Слайд 1А.П Чехов
об этапах оскудения души
(по рассказам «Человек в футляре», Крыжовник»,«О любви»
)
Учитель
МОУ СОШ №18 города Белгорода
Бунина Т.А.
Слайд 2Цели и задачи
1) Сформировать у учащихся новое
представление о личности и творчестве А.П.Чехова, отличающееся от сложившегося стереотипного, где Чехов – автор юмористических рассказов, сформировать понимание, как происходит перерождение интеллигентного человека в человека пошлого; попытаться научить внутреннему противостоянию такому перерождению.
2) Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл, проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы, высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.
3) Воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.
Слайд 3Словарь основных понятий
В.И. Даль
М.С. Ожегов.
Слайд 4Душа
то или иное состояние характера, а также человек с теми или
иными свойствами;
вдохновитель чего-нибудь;
в царской России: крепостной крестьянин, а также человек, относящийся к податному сословию.
Словарь С.И.Ожегова.
Слайд 5 Оскудение
(скудеть)
Становиться скудным, бедным, скуднее,
беднее. (Запасы не скудеют. Оскудеть разумом).
Словарь С.И.Ожегова.
Слайд 6Любовь
чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения;
склонность, привязанность к чему-нибудь,
М.С.Ожегов
состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделение, охота, расположение к чему.
В.И.Даль.
Слайд 7Сравните
Интеллигентный
принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней
культурой;
свойственный интеллигенту. М.С.Ожегов
Пошлый
Низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.
М.С.Ожегов
Слайд 8 Мечта
нечто, созданное воображением, мысленно
представляемое;
предмет желаний, стремлений.
М.С.Ожегов
Слайд 9Провинция
губерния, область, округ; уезд.(Жить в провинции- не в столице, в губернии,
уезде).
В.И.Даль.
Какова же она жизнь в провинции?
Слайд 10А.П.Чехов
Никто не понимал так ясно и тонко, как А.П.Чехов, трагизм мелочей
жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности.
М. Горький
Слайд 11Какова основная тема творчества А.П.Чехова?
Трагедия жизни - не в
исключительных событиях, а в медленном, бессобытийном движении жизни. Она засасывает, как огромное болото. Тема сопротивления этому засасыванию стала основной у Чехова.
Слайд 12Этапы оскудения души
Первый этап- «Человек в футляре»
«...Туча доносителей, клеветников..., как
туча гладконосных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе...»
«История государства Российского».
Н.М. Карамзин
Слайд 13
Почему именно учителя, человека призванного нести доброе,
светлое, Чехов делает «футлярным»?
Почему Беликов,
влюбленный в свой предмет, не приносит
никому пользы?
Почему он преподает именно древние языки?
Чем стал Беликов для всего города?
В чем смысл его жизни?
Как подействовала любовь на Беликова?
От чего умирает Беликов. ?Нашел ли он свой идеал?
Что почувствовали жители города после смерти Беликова.
Изменилась ли их жизнь с его уходом?
Почему?
«Человек в футляре» - злой гений провинциального города
Слайд 14Нашёл ли Беликов идеальный футляр?
« Теперь, когда он лежал в гробу,
выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
Слайд 15
«Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось,
сколько еще будет».
Слайд 16Мнение о Беликове
« Беликов - фигура не официальная, не административное лицо,
он добровольно надевает на себя футляр. Герой рассказа-представитель целого уклада жизни знамение времени».
Б.Эйхенбаум
Слайд 18 Этапы оскудения души
Второй этап- «Крыжовник»
«Я видел счастливого
человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своей судьбой,
самим собой».
Слайд 19Николай Иванович
Кто же этот человек?
Каким он был в молодости внешне, внутренне?
(Зачитайте
его описание).
Как он изменяется, достигая своей цели?
Как он относится к своему прошлому?
Через что он перешагнул, чтобы получить свой крыжовник?
Слайд 20Есть ли у Чимши-Гималайского теперь мечта?
«.. при виде счастливого человек, мною
овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию», -говорит И.И
Слайд 22 Этапы оскудения души
Третий этап-
рассказ «О любви»
Слайд 23«Как ненужно, мелко, обманчиво было все то, что нам мешало любить».
Слайд 241)Как вы думаете, для чего в начале рассказа Чехов вставляет рассуждение
о любви красавицы Пелагее и
повара Никанора?
2)Как зарождается любовь?
3)Почему Алехин и Анна Алексеевна не смогли быть счастливыми?
4)Что понял Алехин в своей жизни?
5)Оскудела ли его душа?
Слайд 26Какой общий вывод
можно сделать по всем этим рассказам?
Нет, так жить нельзя.
Должна быть широкая, свободная, более отвечающая назначению человека жизнь.
Слайд 27А.П.Чехов о человеке
«В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и
одежда, и душа, и мысли».
Слайд 28 Моральный кодекс А.П.Чехова
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять
следующим условиям:
они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки,
вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-
нибудь, они не делают из этого одолжения, а ,уходя, не говорят, с вами жить нельзя! Они
прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье -посторонних...
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего
не увидишь простым глазом. Так например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и
ночей не спят, благодаря тому, что редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он
поспешит к ним и наплюет на водку.
Они уважают чужую собственность, а потому платят долги...
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Они не лгут даже в пустяках. Ложь
оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.Они не унижают себя с тою
целью, чтобы вызывать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в
ответ им вздыхали и нянчились с ними.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со
знаменитостями...
Если они не имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем,
женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом...
Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с
клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из «керосинки….».
Слайд 29Напишите сочинение по заданным темам:
«Оскудение души».
«Как неимоверно трудно оставаться человеком, даже
зная, каким ему надо быть».
«Пошлость жизни».