Слайд 1«Портрет Пушкина в изобразительном искусстве»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №78
Пгт. Чернышевск
2019 г.
Выполнила:
Коноплева Ирина, ученица 9 «в» класса
Проверила: Горюнова Л.А,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Актуальность проекта:
Образ Пушкина в изобразительном искусстве – неисчерпаемая тема для изучения:
один и тот же поэт предстаёт перед нами в разных ракурсах, увиденных мастерами в разные периоды жизни этого гения. И благодаря их работам мы имеем уникальную возможность всякий раз знакомиться с новым Пушкиным. На дворе XXI век, а в пушкинских местах не прекращаются аншлаги: люди с интересом посещают пушкинские вечера и выставки. Московский государственный музей имени
А. С. Пушкина в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Михайловское» способствовал увековечиванию образа поэта в изобразительном искусстве и включил эту ценную экспозицию, состоящую из 130 скульптурных и графических композиций, в глобальный проект, раскрывающий образ Пушкина в изобразительном искусстве.
Слайд 3Задачи:
Рассмотреть портреты А.С. Пушкина как произведения искусства.
Познакомиться с творчеством
разных художников.
Рассказать, что выдающиеся художники первой половины XIX века изобразили Пушкина в период расцвета его творческих сил, отразили его богатый внутренний мир.
Убедиться в том, что художники симпатизируют поэту и стремятся показать людям силу и красоту души гения.
В процессе сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия в художественной манере
Проблемы:
Изображение Пушкина в портретном искусстве как средство формирования цельного образа великого поэта у современных школьников
Слайд 4Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал,
волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…
Слайд 5 «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная”, -
писал Пушкин. Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет “самую занимательную науку”! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ.
Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик. А люди, которые жили в одно время с поэтом, твердили, как клятву, оду “Вольность”, “К Чаадаеву”, люди, ходившие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могли встретить Пушкина и пройти мимо, не узнав его.
Слайд 6 Самый первый портрет – миниатюрная работа неизвестного художника, изображающий Пушкина
ребенком трех, трех с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрого, лечившего Пушкиных, когда они были в Москве.
Муродров Матвей Яковлевич
(1776-1831) русский врач
Этот портрет, сделанный крепостным художником, по семейному преданию, был подарен матерью поэта Н.О. Пушкиной единственной дочери Мудрова – Софье.
Слайд 7Ксавье де Местр
"Пушкин - ребенок“
1801-1802 гг.
Металлическая овальная пластина,
масло. Атрибуция портрета
Н.В. Баранской
Слайд 8С.Г. Чириков (неизв.) Пушкин в юности.
Акв., пастель. 1815.
Слайд 9Пушкин, лицеист, худ. Ю.В.Иванов.
Слайд 10Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее ,открытом 19 октября 1811
года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911)
Слайд 11В 1822 году впервые напечатана поэма “Кавказский пленник”. К ней приложен
портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, еще до ссылки Пушкина. Один из тогдашних туристов нашел портрет “весьма похожим”, сам же Пушкин – он в это время в Кишиневе, - едва получил экземпляры поэмы, откликается в письме к Гнедичу (по ошибке именуя гравюру – “литографией”).
А.С. Пушкин
портрет работы Гейтмана
Слайд 12Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому
так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них стали классическими, по праву войдя как лучшие изображения Пушкина в историю русской портретописи и отечественной культуры. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.
А.П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г.
Тропинин В. А. «Портрет А.С. Пушкина». 1827.
Слайд 13В начале 1827 года поэт заказал свой портрет
московскому
художнику В.А. Тропинину.
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844)
Слайд 14«До недавнего времени считалось, что заказчиком тропининского произведения был приятель поэта
- Сергей Александрович Соболевский. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М.М. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
Слайд 15Известно, что для первого знакомства с Пушкиным художник в начале
1827 года
пришел в дом Соболевского на Собачьей площадке, где тогда
жил поэт. Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со
щенками. Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан
маленький этюд.
В нем не было ни богатства
колорита, ни изысканности мазка,
ни мастерски исполненных деталей.
Главным достоинством этой
подготовительной вещицы были
непосредственность и живость
восприятия модели, дружеская
доверительность, исключавшая
привычный романтический пафос.
Зато идея величия поэта была
выражена в беглом карандашном
наброске, где подчеркнута
горделивая посадка головы,
обрамленной распахнутым
воротом
рубашки.
Слайд 16Василий Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Этюд. 1827
Слайд 17Окончательный вариант живописного портрета удачно сочетает найденную в графическом наброске возвышенность
идеи с живым ощущением натуры, схваченным в этюде. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком трехчетвертном повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.
В отличие от других московских портретов работы Тропинина, принадлежащих к «халатному жанру», внешняя простота пушкинского портрета – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира.
Слайд 18В 1827 году он почти одновременно с Тропининым О. Кипренский написал
замечательный портрет Пушкина по заказу друга поэта А. А. Дельвига. Это, несомненно, одно из самых значительных произведений Кипренского. От него веет гениальностью, полетом поэтической мысли, озаренностью вдохновения. Сам поэт с удовлетворением встретил это свое воплощение в живописи и приветствовал художника стихотворным посланием.
Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру.
Слайд 19Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал,
волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Слайд 20«Лицо поэта мягко выделено светом. В нем деликатно обозначена „арапская характерность“
черт: широкие ноздри, слегка выдающиеся крупные губы. Вьющиеся темно-каштановые волосы обрамляют высокий лоб. Облик Пушкина отличается сдержанной простотой, но есть в нем и особое хрупкое изящество и какая-то экзотическая элегантность» (Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный Художник)
Образ наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом.
Отдельные критические отзывы о работе Кипренского потонули в восторженном хоре похвал. Любопытно, что современники узнавали Пушкина именно по этому портрету, впервые представленному публике на выставке в Петербурге 1 сентября 1827 года .
Позднее портрет Пушкина послужил образцом для многих художников и скульпторов при воссоздании облика поэта.
Слайд 21В 1938 г. И.С. Зильберштейн писал: “Одно изображение Пушкина
до сих
пор остается почти полной загадкой – это его портрет
работы И.Л. Линева. Ни история его создания, ни время его
написания, ни его происхождение до сих пор, по существу, нам
неведомо как равно ничего не известно об его авторе. И никто из
современных исследователей иконографии Пушкина ничего не
прибавил к тому, к тому, что ровно 50 лет назад впервые сообщил
об этом портрете
С. Либрович, впервые его изучивший”.
Кто же этот художник, не только понявший драму Пушкина, но и
совершенно очевидно сочувствовавший ему, сумевший донести
трагедию поэта до потомков?
Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина кисти художника И.Л.Линева 1836 г.
Слайд 22И.Е.Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г. Бумага, итальянский карандаш, белила.
Художник Петр Соколов
Портрет
А. С. Пушкина
1836, акварель
Слайд 23Г.Г. Чернецов.
«Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду».
1832
Слайд 24Парад на Царицыном лугу. Фрагмент среди зрителей Крылов, Пушкин, Жуковский. Художник
Г. Чернецов. 1836.
Слайд 25Субботнее собрание у Жуковского. Фрагмент. Ученики школы Венецианова
Слайд 26В.И. Шухаев 1960
Борис Валентинович Щербаков
"Пушкин в Петербурге"
Слайд 27На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника -
художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.
Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.
В 1887 году Айвазовский работая над картиной "Прощание Пушкина с морем." ("Прощай, свободная стихия..."). пригласил Репина написать поэта, так как знал свою слабость в портрете. Позднее И.Е. Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку."
Творчество И. Айвазовского
Слайд 28Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны
голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум
призывный
Услышал я в последний раз. ..
«К морю» А.С. Пушкин.
Иван Айвазовский и Илья Репин.
Пушкин у моря
(Прощание Пушкина с Черным морем).
1887. Холст, масло. Центральный
Пушкинский Музей. Пушкин, Россия.
Слайд 29Иван Айвазовский.
Пушкин на берегу Черного моря. 1887. Холст, масло. Николаевский
художественный музей
им. В. Верещагина, Россия.
Слайд 30И.К. Айвазовский,
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал
1899. Холст, масло. Одесский
художественный музей, Одесса, Украина.
Слайд 31А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897
Слайд 32А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе
И. Айвазовский
Холст, масло.
Слайд 33А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 И. Айвазовский
Холст,
масло.
Слайд 34 Тригорское (около Михайловского), "Скамья Онегина"
Слайд 35Пушкин в селе Михайловском
(Пущин у Пушкина).
Художник Н.Н. Ге. 1875
г.
Слайд 36Пётр Кончалвоский. Пушкин в Михайловском. 1940
Слайд 37Фрагмент репродукции картины Александр Сергеевич Пушкин работы художника Петра Кончаловского.
Слайд 38Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник
Д.Н Кардовский
Слайд 39Портрет А. С.Пушкина. Константин Сомов.
Слайд 40П.И. Челищев
А. С. Пушкин в Болдине.
Художник А. Ванециан.
Слайд 41Валентин Серов.
А.С. Пушкин на садовой скамье.
1899. Бумага, акварель, графитный
карандаш, белила.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт Петербург, Россия.
Слайд 42В. Серов
А.С. Пушкин у Карла Брюллова. 1912
Бумага, акварель, белила, тушь
Слайд 43«Пушкин с женой перед зеркалом» Ульянов Н. П.
А. С. Пушкин и
В. И. Даль в образе Святых Козьмы и Дамиана, конец XIX века. Музей истории религии
Слайд 44К.С. Петров-Водкин.
Пушкин на Неве. 1936
А.С.Пушкин на набережной Невы.
1915
Б. Кустодиев
Слайд 45Портрет А.С. Пушкина на коне (П. Соколов 1831 г.)
Слайд 46Пушкин на прогулке. Художник В.А. Серов. 1899 г.
Слайд 47Неизвестный художник
А.С.Пушкин. (1831?)
Слайд 48Г. Гиппиус. Портрет Пушкина. 1828 г. Литография.
Слайд 49Пушкин на обеде у Смирдина. Художник А. Брюллов. 1832
Слайд 50Федор Антонович Бруни
Пушкин (в гробу). 1837
Слайд 51Маска — единственное документальное свидетельство строения лица Пушкина. Это самая драгоценная
пушкинская реликвия. Гипсовый слепок с лица поэта был сделан формовщиком
П. Балиным под руководством лучшего мастера скульптурного портрета того времени С.И. Гальберга.
Слайд 52В памяти друзей
Н.В. Гоголь. "Наброски профиля Пушкина". 1837 г
Слайд 54Автопортрет из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой. Конец сентября - начало октября
1829 г
Автопортреты
А.С. Пушкин (автопортрет)
А. С. Пушкин. Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г.).
Слайд 55Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний. Предназначался для первой книги
стихов поэта
Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г
Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе "Евгения Онегина". Письмо к брату Льву Сергеевичу
Слайд 56Глазами наших современников
Дмитрий Белюкин
А.С. Пушкин. Эскиз к гравюре.
Тушь, перо, кисть
О
ПУШКИНЕ
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее..
Рубцов Николай
Слайд 57Дубинин В. 2009-2010 г.
А.С. Пушкин. Рис. Л. Левченко (Еременко). Фломастер
Слайд 58Александр Кравчук, Пушкин на Мойке. Последняя осень, 2000 год
Слайд 59Вывод:
Сегодня трудно себе представить какой-либо цивилизованный город, в котором не увековечен
образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты, скульптуры - все говорит о том, что великий поэт не забыт. В честь гения названы улицы, парки, музеи, библиотеки и даже торговые центры! Скульпторы любят изображать Пушкина в задумчивой, но непринуждённой позе, с пером и тетрадью в руках, сидящим на скамье с мечтательным дружеским взглядом. Наблюдая творческий порыв, запечатлённый в бронзе или камне, веришь, что вот сейчас, прямо здесь, из-под пера гения на свет появится ещё один не дописанный при его жизни шедевр.