Презентация, доклад на тему Полноформатное развёрнутое сочинение на литературную тему /11 класс/

Содержание

Пишу, как дышу…

Слайд 1Полноформатное развёрнутое сочинение на литературную тему
Глаголом жги…

Полноформатное развёрнутое  сочинение на литературную темуГлаголом жги…

Слайд 2Пишу, как дышу…

/Чиянов В.Ф./

Презентация же для тех, кто пока испытывает затруднения в написании сочинения на литературную тему.

Это в идеале…


Итак, пустой лист А4 не так страшен…

Пишу, как дышу…

Слайд 3Часть 2
Было так:
Выпускнику предлагались 3 вопроса,

охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:
17.1 - по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII века или первой половины ХIХ в.
17.2 - по произведениям второй половины ХIХ в.
17.3 - по произведениям конца ХIХ – ХХ в.

Выпускник выбирает только один из
вопросов!



ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ 200 СЛОВ!

Часть 2 Было так:    Выпускнику предлагались 3 вопроса, охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:17.1

Слайд 4Но в 2018 году Часть 2
Выпускнику

предлагаются 4 темы (17.1–17.4).

В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения).

Темы задания 17.1–17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер.


Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения конкретного автора.
Может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику/но строгая прикреплённость к определённому литературному материалу/
И есть тема, близкая к литературному обзору.

Но в 2018 году     Часть 2 Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1–17.4). В наборе

Слайд 5Часть 2
17.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя?

(По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
17.2 Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
17.3 Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.
17.4 Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990–2000-х годов)
Часть 217.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от

Слайд 6Полноформатное сочинение должно соответствовать определённым критериям!
Даже детские игры имеют свои правила…

Полноформатное сочинение должно соответствовать определённым критериям!Даже детские игры имеют свои правила…

Слайд 7Итак, критерии оценивания
задания 17 /часть 2/:

1 критерий.  Соответствие сочинения теме /1б./
2

критерий.  Аргументированность, привлечение текста произведения/2б./
3 критерий. Опора на теоретико-литературные понятия - /2б./
4 критерий. Композиционная цельность /2б./
5 критерий. Логичность изложения/2б./
6 критерий. Фактологическая точность /3б./
7 критерий. Соблюдение речевых норм /3б./
Итого – 15 б.

Задание части 2 считается невыполненным, если экзаменуемый по первому критерию получает 0 баллов /задание дальше не проверяется…/

Итак, критерии оценивания задания 17 /часть 2/:1 критерий.  Соответствие сочинения теме /1б./2 критерий.  Аргументированность, привлечение текста произведения/2б./3 критерий.

Слайд 8Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы…
Шаг второй. Выделяю в

ней самые важные слова и задумываюсь над тем, к каким последствиям может привести их игнорирование или неправильное понимание.
Шаг третий. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?» (надо установить связь между собой, своим опытом и предметом, о котором идет речь).














Алгоритм работы над сочинением

Шаг четвёртый. Кратко /тезисно/ пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя-тремя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений.
Шаг пятый. Выдвигаю /и записываю!/ основной тезис своей работы.
Шаг шестой. Теперь подробно его раскрываю, приводя серьёзные доводы, подтверждая их примерами из текста /для этого представьте себе своего оппонента и начните с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения/.
Шаг седьмой. При подборе аргументов непременно вспоминаю и записываю термины, которые помогут глубже раскрыть тему сочинения!

Шаг восьмой. Продумываю, как логически выстроить систему своих доказательств.
Шаг девятый. Записываю их, составляю план /лучше тезисный!/

Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы… Шаг второй. Выделяю в ней самые важные слова и задумываюсь

Слайд 9Условный план сочинения
Вступление (зерно будущей работы, должно быть написано «выпукло», ярко,

нетривиально).
II. Основная часть (сформулируйте главный тезис своей работы и приведите три довода /аргумент + пример-иллюстрация из текста/, убедительно подтверждающие вашу мысль).
III. Заключение ( «итоговые» и
только свои слова (!) о произведении
и благодарность

кому? за что?
Условный план сочиненияВступление (зерно будущей работы, должно быть написано «выпукло», ярко, нетривиально).II. Основная часть (сформулируйте главный тезис

Слайд 10 I. Вступление

может быть:
I. Вступление

Слайд 11I. Вступление
Историческое

Аналитическое

Биографическое

Сравнительное

Лирическое…







характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин;

анализ

центрального понятия /и это вовсе не обязательно литературоведческий термин, а например, «гуманизм», «народность»/;

К раскрытию некоторых тем верный ключ дают факты из биографии писателя: факты из жизни, характеристика его окружения, история создания произведения, эволюция взглядов;

Это вхождение в соответствующий литературный контекст, упоминание о предшествующих анализируемому произведению литературных традиций, размышление о том, как вписывается в них предмет рассмотрения;

Универсальное, увязывающее тему сочинения с вашими личными впечатлениями, вступление. Какое влияние оказал писатель, его личность и творчество, что заставило полюбить данное произведение, задуматься, открыть новое…


I. ВступлениеИсторическоеАналитическоеБиографическоеСравнительноеЛирическое…характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин;анализ центрального понятия /и это вовсе не

Слайд 12можно начать с анализа жанровой принадлежности художественного произведения
Жанр – «угол

зрения автора» на воплощение художественного замысла; исходный «ключ» к раскрытию смыслов произведения.
Жанровый «канон» определяет ожидания читателей и помогает увидеть новаторство писателя.

«Что дало основание автору «Евгения Онегина» назвать свое творение «свободным романом»?»
«Почему грустная история о гибели вишневого сада отнесена к жанру комедии?»

I. Вступление

можно начать с анализа жанровой принадлежности художественного произведения Жанр – «угол зрения автора» на воплощение художественного замысла;

Слайд 13Вспоминаем некоторые жанровые формы литературных произведений
Рассказ –


Повесть –



Роман -
Эпический жанр

небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

Эпический жанр, не имеющий устойчивого объёма. Самое яркое качество п. – наличие хроникального сюжета, которое воспроизводит естественное течение жизни. В п. имеет значение не столько движение сюжета, сколько описание места действия, героев, их внешности, их мыслей, их психологическое состояние.

Большой эпический жанр. Предмет изображения – целая жизнь или значительный период жизни человека. В р. отражены длительно происходящие события, присутствуют несколько сюжетных линий. Р. охватывает большой круг жизненных проблем.
Вспоминаем некоторые жанровые формы литературных произведенийРассказ –Повесть – Роман -Эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев

Слайд 14Основная часть
Цель - раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.
В

качестве заголовка - формулировка основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и  т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея. 
Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли "по нарастающей«.
Основная частьЦель - раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.В качестве заголовка - формулировка основной идеи

Слайд 15Заключение
Функция заключения - в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе

рассуждений на заданную тему. 
2 типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие.
 Заключение-вывод - основная мысль, которая выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако это не краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде.
Заключение-следствие требует привлечения знаний из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств…
ЗаключениеФункция заключения - в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему. 2 типа заключения:

Слайд 1617. 2 Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия
Кирсанова? (По роману

И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Конечно, мы помним, что сочинение состоит как минимум из 3-х абзацев: вступления, основной части, заключения.
В сочинении должно быть достаточно развёрнутое вступление. Почему бы не начать разговор о типе романа /социально-психологический/ или о бурных спорах и противоречивых оценках, вызванных его появлением /одни говорили, что Тургенев слишком превознёс «детей» и «высек» «отцов», другие же упрекали писателя в том, что он окарикатурил Базарова…/ Но в любом случае читателю представлен мир на грани социальной катастрофы /накануне отмены крепостного права/, и на фоне беспокойного моря народной жизни и появляется в романе масштабная фигура Евгения Базарова, «демократа до мозга костей». И эта титаническая личность не может не привлекать, не притягивать к себе. Поэтому рядом с Базаровым его лучший ученик, искренне считающий себя другом Евгения, – Аркадий Кирсанов. Но что стало истинной причиной их расставания?
По всей вероятности, тезис основной части – различие жизненных целей героев/и как следствие, отсутствие глубокого взаимопонимания/. Вот тут как раз и вспомните о принципе антитезы в изображении героев ( характеры, склад ума, речь, поступки). Кроме того, нельзя забывать и о назревающем внутреннем конфликте Базарова /с 13 главы!/

17. 2 Что послужило причиной расставания Базарова и АркадияКирсанова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Конечно,

Слайд 17Трагизм положения Базарова всё более усугубляется /перед героем открываются две бездны:

загадка собственной души и загадка мира, который его окружает/, но понимает ли Аркадий своего друга? Почему?
А ведь ещё случилась дуэль…
И в заключительной части вашей работы подведите итог всему сказанному, выразите своё отношение к героям романа, к роману или автору романа…

И не забудьте про цитаты! Каждый свой аргумент подкрепляйте примерами из текста /для этого цитаты надо учить. Уж такие фразы героев, как: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник", «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет» - грешно не знать/.

На самом деле написать сочинения ЕГЭ по литературе не так уж сложно. Главное - учить, писать, думать…

Трагизм положения Базарова всё более усугубляется /перед героем открываются две бездны: загадка собственной души и загадка мира,

Слайд 18Помним, что..

Сочинение — дело личное. Надо писать не то, что положено,

что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь. Истина, предназначенная для других, далеко не так важна, как истина своя собственная.
Сочинение — дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже если это ты сам) и начать с ним диалог — согласие или спор.
Сочинение — дело выполнимое. Даже если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.

Помним, что..Сочинение — дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а

Слайд 19P.S.

Три запрещающих правила
Первое
Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить прежде всего самому себе, почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не понравилась мысль, не согласен с ней – тебе опять придется потрудиться, аргументируя свою точку зрения.
Второе
Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь; уходить от темы рассуждения, неоправданно сужая или расширяя ее.
Третье
Нельзя излагать отвлеченные идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.
 
P.S.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть