Слайд 1Литературное слушанье
Е. Серова
«Мой дом»
Слайд 2– Сегодня у нас урок литературного слушания. Как вы думаете, что вы
будете делать на этом уроке? (Предположения детей.)
– Каждый урок литературного слушания – это интересная встреча с новым произведением.
– Учебная хрестоматия укажет вам путь к Королеве. Угадайте, кто это?
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней.
(Книга.)
– Книги... Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики.
Слайд 3ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ
Берите книгу чистыми руками.
Не перегибайте книгу – от
этого выпадают страницы.
Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого рвётся переплёт.
Не загибайте страницы, пользуйтесь закладками.
Не читайте книгу во время еды.
Чтобы книга дольше служила, оберните её.
– Чтобы знать и понимать все то, о чём в книге написано, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц. Книги нужно беречь! Они живут рядом с нами в шкафах и на полках.
Постановка целей урока.
– Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. (Ю. Яковлев.)
– Много произведений посвящено России – нашей Родине. Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением.
– Дети, послушайте, я буду читать.
Слайд 4Екатерина Васильевна Серова - детский поэт, автор более сорока поэтических книг.
Екатерина
Серова - о себе:
Я родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе – Вологде. От постоянного чувства голода меня спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы мне и моей старшей сестре. Поскольку сестра была на семь лет старше, я уже в годовалом возрасте слушала не "баюшки-баю", а сказки Пушкина, Андерсена, братьев Перро...
Слайд 5«Мой дом»
У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме
моём.
Только есть потолок —
Голубой–голубой,
Только много дорог —
Знай шагай по любой!
По одной ты пойдёшь —
Там страна Целина:
Как посеешь там рожь,
Будет с Марса видна!
По другой зашагай,
И она приведёт
В белый Северный край,
Где нетающий лёд.
Слайд 6А по третьей придёшь
В злое Царство Песка:
Там нигде не найдёшь
Ни цветка,
ни листка.
Может, мне посадить
В этом царстве сады?
Может, мне растопить
Бесполезные льды?
Может, мне всю страну
Целину
Распахать в ширину и
и в длину?
Слайд 7Очень дом мой огромен —
От песков и до льдин!
Хорошо, что я
в доме
Живу не один.
Много жителей в нём —
Все не счесть имена! —
Потому что мой дом —
Это наша страна.
Тут хозяин — народ,
Он и добр, он и строг,
По–хозяйски пройдёт
По мильонам дорог.
И растопятся льды
Добрым жаром людским,
Слайд 8Засмеются сады
Там, где были пески;
И в чудесное Царство Зерна
Превратится страна Целина.
Я
бы всем помогал,
Да сказали, что мал!
Что же, я подожду,
Хватит дела и мне!
А пока я пройду
По Зелёной стране,
Где кувшинок листы —
Слайд 9Как плоты на реке,
Где болтают цветы
На своём языке.
Поиграю с волной,
С мотыльком
покружусь
И с родною страной
Навсегда подружусь.
Слайд 10Беседа: – О чём это стихотворение? Что понравилось?
– О чём хотел сказать автор?
– Какая строка
запомнилась? Почему?
– Почему автор называет Родину удивительным домом? (нет стены ни одной в том доме моём) Почему?
– Как понимаете: Только есть потолок – Голубой-голубой.
– Чего много у нашей Родины?
– Как автор сказал о том, что наша Родина огромна? (Очень дом мой огромен – От песков до льдин!)
Слайд 13 Как говорит автор о доме? (Нет стен, голубой потолок, много дорог,
дом огромен).
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему?
– Чему удивляется автор?
Учитель зачитывает и записывает на доске слова: родной, удивительный дом.