Презентация, доклад на тему Поэтические индивидуальности Серебряного века. Валерий Брюсов.

Содержание

К целеполаганию:Литератор Р. В. Иванов-Разумник в 1906 г. утверждал, что «в настоящее время у В. Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха».Поэт  И. Анненский считал, что «никто не умеет лучше Валерия Брюсова показать сквозь

Слайд 1Валерий Брюсов
1873-1924
Поэтические индивидуальности Серебряного века
Автор - Н.Н. Бельмас, учитель русского

языка и литературы
МОУ «Гимназия № 4» Г.о. Подольск, Московская область
Валерий Брюсов 1873-1924Поэтические индивидуальности Серебряного векаАвтор - Н.Н. Бельмас, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №

Слайд 2К целеполаганию:

Литератор Р. В. Иванов-Разумник в 1906 г. утверждал, что «в настоящее

время у В. Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха».

Поэт  И. Анненский считал, что «никто не умеет лучше Валерия Брюсова показать сквозь холодную красоту слов и чуткие, часто тревожные волны ритмов всей отвратительной ненужности жизни, всей пытки требовательных страстей». «...Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь. Я говорю о художнике, конечно. Мне нет дела до такой детали Брюсова-поэта, как Брюсов-человек».

Исходя из данных высказываний, как бы вы сформулировали цель и задачи урока?
К целеполаганию:Литератор Р. В. Иванов-Разумник в 1906 г. утверждал, что «в настоящее время у В. Брюсова нет соперников

Слайд 3 Я

не знаю других обязательств, Кроме девственной веры в себя… 1898
Я не

Слайд 4




«Поэзия для меня все!
Вся моя жизнь подчинена только


служению ей; я живу – поскольку
она во мне живет, и когда она
погаснет во мне, умру. Во имя ее –
я, не задумываясь, принесу в жертву
все: свое счастье, свою любовь,
самого себя!»
В.Брюсов. Краткая биография



«Поэзия для меня все! Вся моя жизнь подчинена только служению ей; я живу – поскольку она

Слайд 5





… В девятисотых годах Брюсов был лидером модернистов. Как поэта многие ставили его ниже Бальмонта, Сологуба, Блока. Но Бальмонт, Сологуб, Блок были гораздо менее литераторами, чем Брюсов. К тому же никого из них не заботил так остро вопрос о занимаемом месте в литературе. Брюсову же хотелось создать «движение» и стать во главе его...»
В. Ходасевич. Некрополь





«Он любил литературу, только ее.
Самого себя – тоже только во имя ее.


Слайд 6«Быть в чём-то первым!»

Вперед,

мечта, мой первый вол!
Неволей, если не охотой!
Я близ тебя, мой кнут тяжел.
Я сам тружусь, и ты работай!
В. Брюсов
Из юношеских дневников:
«Я вдруг понял, что я прежде всего литератор».

«…с июня 1890 до апреля 1891 всего написано до 2000 стихов»

«Работать, писать, думать, изучать. Два дня буду работать с утра до вечера и вставать лишь затем, чтобы обдумать какую-нибудь фразу».


«Быть в чём-то первым!»       	Вперед, мечта, мой первый вол!

Слайд 7В. Брюсов поступил в Московский университет на историко-философский факультет, где изучал

историю, философию, искусство.
За несколько лет учёбы он выучил 20(!) иностранных языков.

Окончив в 1893 году гимназию Поливанова, одно из лучших средних учебных заведений Москвы,

В. Брюсов поступил в Московский университет на историко-философский факультет, где изучал историю, философию, искусство. За несколько лет

Слайд 8Из дневника В. Брюсова запись от 4 марта 1893 года:

«Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но… будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!»
Из дневника В. Брюсова запись от 4 марта 1893 года:   «Найти путеводную звезду в тумане.

Слайд 9«Сколько сладости есть в тайной муке мечты…»
«Печатая свою книгу в наши

дни,
я не жду ей правильной оценки ни от критики, ни от публики. Не
современникам и даже не чело-вечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».
Из предисловия к сборнику «Шедевры», 1895г.

Таким образом, в первом своём сборнике стихов В. Брюсов заявляет основное движение символистов – «искусство ради искусства».

«Сколько сладости есть в тайной муке мечты…»«Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной

Слайд 10 Творчество (1895)

Тень несозданных созданий И прозрачные киоски,
Колыхается во сне, В звонко-звучной тишине,
Словно

лопасти латаний Вырастают, словно блестки,
На эмалевой стене. При лазоревой луне.

Фиолетовые руки Всходит месяц обнаженный
На эмалевой стене при лазоревой луне…
Полусонно чертят звуки Звуки реют полусонно,
В звонко-звучной тишине. Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
и трепещет тень латаний
На эмалевой стене.



Творчество (1895)Тень несозданных созданий	И прозрачные киоски,Колыхается во сне, 		В звонко-звучной тишине,Словно лопасти латаний 	Вырастают, словно блестки,На эмалевой

Слайд 11Зал символизма в музее Серебряного века русской поэзии (бывший мемориальный музей

В.Я.Брюсова ) в Москве. У окна – вечнозеленые латании
Зал символизма в музее Серебряного века русской поэзии (бывший мемориальный музей В.Я.Брюсова ) в Москве. У окна

Слайд 12«В начале этой тетради обо мне не знал никто, а теперь

все журналы ругаются. Сегодня «Новости дня» спокойно называют Брюсов, зная, что читателям имя известно».
Из дневника В.Брюсова 1894 г.

«Чувствую себя истинным поэтом…»

НАЧАЛО
РУССКОГО
СИМВОЛИЗМА

«В начале этой тетради обо мне не знал никто, а теперь все журналы ругаются. Сегодня «Новости дня»

Слайд 13«Художник самовластен и в форме своих произведений, начиная с размера стиха,

и во всем объеме их содержания, кончая взглядом на мир, на добро и зло».
В. Брюсов

«Из жизни бедной и случайной я сделал трепет без конца…»

«Художник самовластен и в форме своих произведений, начиная с размера стиха, и во всем объеме их содержания,

Слайд 14Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три

завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно, Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 15 июля 1896

Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно, Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 15 июля 1896

Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
 
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно,
 
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
 
15 июля 1896

Юному поэтуЮноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим,

Слайд 15«С конца 90-х годов стал я
сотрудничать в разных журналах и
газетах.

За 25 лет я состоял сотрудником
большинства выходивших за этот период
повременных изданий, в том числе сборников и альманахов…»
В. Брюсов «Краткая автобиография»

Гостиница «Метрополь», где находилось издательство «Скорпион»

«С конца 90-х годов стал я сотрудничать в разных журналах игазетах. За 25 лет я состоял сотрудникомбольшинства

Слайд 16Автограф В. Брюсова на экземпляре книги, подаренной З.Н. Гиппиус
Здравствуй жизни повседневной
Грубо

кованная речь!
Я хочу изведать тайны
Жизни мудрой и простой.
Все пути необычайны,
Путь труда, как путь иной.

«ГОРОДУ и МИРУ» (ЛАТ.) 1901-1903

«Urbi et Orbi… Это – Бог знает что –
только в обратном смысле. Книга
совсем тянет, жалит, ласкает, обвивает…
Долго просижу еще над ней, могу похвастаться и поплясать по комнате,
что не всю еще прочел, не разгладил
всех страниц, не пронзил сердца всеми
запятыми…»
Из письма А. Блока А. Белому
20 ноября 1903г. Петербург.

Автограф В. Брюсова на экземпляре книги, подаренной З.Н. ГиппиусЗдравствуй жизни повседневнойГрубо кованная речь!Я хочу изведать тайны Жизни

Слайд 17 Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,


Часы раздумий и картин.
 
Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнем багровым,
И ночью сумраком живу.
 
Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечен,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблен.
 
Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже:
Да уловлю господень лик!
Urbi et Orbi. Картины. 1900г.

Люблю одно: бродить без целиПо шумным улицам, один;Люблю часы святых безделий, Часы раздумий и картин. Я с изумленьем,

Слайд 18Она прошла и опьянила
Томящим сумраком духов
И быстрым взором оттенила
Возможность невозможных снов…
В.

Брюсов. «Прохожей»

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…
А. Блок. «Незнакомка»

Она прошла и опьянилаТомящим сумраком духовИ быстрым взором оттенилаВозможность невозможных снов…В. Брюсов. «Прохожей»И каждый вечер, в час

Слайд 19Сборник вышел в декабре 1905г.

Бесследно все сгинет, быть может,
Что ведомо было

одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
Грядущие гунны. 1904- август 1905гг.

«…Написал, осуществил многое из такого, о чем безнадежно мечтал целые годы. И если по бодрости сил я… сравнил переживаемое время с утром, то столь же был бы я прав, сравнивая его с полднем, по полноте сил, по чувству, по сознанию, что я достиг полного обладания всем, что во мне, что годы собирания кончены, пора расточать».
Из письма В. Брюсова Вяч. Иванову,
сентябрь 1905г. Москва.
Сборник вышел в декабре 1905г.Бесследно все сгинет, быть может,Что ведомо было одним нам,Но вас, кто меня уничтожит,Встречаю

Слайд 20ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ
Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли

над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

…………………………………

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость в храме, -
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
……………………………………

ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ				Топчи их рай, Аттила.					Вяч. ИвановГде вы, грядущие гунны,Что тучей нависли над миром!Слышу ваш топот чугунныйПо еще

Слайд 211908-1909 гг. – выход трехтомного собрания
стихов В. Брюсова «Пути и

перепутья»

«Третий том я считаю последним томом
«Путей и перепутий». Эти «пути» пройдены мною до конца… Я уверен, что в поэзии, и не только русской поэзии, есть еще бесконечное число задач, никем не решенных, тем, почти никем не затронутых, и средств, совершенно не использованных…»
Из предисловия к трехтомнику

Быть может, все в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов…

1908-1909 гг. – выход трехтомного собрания стихов В. Брюсова «Пути и перепутья»«Третий том я считаю последним томом

Слайд 22«Много любившей и от любви погибшей…»
Из посвящения романа «Огненный ангел»
Нине

Петровской

Пою восторг и скорбь минувших лет,
Яд поцелуев, сладость смертной страсти…
Камены строгие! – я в вашей власти.
В.Брюсов, 1912

«Много любившей и от любви погибшей…»Из посвящения романа «Огненный ангел» Нине ПетровскойПою восторг и скорбь минувших лет,Яд

Слайд 23Литературовед Э. С. Литвин замечает, что в ранней любовной лирике Брюсова

«любовь часто влечет за собой мрачный призрак смерти».

«Образ любимой женщины в этих стихах, — пишет о любовной лирике Брюсова Э. С. Литвин, — лишен какой бы то ни было психологической конкретности. Меняются имена, обстановка, сама же возлюбленная — лишь источник наслаждения, существо далекое, а порой враждебное».
Литературовед Э. С. Литвин замечает, что в ранней любовной лирике Брюсова «любовь часто влечет за собой мрачный

Слайд 24После распада символистского
течения В. Брюсов видит свою
задачу в формальном обогащении

русского стиха, в разработке новых и возрождении старых приемов поэтического творчества.

О Брюсове - версификаторе

После распада символистскоготечения В. Брюсов видит свою задачу в формальном обогащении русского стиха, в разработке новых и

Слайд 25ТРЕУГОЛЬНИКЪ
Я Еле Качая Веревки, Въ синели Не разразличая Синихъ тоновъ И милой головки, Летаю въ просторе Крылатый какъ птица Межъ лиловыхъ

кустовъ! Но въ заманчивомъ взоре, Знаю, блещетъ алея зарница! И я счастливъ ею безъ словъ!
ТРЕУГОЛЬНИКЪЯ Еле Качая Веревки, Въ синели Не разразличая Синихъ тоновъ И милой головки, Летаю въ просторе Крылатый

Слайд 27 Импровизация в кафе «Десятая муза»

14 мая 1918 г.
 
Memento mori
Ища забав, быть может, сатана
Является порой у нас в столице:
Одет изысканно, цветок в петлице,
Рубин в булавке, грудь надушена.
 
И улица шумит пред ним, пьяна;
Трамваи мчатся длинной вереницей...
По ней читает он, как по странице
Открытой книги, что вся жизнь — гнусна.
 
Но встретится, в толпе шумливо-тесной,
Он с девушкой, наивной и прелестной,
В чьих взорах ярко светится любовь...
 
И вспыхнет гнев у дьявола во взоре,
И, исчезая из столицы вновь,
Прошепчет он одно: memento mori!
Импровизация в кафе «Десятая муза» 14 мая 1918 г. 

Слайд 28М. Врубель. Портрет В.Брюсова.
Что мне сказать?..
……………………………………………
Что сонному гражданскому стиху
Вы первый

настежь в город дверь открыли?
Что ветер смел с гражданства шелуху
И мы на перья разодрали крылья?

Что вы дисциплинировали взмах
Взбешенных рифм, тянувшихся за глиной,
И были домовым у нас в домах
И дьяволом недетской дисциплины?..
Б. Пастернак «В. Брюсову»

«Все мы учились у него. Все знаем, какую роль он играл в истории русского стиха… После смерти Блока это такая утрата, что ее и выразить невозможно. Брюсов был в искусстве новатором… Утрата тяжела еще более потому, что он всегда приветствовал все молодое и свежее в поэзии».
С.Есенин «В.Я.Брюсов»

М. Врубель. Портрет В.Брюсова. Что мне сказать?..……………………………………………Что сонному гражданскому стихуВы первый настежь в город дверь открыли?Что ветер

Слайд 29Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей
литературы обо мне

было две строчки.
И они будут.
В.Я.Брюсов
Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут.В.Я.Брюсов

Слайд 30И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до

света,
Нашли себе желанные черты.
 
Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета
И буквами спокойной красоты!

В.Брюсов. Сонет к форме
И я хочу, чтоб все мои мечты,Дошедшие до слова и до света,Нашли себе желанные черты. Пускай, мой друг,

Слайд 31Особенности поэтики Валерия Брюсова

Особенности поэтики Валерия Брюсова

Слайд 32Образная ткань брюсовского стиха наглядна, его образы - чеканные, полновесные, четко

очерченные крепкой графической линией. Не случайно современники называли Брюсова поэтом «бронзы и мрамора».

В природе он любит камни, скалы, гранит, утесы, расщелины. Вся природа для Брюсова - архитектурное произведение. Это мир не реальной, а идеальной природы, созданной творческой волей поэта.

«Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…»

Образная ткань брюсовского стиха наглядна, его образы - чеканные, полновесные, четко очерченные крепкой графической линией. Не случайно

Слайд 33

Снова долгий тихий вечер. НА ГРАНИТАХ
Снова море, снова скалы,
Снова солнце искры мечет
Над

волной роскошно-алой.

И не зная, здесь я, нет ли,
Чем дышу - мечтой иль горем, -
Запад гаснет, пышно-светел,
Над безумно светлым морем.
 
Им не слышен - им, бесстрастным, -
шепот страсти, ропот гнева.
небо хочет быть прекрасным.
Море хочет быть - как небо!
 
Волны быстро нижут кольца.
кольца рдяного заката…
Сердце! сердце! успокойся:
Всё - навек, всё - без возврата!
1906
Снова долгий тихий вечер.			НА ГРАНИТАХСнова море, снова скалы,Снова солнце искры мечетНад волной роскошно-алой.И не зная, здесь я,

Слайд 34Ведущее начало в поэзии Брюсова - мысль. Логика композиционного построения стихотворения

– это
обоснование исходного тезиса.

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.

В символизме Брюсов выделялся апелляцией не столько к подсознанию читателей, сколько к его разуму. Зрелому Брюсову чуждо искусство полутонов, оттенков, недоговоренностей.
Ведущее начало в поэзии Брюсова - мысль. Логика композиционного построения стихотворения – этообоснование исходного тезиса. 				Из ножен

Слайд 35Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в

былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века, загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я - отзыв вам кричу, я - песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, - затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.

Кинжал
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь
свой клинок…
М. Лермонтов

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,Как и в былые дни, отточенный и острый.Поэт всегда

Слайд 36Стилистические приемы, которые он использовал, должны были гарантировать ясность понимания читателем

высказываемой мысли.
Вот почему его излюбленным средством становится не ассоциативная метафора, а украшающий перифраз.
Например:
«все под ярмом склонили молча выи» - все смирились с насилием;
«я уходил в страну молчанья и могил» – я обращался к истории и др.
Характерно тяготение поэта к архаизмам и отвлеченным словесным формулам: «былые дни», «строй жизни», «песенник борьбы»

Стилистические приемы, которые он использовал, должны были гарантировать ясность понимания читателем высказываемой мысли. Вот почему его излюбленным

Слайд 37 Риторической стилистике Брюсова соответствует ритмика
его стихов. Высшими достоинствами

поэзии он считал сжатость и силу. С этим связано пристрастие Брюсова к классическим силлабо-тоническим размерам.

«Стихи Брюсова – это стихи с развитой упругой мускулатурой… Можно сказать, что Брюсов был поэтом с бронзовым голосом».
Д. Максимов, литературовед

«Ритм брюсовского стиха – это… алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова».
М.Волошин, поэт


Риторической стилистике Брюсова соответствует ритмика его стихов. Высшими достоинствами поэзии он считал сжатость и силу.

Слайд 38В качестве рефлексии:

— Могли бы вы назвать «красоту слов» Валерия Брюсова

«холодной»? Почему? — Изменялось ли на протяжении творчества отношение Брюсова к жизни, понимание смысла ее? — Согласны ли вы с тем, что «Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь»? О каком отношении к жизни, на ваш взгляд, свидетельствует поэзия Брюсова? — В чем смысл мысли И. Анненского о том, что «Брюсов-человек» — это лишь деталь «Брюсова-поэта»? Разве не наоборот?


В качестве рефлексии:— Могли бы вы назвать «красоту слов» Валерия Брюсова «холодной»? Почему? — Изменялось ли на

Слайд 39Список литературы:

lit.1september.ru/article.php?ID=200401205
az.lib.ru/b/brjusow_w_j/text_0040.shtml
litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12886&cat_ob_no=12448
ru.wikipedia.org
Анненский, И.Ф. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. Е.В. Ермиловой /

И.Ф. Анненский. — М.: Сов. Россия, 1987.
Брюсов, В.Я. Стихотворения / В.Я. Брюсов — М.: Детская литература, 1971.
Тынянов, Ю.Н. Валерий Брюсов // Проблема стихотворного языка. Статьи / Ю.Н. Тынянов. — М.: 1965.
Турьянская Б.И. и др. Литература в 11 классе. Урок за уроком: В 2ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» –РС», 2007.
Список литературы:lit.1september.ru/article.php?ID=200401205az.lib.ru/b/brjusow_w_j/text_0040.shtmllitera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12886&cat_ob_no=12448ru.wikipedia.orgАнненский, И.Ф. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. Е.В. Ермиловой / И.Ф. Анненский. — М.: Сов. Россия, 1987.Брюсов,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть