,

отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова как демократического героя.
Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю

Слайд 62Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и

террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду. Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.
Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства.  В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное

Слайд 63Подвиг Калашникова остается в песне. Безымянная могила его — в чистом

поле промеж трех дорог. В этом и заключается глубокий смысл «Песни…»: гусляры — певцы народные — передают из уст в уста песню о горькой судьбе Калашникова.
Подвиг Калашникова остается в песне.  Безымянная могила его — в чистом поле промеж трех дорог.

Слайд 64Приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую

женщину. Это поступок настоящего мужчины. В поэме показан протест простого человека против деспотизма, его мужество и отвага в борьбе за свою честь.
Приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину.   Это поступок настоящего

Слайд 65В. Г. Белинский говорил о том, что «Лермонтов вошел в царство

народности как ее полный властелин».
В. Г. Белинский говорил о том, что «Лермонтов вошел в царство народности как ее полный властелин».

Слайд 66 Опричник – Кирибеевич

В фигуре Кирибеевича нашли некоторое отражение черты доброго молодца «удалых» или «разбойничьих» песен. «Какая сильная, могучая натура!» - писал о нём Белинский, раскрывая психологию «удалого бойца». 
Опричник – Кирибеевич

Слайд 67Героическое начало в поэме связано с образом Калашникова. Лермонтову удалось создать

характер, близкий герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы черты Калашникова как истинно народного героя.
Героическое начало в поэме связано с образом Калашникова.   Лермонтову удалось создать характер, близкий герою русского

Слайд 69 Молодой Кирибеевич предстает в первой сцене  очень противоречивым: охваченный страстью, юноша

с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне, но боится сказать, что она уже замужем за купцом Калашниковым.  По оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб».
Молодой Кирибеевич предстает в первой сцене  очень противоречивым:  охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной

Слайд 70Опричник Кирибеевич изображен Лермонтовым как «добрый молодец». Его любовь к Алёне

Дмитриевне не каприз, а серьезное чувство. Зная, что она его не любит, он просит царя отпустить его в приволжские степи, где он сложит свою «буйную головушку», которая от черной думы к земле клонится. Его «очи слёзные коршун выклюет», его «кости серые дождик вымоет». Гибнет же Кирибеевич не в битвах с врагами, а на поединке с Калашниковым. 
Опричник Кирибеевич изображен Лермонтовым как «добрый молодец».   Его любовь к Алёне Дмитриевне не каприз, а

Слайд 72Но опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых

людей. Кирибеевич — опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.
Но опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей.

Слайд 73Кирибеевич отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего

злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным в конце «Песни». 
Кирибеевич  отрицателен во всем.    Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и

Слайд 74Двойственность образа Кирибеевича Он — царский любимец, он и «злой охульник»,

самоуверенный, осрамивший Алену Дмитриевну, прославленный преступивший священные закон кулачный боец, Домостроя, опозоривший семью Калашниковых, уверенный в своей полной безнаказанности
Двойственность образа Кирибеевича   Он — царский любимец,  он и «злой охульник»,  самоуверенный,

Слайд 75Кирибеевич считает, что может сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему

это сойдет с рук. Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий.
Кирибеевич считает, что может сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с рук.

Слайд 76Высота нравственной идеи поэмы выражена в сцене боя. Кирибеевич гибнет потому,

что сознает свою неправоту. Моральная сила на стороне Калашникова, и сознание правоты приводит его к победе над Кирибеевичем.
Высота нравственной идеи поэмы выражена в сцене боя.   Кирибеевич гибнет потому, что сознает свою неправоту.

Слайд 77Этот поединок Лермонтов дал, как бой двух русских богатырей, равных по

своей силе: «богатырский бой начинается». Победителем в нём оказался тот, на чьей стороне справедливость. Лермонтов показал, какое значение имеет для победы моральное превосходство противника. Ещё никто не побеждал в бою Кирибеевича: его победил только тот, кто боролся за правду.
Этот поединок Лермонтов дал, как бой двух русских богатырей, равных по своей силе:  «богатырский бой начинается».

Слайд 78Поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды с неправдою, чести с бесчестием,

человеческого достоинства с произволом и своеволием. И если опричник, вышедший на бой потешить батюшку-царя, кланяется в пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному,  «после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому» - он вышел не только отстоять честь семьи, но и доказать народную правду.
Поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды с неправдою,  чести с бесчестием,  человеческого достоинства с произволом

Слайд 79Он является перед Кирибеевичем как возмездие, как неотвратимый рок, судьба, поэтому

побеждает морально, задолго до его физической смерти. Борец за правое дело становится мучеником за правду.
Он является перед Кирибеевичем как возмездие, как неотвратимый рок, судьба, поэтому побеждает морально, задолго до его физической

Слайд 80Столкновение происходит между опричником и купцом, но в конце поэмы появляется

образ царя Ивана Грозного? Без его присутствия столкновение мужчин можно было бы расценивать как семейно - бытовую драму. Присутствие царя, покровителя опричника, заставляет воспринимать конфликт по-другому: Степан Калашников не просто мстит высокопоставленному обидчику, он выступает против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.
Столкновение происходит между опричником и купцом, но в конце поэмы появляется образ царя Ивана Грозного?  Без

Слайд 81

Алёна Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины. Для Алены Дмитриевны муж –  «красно солнышко»,   «государь», речи его будто острый нож, а немилость его –  страшнее смерти.
Алёна Дмитриевна

Слайд 83Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад

старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. В «Песне...» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина.
Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной

Слайд 84В. Г. Белинский о поэме: «Здесь поэт от настоящего мира не

удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства... — вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
В. Г. Белинский о поэме:  «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся

Слайд 85Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и

просветительского произвола.
Поэма Лермонтова   проникнута духом общественно политического протеста   против социальной несправедливости и просветительского произвола.

Слайд 86В. Г. Белинский справедливо отмечал: «…поэт вошёл в царство народности,

как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею...»
В. Г. Белинский справедливо отмечал:    «…поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть