Слайд 3На самом темном чердаке живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке,
среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазенки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьев и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьет и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь...
Слайд 4– Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле
на ужин. (Золотая рыбка.)
Слайд 5Транскрипция слова: [рыба]
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
ы — [ы]
— гласный, ударный
б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Слайд 7– Рассмотрите образцы буквы ы.
А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
Бывает
эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни.
Вот топор, полено рядом –
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы,
Все мы знать ее должны
Слайд 8– Расскажите о направлении движения руки при написании буквы ы. (Начинаем
писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо, продолжаем закруглять до середины наклонной палочки. Затем пишем присоединительный элемент от середины овала до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочку с закруглением внизу – начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, ведем вверх вправо до середины рабочей строки.)
Слайд 9Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце
слов.)
– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
Слайд 11Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
–
Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
Слайд 12У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у
крота,
У кота и у кита.
Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.
Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
Слайд 13– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы,
бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
Слайд 14Транскрипция слова: [усы]
у — [у] — гласный, безударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый
ы —
[ы] — гласный, ударный
В слове 3 буквы и 3 звука.
Слайд 15ранскрипция слова: [дым]
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый
ы — [ы] — гласный, ударный
м —
[м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
В слове 3 буквы и 3 звука.
Слайд 16Транскрипция слова: [мышка]
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
ы — [ы]
— гласный, ударный
ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Слайд 18Мышка-Мушка-Мошка-Мишка
– Что нужно поменять, кроме буквы?
– Попробуйте из слова «мышка» сделать
слово «мушка» («мошка», «мишка»).
Слайд 20– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно
образовать множественное число.
Слайд 21У буквы ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква ы спокойно
может,
Встав в конце, предметы множить:
Стол – столы, забор – заборы,
Пол – полы, узор – узоры.
Слайд 23Транскрипция слова: [ноты]
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
о — [о]
— гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый
ы — [ы] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Слайд 24Транскрипция слова: [рыба]
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
ы — [ы]
— гласный, ударный
б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука
Слайд 25Транскрипция слова: [крыса]
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
р — [р] — согласный,
звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
ы — [ы] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.