Презентация, доклад Анализ Песни о вещем Олеге А. С. Пушкина.

Содержание

Историческая справка «Вещий Олег» — первый киевский князь, правил в 879—912 гг. Прозван «вещим» после победоносного похода в 907 г. на греков. «Хозары» — кочевой народ, некогда обитавший на юге России. «Твой щит на вратах Цареграда»

Слайд 1Презентация «Анализ Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина

Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация «Анализ Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина

Слайд 4Историческая справка «Вещий Олег» — первый киевский князь, правил в 879—912 гг.

Прозван «вещим» после победоносного похода в 907 г. на греков. «Хозары» — кочевой народ, некогда обитавший на юге России. «Твой щит на вратах Цареграда» — Воины Олега в знак победы над греками повесили свои щиты на вратах Цареграда, столицы Византии. «Игорь Рюрикович» — великий князь киевский в 912—945 гг. «Ольга» — жена Игоря, правившая после смерти Игоря. 
Историческая справка «Вещий Олег» — первый киевский князь, правил в 879—912 гг. Прозван «вещим» после победоносного похода

Слайд 6История создания «Песни о

вещем Олеге». Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев.
История создания         «Песни о вещем Олеге».  Вольнолюбивые стихотворения

Слайд 7Здесь поэта заинтересовал один из древних курганов. Жители утверждали: это

– могила князя Олега, погибшего загадочной смертью. Пушкин изучает труды Н М. Карамзина, где тот пересказывает сюжет "Повести временных лет" о смерти славного правителя. Так рождается его «Песнь о вещем Олеге»- 1822год.
Здесь поэта заинтересовал один из древних курганов.   Жители утверждали: это – могила князя Олега, погибшего

Слайд 8Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует

тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта.
Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего

Слайд 11Особенности жанра.  Баллада — стихотворение, лирическая песнь, в основе которой лежит историческое

событие, предание с острым напряженным сюжетом. Особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Это воплотил в произведении А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит много фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.
Особенности жанра.  Баллада — стихотворение, лирическая песнь, в основе которой лежит историческое событие, предание с острым напряженным

Слайд 12Особенности сюжета баллады.  Вот что писал сам А.С. Пушкин в одном из

писем о сюжете, который лёг в основу баллады «Песнь о вещем Олеге»: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Особенности сюжета баллады.  Вот что писал сам А.С. Пушкин в одном из писем о сюжете, который лёг

Слайд 14 Сюжет баллады Сюжет баллады Пушкина

схож с тем, что представляет "Повесть временных лет".
Сюжет баллады       Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что

Слайд 15Сюжет баллады Во время очередного похода

Сюжет баллады    Во время очередного  похода

Слайд 16

Сюжет баллады к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник.
Сюжет баллады

Слайд 22 Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого

коня, с которым провел немало битв. Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.
Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым

Слайд 27

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения.
Далее мы видим Олега уже

Слайд 29Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается.


Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается.

Слайд 31В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.
В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Слайд 34Тематика баллады. Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. А.

С. Пушкин поднимает различные темы.
Тематика баллады.  Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие.  А. С. Пушкин поднимает различные

Слайд 35Тема 1. Тема рока. Что бы ни делал князь, чтобы избежать

предсказанной участи – она его настигает. Олег отсылает коня как можно дальше. Казалось бы, все: угроза ликвидирована, но нет, злой рок его настигает даже после смерти коня. Он находит погибель именно так, как было предвещено.
Тема 1.  Тема рока.  Что бы ни делал князь, чтобы избежать предсказанной участи – она

Слайд 36Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не

контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин?
Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все

Слайд 37А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге» пытается донести до

читателя, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Идея судьбы – одна из основных в жизни человека. Судьба всегда была одним из объектов исследования философии жизни, так как жизнь человека наполнена чувствами, эмоциями и волнениями. Мифологическая судьба не оставляет места свободе. Не человек выбирает, а его выбирают.
А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге» пытается донести до читателя, что у каждого человека в

Слайд 38Тема роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности

не могут отвести знамение судьбы.
Тема роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы.

Слайд 39Тема 2. Тема поэта-пророка. Пушкин волхва приравнивает к себе самому. Волхв «вдохновенный»,

как и поэт. Настоящего поэта и волхва роднит то, что они не подчинены воле царя и князя: «Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен». Вспомним, что в ссылке за вольнолюбие пишет Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема отражает чувства и взгляды поэта.
Тема 2.  Тема поэта-пророка. Пушкин волхва приравнивает к себе самому.  Волхв «вдохновенный», как и поэт.

Слайд 40Тема 3. Тема дружбы. В начале баллады конь назван «верным».

Это отражает преданность животного своему хозяину. Князь не забывает о преданном им друге, он просит заботиться о нем, помнит спустя многие годы и сильно сокрушается смерти преданного умного животного.
Тема 3.  Тема дружбы.   В начале баллады конь назван «верным». Это отражает преданность животного

Слайд 41Главная мысль (идея)             Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни:

волхва и князя.
Главная мысль (идея)             Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя.

Слайд 44Волхв Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека

«тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:   …Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен;   Правдив и свободен их вещий язык    И с волей небесною дружен…
Волхв  Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника»,

Слайд 46Предсказатель предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, который

не зависит от чьего ‑ то мнения, ему нечего бояться, он многое видел на свете.
Предсказатель предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, который не зависит от чьего ‑ то

Слайд 47Князь             Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия,

воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство – это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, – со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, – жизнь.
Князь              Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы,

Слайд 48Князь Олег – победитель, который вышел живым из сложнейших и опаснейших

ситуаций и получил смерть от своего коня. Автор восхищается силой и мужеством князя.
Князь Олег – победитель, который вышел живым из сложнейших и опаснейших ситуаций и получил смерть от своего

Слайд 49В Олеге А. С. Пушкин увидел прежде всего героя, способного объединить

Русь, поднять патриотические чувства.    
В Олеге А. С. Пушкин увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Слайд 50            Побеждает «правда» кудесника – она сильнее воли князя. Но Олег

изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.             Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского  творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.
            Побеждает «правда» кудесника – она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы:

Слайд 52В «Песне о вещем Олеге» между героем и судьбой существует некоторое

пространство, которое оставляет возможность выбора, возможность отодвинуть или приблизить роковые события.
В «Песне о вещем Олеге» между героем и судьбой существует некоторое пространство,

Слайд 53Олег показывается в «Песне…» как герой, который ничего не боится, совершает

набеги, всегда побеждает. А. С. Пушкин приложил к биографии князя фольклорный мотив, по‑своему дополняя образ вещего героя. «Песнь о вещем Олеге» – это стихотворная повесть, в основе которой лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием материала.
Олег показывается в «Песне…» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. А. С. Пушкин

Слайд 54Судьба как бы соединяет прошлое и будущее. Волхвы не боятся могучих владык, А

княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волею небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Время соотносится с роковым моментом, оно определяет назначенный срок, в то же время именно оно соотносится со счастьем.  
Судьба как бы соединяет прошлое и будущее. Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не

Слайд 55 Причиной смерти Олега стал череп его любимого коня, который

был потревожен бывшим хозяином. Здесь сыграл свою роль известный символ. Череп – символ смерти и смертности. Змея – это тоже, как правило, отрицательный герой. Она обычно предопределяет зло, обман, искушение, грех.
Причиной смерти Олега стал череп его любимого коня, который был

Слайд 59Поэтика баллады 1. Она написана «балладным» стихотворным размером – четырёхстопным амфибрахием. Каждая

строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.
Поэтика баллады 1. Она написана «балладным» стихотворным размером – четырёхстопным амфибрахием.   Каждая строфа содержит шесть

Слайд 60Поэтика баллады 2. Основной приём баллады – контраст. Сопоставляются образы Олега

и кудесника. Место жизни и действия князя – поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва – тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.
Поэтика баллады  2. Основной приём баллады – контраст.  Сопоставляются образы Олега и кудесника.  Место

Слайд 61Поэтика баллады      Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества

ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба…
Поэтика баллады       Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов:  вещий

Слайд 62Поэтика баллады             Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов

и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата … Таким образом, создаётся старинный колорит баллады.
Поэтика баллады               Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть