Слайд 1
Исследование текста
рассказа
Антона Павловича Чехова
«Крыжовник»
Слайд 2
Презентация по литературе
для 10 класса
учителя русского языка
и литературы
ФГБОУ
СОШ № 600 (Москва)
Репиной
Екатерины Кирилловны
Слайд 4«Человеку нужно
не три аршина земли,
не усадьба,
а весь земной шар,
вся
природа,
где он мог бы проявить
все свойства и особенности
своего свободного духа»
( Антон Павлович Чехов)
Слайд 5
Цель презентации-
развивать навыки
работы с художественным
текстом
Слайд 6
Как называется трилогия, в которую входит рассказ А. П. Чехова «Крыжовник»?
(«Маленькая трилогия»).
Каким людям посвящена эта трилогия?(Она описывает жизнь «футлярных» людей).
Кто из героев рассказывает случай из жизни своего брата? (Иван Иванович, ветеринарный врач).
Кому он рассказывает этот случай? (Беликову и Алёхину).
С чего начинается рассказ?( С описания природы).
Слайд 7
Рассказ «Крыжовник» считается одним из
лучших произведений А.П. Чехова.
Тема рассказа:
Реализация
своих мечтаний.
Нравственная деградация и
духовная опустошённость человека.
Слайд 8
Композиция произведения-
рассказ в рассказе.
Это рамочная
композиция.
Слайд 9
В каком году написан
рассказ «Крыжовник»? (1898).
Что это было за время? (Это годы правления царя Николая Второго.
К концу 19-го века времена помещиков прошли, герой рассказа Николай Иванович стремится войти в умирающее сословие ).
Какими средствами было приобретено имение? (Держал жену впроголодь, деньги вдовы ещё при её жизни положил на счёт в банке на своё имя).
«Перемена жизни к лучшему , сытость, праздность развивают в человеке самолюбие, самое наглое» (Чехов, «Крыжовник»).
Слайд 12
Каково отношение автора и Ивана Ивановича к русской природе?(Оба они
любят родные русские просторы-русское поле, берег реки, зелёные ивы, русские усадьбы).
Какие средства художественной выразительности использует автор для описания русской природы?(Выпишите их из текста рассказа в тетрадь).
Как вы думаете, почему столько места уделено в начале рассказа пейзажу?(Русская земля широка и удивительна, а человек своими НИЧТОЖНЫМИ ЦЕЛЯМИ, пустым существованием не соответствует ВЕЛИЧИЮ этой земли).
Слайд 14
Описание природы-это экспозиция рассказа.
Природа богатая, щедрая, величественная.
Она подчёркивает ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ
мелкого
чиновника
Николая Ивановича Чимши-Гималайского.
Слайд 18
Как велика,
как прекрасна
эта страна!
Слайд 22
Кем работал Николай Иванович?(Чиновником, с 19 лет переписывал бумаги).
О чём
мечтал он? (Посадит крыжовник в усадьбе, будет есть щи на свежем воздухе, будет целыми днями смотреть на русское поле... Это мещанские, НИЧТОЖНЫЕ мечты).
Что предпринимал чиновник для осуществления своей мечты?(Одевался, как нищий, бедно ел и пил, копил деньги, хранил их в банке).
На ком он женился?( На старой некрасивой вдове, у которой водились деньги).
Какой это брак? (Брак не по любви, а по расчёту). Как окончилась жизнь бедной вдовы? (Н.И. свёл её в могилу, уморил с голоду).
Слайд 24Что позволило Николаю Ивановичу купить имение с крыжовником? (Наследство умершей вдовы.
«Деньги, как водка, делают человека ЧУДАКОМ»,- говорит нам А. П.Чехов).
Слайд 26
А.П.Чехов, уделяя ВНИМАНИЕ
проблеме роли ДЕНЕГ в жизни человека,
приводит два
конкретных примера
из жизни разных людей.
Кто рассказывет эти случаи?
О чём они?
первый(о деньгах)
«У нас в городе был купец. Перед смертью приказал подать себе тарелку мёду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с мёдом, чтобы никому не достались». О чём говорит этот случай?
Слайд 28Случай второй (о деньгах)
Барышник попал под локомотив,
и ему отрезало ногу.
Несём мы его в приёмный покой,
кровь льёт-страшное дело,
а он всё просит , чтобы ногу его отыскали,
и всё беспокоится, в сапоге
на отрубленной ноге 20 рублей
как бы не пропали...
Слайд 29
Как назвал своё имение Николай
Иванович?(Гималайское тож).
Какое имение купил герой?
(Грязное, необустроенное, крыжовника там не было).
Где вырос Николай Иванович? (В деревне).
Какие художественные БЫТОВЫЕ детали использует Чехов?
(«рыжая собака, похожая на свинью», ей было даже лень лаять, «голоногая толстая кухарка, тоже похожая на свинью», барин «располнел, обрюзг, того гляди и хрюкнет»).
Слайд 30
Как вы думаете,
почему рассказ называется «Крыжовник»?
Зачем писатель выбрал крыжовник-эту
кислую ягоду?
Что она олицетворяет?
русскому языку. БАНК аргументов.
Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» можно использовать при написании сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку в качестве аргумента по нескольким проблемам:
1) проблема цели и смысла жизни человека;
2)проблема роли денег в жизни людей;
3)проблема роли природы в жизни человека;
4) проблема нравственной деградации и опустошения человека.
Слайд 32Проблема роли денег в жизни людей (АРГУМЕНТ)
В рассказе «Крыжовник Антон
Павлович Чехов затрагивает проблему роли денег в жизни человека.
Герой Иван Иванович повествует читателям о двух трагических случаях из жизни разных людей, для которых деньги в жизни играют самую важную роль.
Первый случай произошёл с одним купцом в городе. Этот самый купец перед смертью приказал подать себе тарелку мёду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с мёдом. Зачем же он это делает? Да чтобы
эти накопления купеческие никому не достались. О чём заставляет нас задуматься этот случай? О самом важном в нашей жизни...
А другой случай произошёл с барышником, попавшим под локомотив. Его несут в приёмный покой, кровь льёт, а он просит «чтобы ногу его отыскали» и беспокоится о том, что в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей как бы не пропали. Эти факты из рассказа заставляют нас серьёзно подходить к жизненным проблемам...
Слайд 33Домашнее задание
Выпишите из текста несколько цитат,
которые отражают
проблемы данного рассказа
А.П. Чехова.