Слайд 1Урок литературы в 9 классе
Поэзия конца XIX века
учитель русского языка и
литературы Есаулова О.Ю.
Слайд 2Цель урока
Знакомство с биографией поэтов ( обзорно);
основные поэтического языка
каждого поэта;
обучение сопоставительному анализу лирических произведений;
развитие навыков выразительного чтения.
Словарная работа: мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, художественный мир, пафос.
Слайд 3Особенности поэтического творчества поэтов XIX века
План урока:
1.Ф.И.Тютчев.
2. А.А.Фет.
3.Н.А.Некрасов.
Творческие задания.
Слайд 4ТВОРЧЕСТВО
ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и
общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.
Слайд 5ПОЭЗИЯ (греч. poiesis)
ПОЭЗИЯ (греч. poiesis),
1) до сер. 19 в. вся художественная
литература в отличие от нехудожественной.
2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи. В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом. Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
Слайд 6ПОЭТИКА (от греч. poietike — поэтическое искусство
ПОЭТИКА (от греч. poietike —
поэтическое искусство), раздел теории литературы (см. Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств — звуковых (см. Стиховедение), языковых (см. Стилистика), образных (т. н. топика). Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств (см. Композиция) при создании «образа мира» и «образа автора» в отдельных произведениях или группе произведений (творчество писателя, литературное направление, эпоха и пр.). Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приемов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности. В эпоху замкнутых традиционалистических культур поэтика развивалась как нормативная система «правил», с 19 в. — как объективная описательная наука. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы в целом, в узком — с исследованием языка художественного произведения. Термином поэтика» обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта, направления, нации, эпохи (напр., поэтика русского реализма»).
Слайд 7Фёдор Иванович Тютчев
1803 - 1873
Нам не дано предугадать,
Как слово наше
отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Слайд 8Биографическая справка
ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803-73), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857).
Духовно-напряженная философская поэзия ощущение космических противоречий бытия. Символический параллелизм в стихах о жизни природы, Тютчева передает трагическое космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.
Слайд 9«Последний романтик в русской поэзии 19 века»
Тютчев – открыватель новых образных
миров в поэзии. Ему было присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности , а не каких-то отвлечённых, абстрактных категорий.
Фрагмент- так Ю.Н.Тынянов определил художественную форму стихов Тютчева. Что значит фрагмент? Фрагмент чего? живой жизни – хочется сказать нам. Стихи Тютчева написаны как бы «на случай». Работа пульсирующей поэтической мысли идет постоянно. Какое-то внешнее впечатление, жизненное событие или глубокое внутреннее переживание могут послужить толчком к созданию стихотворения. « Поэтические его творения являлись на свет божий, ещё не успев остыть, ещё трепеща внутренней жизнью души поэта. (И.С.Аксаков)
Слайд 10Философия поэтического мира поэта
Пейзажную лирику Тютчева можно назвать пейзажно- философской:
изображение природы и мысль о о природе сплавлены в ней воедино : пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – просто второе имя жизни.
Слайд 11Любовная лирика Тютчева
Наиболее ярко « двойноё бытие» расколотой человеческой жизни выражено
в любовной лирике. « Денисьевский цикл» ( название не авторское) обнажает прежде всего трагическую сущность любви.
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей…
« Буйная слепота страстей». Любовь- это та же стихия, человек подчас не в силах противостоять ей, в результате – катастрофа. Но любовь- это и высшая полнота бытия, она дарует любящим блаженство причастности к жизни « божеско – всемирной».
Слайд 12« Жить стихом» Б.Пастернак
«Жизнь Федора Ивановича Тютчева – личная, идейная, философская,
гражданская – была в стихах, так же естественно необходимых, как движение мысли и чувства всякого человека»( А.В.Чичерин)
Слайд 13Афанасий Афанасьевич Фет
1820-1892
А всё надежда в сердце
тлеет,
Что, может быть, хоть
невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо
Где дума страстная чиста,-
И посвящённым только
зримо
Цветёт весна и красота.
Слайд 14Биографическая справка
ФЕТ (наст. фам. Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820-1892), русский поэт, член-корреспондент
Петербургской АН (1886). Насыщенные конкретными приметами картины природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: «Вечерние огни» (сборники 1-4, 1883-91). Многие стихи положены на музыку.
Слайд 15
«Обаяние Фета в том, что живопись растворена в музыке, а мелодическое
начало пластично, воплощено в зрительных образах»
(Л.Озеров)
Слайд 16Изящная поэзия Фета
Мир поэта очень узкий, но какой же прекрасный, полный
изящества. Грязь жизни проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красота и должна быть главным в ней.
Лирические миниатюры Фета – это утверждение единства, тождество жизни природы и жизни человеческой души.
Для Фета природа – единственный храм. Храм и фон прежде всего любви, роскошная декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте.
Слайд 17Сопоставительный анализ стихотворений
«Летний вечер» Ф.И.Тютчева и «Какая ночь» А.А.Фета
Уж солнца
раскалённый шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская проглотила.
Уж звёзды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течёт меж небом и землёю,
Грудь дышит легче и вольней,
освобождённая от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
Слайд 18Анализ стихотворений
1. Отметить время их написания.
2. Рассмотреть тему, идею, композицию, а
точнее – движение поэтической мысли в произведениях.
3. Каково основное настроение поэта, переданное им в стихотворении.
4.Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?
5. Каковы особенности поэтического языка каждого стихотворения?
6. Какие ощущения возникают после чтения стихотворений?
7. Какое стихотворение больше понравилось? Объясните свою позицию.
Слайд 19Особенности поэтического мира
Тютчев
бытие воспринимал как катастрофу.
- Поэт
– философ, поэт – психолог.
- последний русский романтик.
-Природа- живой, одухотворённый, многоликий мир.
-Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы.
-Для стихов характерна богатейшая метафоричность.
- в жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту.
Фет
Крупнейший поэт «чистого искусства».
-В историю поэзии вошел прежде всего как пейзажист.
-Природа – прекрасное живое существо.
- Человек – частица природы, существо, равноправное ей.
- Любил изображать « переходные состояния» природы.
- Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом.
- Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов ( кольцо, анафора, рефрен).
- В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.
Слайд 20вывод
При общности темы стихотворения очень сильно различаются, а главной причиной этих
различий служит разное мироощущение поэтов.
Объявление домашнего задания:
1. подготовить сообщение о биографии одного из поэтов.
2. выучить наизусть одно стихотворение ( на выбор)
Слайд 21Николай Алексеевич Некрасов
1821-77/78
Я лиру посвятил народу своему.
Слайд 22Биографическая справка
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-77/78), русский поэт.
В 1847-66 редактор-издатель журнала
«Современник»; с 1868 редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки». В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871-72), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма «Современники», 1875-76). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни» (1877). Проза. Критика.
Слайд 23«Любимейший русский поэт Представитель добрых начал в нашей поэзии» Н.А.Добролюбов
Д/З: Тема
творческой работы: «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии».
Основной тезис работы: Для Некрасова и его предшественников является общей мысль о служении поэта народу, о пророческом назначении поэзии, ведущей народ к осуществлению лучших идеалов своего времени.
Слайд 24Раскрытие тезиса
При раскрытии темы показываем, что общего у Некрасова с другими
поэтами и что нового он внёс, раскрывая тему поэта и поэзии.
-Прямое декларативное заявление об общественной, гражданской роли поэта («Гражданин» К.Ф.Рылеева, « Поэт и гражданин» Некрасова).
-Образ Музы, руководящей поэтом: Муза Пушкина ( нач. 8 гл. « Евгения Онегина»), Муза Некрасова( « Вчерашний день, в часу
шестом…»).
Слайд 25Образ поэта, данный в различных противопоставлениях
Поэт, томимый «духовной жаждою», и Поэт
– пророк ( «Пророк» Пушкина);
Поэт, « воспламеняющий бойца для битвы» и Поэт, забывший о своём великом назначении( «Поэт» Лермонтова);
Поэт – обличитель общественных пороков, и Поэт, парящий высоко над жизнью ( размышление о двух типах поэтов в гл.7 « Мертвые души» Гоголя и « Блажен незлобливый поэт», « поэт и гражданин» Некрасова.
Поэт, отстаивающий свою независимость от мнения толпы, не посвящённый в тайны искусства. И толпа, диктующая ему свою волю( « Разговор книгопродавца с поэтом». « Поэт и толпа» Пушкина; « Журналист, читатель и писатель»,»Пророк» Лермонтова, «Элегия» Некрасова;
Поэт и народ ( « Я памятник себе воздвиг…» Пушкина, «Элегия» Некрасова.