Слайд 2ХРОНИКА КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ ЭПОХИ
На смену некоторому застою в экономической
и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений.
Слайд 3ХРОНИКА КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ ЭПОХИ
1890-е— начало эпохи экономического роста, реформы Витте
1894 —
начало царствования Николая II
С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических
1903 – второй съезд РСДРП
1903-1905 – русско-японская война
1905 – первая русская революция
1906 – создание I Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
1914 – начало Первой мировой войны
1917 – Февральская и Октябрьская революции
Слайд 4ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА:
Стремительная динамика
Драматизм
Быстрая смена эстетических ориентиров
Кардинальное обновление литературных приёмов
Слайд 5Литературные направления
Серебряного века
Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Имажинизм
Слайд 6Реализм
Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Он ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности.
Слайд 7Модернизм
Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца
19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
Слайд 8 Модернизм (от франц. moderne- «новейший», «современный») – это новое
явление в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.
Слайд 10Писатели-реалисты
Бунин
Иван
Алексеевич
1870-1953
Куприн
Александр
Иванович
1870-1938
Зайцев
Борис
Константинович
1881-1972
Вересаев
Викентий
Викентьевич
1867-1945
Слайд 11Писатели-реалисты
Максим
Горький
1868-1936
Короленко
Владимир
Галактионович
1853-1921
Замятин
Евгений
Иванович
1884-1937
Андреев
Леонид
Николаевич
1871-1919
Слайд 12Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Имажинизм
Слайд 13Символизм
Символизм (от греч. Symbolon - «знак, примета) -
литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Слайд 14Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск,
только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум кипучий –
Только отзвук искажённый
Торжествующих созвучий?
В.Соловьёв
Слайд 15Особенности русского символизма:
Музыкальность
Поиск новых стихотворных размеров
Возвышенные темы (Бог, смерть, жизнь)
Многозначность, расплывчатость
образов
Недосказанность
Мистика
Слайд 16Поколения символистов
Предсимволисты
Старшие символисты
Младосимволисты
Символисты
Слайд 17Предсимволисты:
Дмитрий Мережковский
Зинаида Гиппиус
Фёдор Сологуб
Владимир Соловьёв
Иннокентий Анненский
Слайд 18Старшие символисты
Валерий Брюсов
Константин Бальмонт
Юргис Балтрушайтис
Слайд 19Младосимволисты
Андрей Белый
Александр Блок
Вячеслав Иванов
Слайд 20Акмеизм
Акмеизм - (от греч . akme - высшая
степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
Слайд 21О.Мандельштам
Ни о чём не надо говорить,
Ничему не следует учить,
И
печальна так, и хороша
Тёмная звериная душа.
Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывёт дельфином молодым
По седым пучинам мировым.
Слайд 22Особенности акмеизма:
«Тоска по мировой культуре» (О.Мандельштам).
Отрицание мистики
«Прекрасная ясность» вместо намёков, расплывчатости
образов, недосказанности
Интерес к различным историческим эпохам, культурам
Умение сказать красиво о бытовых мелочах, внимание к художественной детали
Поэтизация природно-биологических начал в человеке
Чёткость, острота и динамизм лирического сюжета
Живописность образа вместо музыкальности.
Слайд 23Футуризм
Футуризм - (от лат . futurum - будущее),
авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Слайд 24Крылышкуя золотописьмом
тончайших жил,
кузнечик в кузов пуза уложил
миллионы всяких трав и
вер.
Пинь-пинь-пинь - тарарахнул зинзивер.
О лебедиво! О озари!
«Кузнечик», В.Хлебников
Слайд 25Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз
А.Крученых
Слайд 26О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь
усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
В.Хлебников «Заклятье смехом»
Слайд 27Особенности футуризма:
Отказ от традиционной культуры
Анархическое бунтарство
Абсолютная свобода творчества
Отказ от литературных и
языковых норм
Устремлённость в будущее
Неприятие буржуазной морали
Эпатаж как средство воздействия на публику
Языковая заумь как воспроизведение народных заклинаний
Слайд 28Группировки
футуристов
Кубофутуристы
Петербургские
эгофутуристы
«Мезонин
поэзии»
«Центрифуга»
Слайд 29Поэты-кубофутуристы
Владимир Маяковский
Велимир Хлебников
Алексей Крученых
Давид Бурлюк
Слайд 30Петербургские эгофутуристы
Игорь Северянин
Константин Олимпов
Василиск Гнедов
Слайд 31«Мезонин поэзии»
Вадим Шершеневич
Борис Лавренёв
Рюрик Ивнев
Слайд 32Имажинизм
Имажинизм (от лат. — imagо — образ). Название
восходит к английскому имажизму — англоязычной поэтической школе. Эстетическая концепция имажинизма опиралась на принципиальный антиэстетизм с установкой на шокирующие, отталкивающие, провоцирующие образы, аморализм и цинизм (воспринятый как философская система).
Слайд 33Поэты-имажинисты
Сергей Есенин
Вадим Шершеневич
Рюрик Ивнев
Анатолий Мариенгоф
Слайд 35Поэты, не принадлежавшие ни к одному из направлений
Иннокентий Фёдорович Анненский
Марина Ивановна
Цветаева
Максимилиан Александрович Волошин
Борис Леонидович Пастернак
Владислав Фелицианович Ходасевич