Слайд 1Вспомним
При каких обстоятельствах познакомились Илья Обломов и Агафья Пшеницына?
ч.3.гл.2.
Как шел процесс сближения Обломова с Пшеницыной. Чем она привлекала?
Слайд 3Проверка домашнего задания
1.Подготовить сопоставительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи
Матвеевны Пшеницыной.
Закатова
«Почему любви Ольги Ильинской Обломов предпочёл покой в доме вдовы Пшеницыной»? Закатова.Максуров
2.Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной Фазлетдинова Л,Смирнова Д..
3.Ответить на вопрос «Почему любви Ольги Ильинской Обломов предпочёл покой в доме вдовы Пшеницыной»?(письменно)
4. Прошел ли Обломов испытание любовью?(письменно)
Слайд 4Обломов спустя годы…
Ч.4 гл.5.
Слайд 5Забыл он Ольгу?
За что Штольц ругает Илью Обломова?
Ч.4 гл.6
А что Обломов?(ч.4гл.9)
Что
же Обломов? Где он?Где?
Ч.4 гл.10
Слайд 6Проблемы в романе «Обломов» для сочинения ЕГЭ
Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает
различные социальные, психологические и философские темы, раскрывая глубокую идейную суть произведения.
Слайд 7Социальная проблематика
Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения
— «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей — крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.
Социально-психологическая проблематика «Обломова»
Вопрос национального характера
Большинство исследователей определяют роман «Обломов» как социально-психологическое произведение, что связано с особенностями раскрытых в книге проблем. Затрагивая тему «обломовщины» Гончаров не мог обойти вопросы национального характера, основанных на различиях и сходстве русского менталитета и европейского. Не случайно Обломову — носителю русского менталитета и русских ценностей, воспитанному на национальных сказках, противопоставлен практичный и работящий Штольц, родившийся в семье русской мещанки и немца-предпринимателя.
Слайд 8Проблема «лишнего героя»
Обломов — классический лишний герой в романе, для
него чуждо окружающее его общество, ему тяжело жить в быстро меняющемся мире, абсолютно непохожем на родную тихую Обломовку. Илья Ильич словно погрязает в прошлом времени — даже планируя будущее, он все равно видит его сквозь призму прошлого, желая, чтобы будущее было таким же, как было его прошлое, а именно, похожим детские годы в Обломовке. В конце романа Илья Ильич получает желанное — атмосфера, царящая в доме Агафьи, словно возвращает его в детство, где родная, любящая мать постоянно его баловала и оберегала от всяческих потрясений — не удивительно, что Агафья очень похожа на обломовских женщин.
Слайд 9Философская проблематика. Тема любви
В романе «Обломов» Гончаров затрагивает ряд вечных философских
вопросов, актуальных и в наши дни. Ведущей философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор изображает несколько типов любви. Первый — романтичные, наполненные высоким чувством и вдохновением, но быстротечные отношения между Ольгой и Обломовым. У Ольги и Обломова были разные понимания сути любви — Илья Ильич видел любовь к девушке в отдаленном обожании, недоступности, ирреальности их чувств, тогда как Ольга воспринимала их отношения как начало нового, реального пути.
Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.
Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.
Слайд 10Смысл жизни человека
Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы,
является вопрос о смысле человеческой жизни, полном счастье и способе его достижения.
В произведении ни один из героев не находит истинного счастья — даже Обломов, который в конце произведения якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь. Сквозь пелену засыпающего, деградирующего сознания Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушения не может привести к истинному счастью. Нельзя назвать счастливыми и Штольца с Ольгой — несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гоняться за чем-то важным, но неуловимым, что они ощущали в Обломове, но так и не смогли поймать.
Слайд 11Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов».
Слайд 12Требования к сочинению
1. Соответствие теме.
2.Аргументация. Привлечение литературного материала.
Обычно приводят 1-2 аргумента, которые
должны быть подтверждены примерами из текста с обязательными комментариями. Нельзя сводить аргументацию к простому пересказу!
3. Композиция и логика рассуждения.
Работа обязательно должна включать 3 части:
вступление;
основную часть;
заключение.
Слайд 13План сочинения:
I. Вступление (лирическое отступление по выбранной теме сочинения).
II. Основная
часть включает в себя:
1Первый тезис + аргумент.
2Второй тезис + аргумент.
3. Третий тезис + аргумент и т.д... Тезис - это собственное мнение по предлагаемой теме. Аргумент - это подтверждение тезиса литературным примером.
III. Заключение.
Примечание. Основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подтверждённый аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – два.
Для каждого тезиса формулируется свой аргумент!
Слайд 14Как вы понимаете смысл высказывания: «Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть»(А.П.Чехов).
«Во
мне был заперт свет…»
Вспомним литературные примеры:
1.В повести Н.Карамзина «Бедная Лиза» чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичьей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:
Слайд 15так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у
него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
Слайд 163.В романе А.Пушкина «Евгений Онегин»
теме разума и чувства так же отведено
немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:
Слайд 17В рассказе А.П.Чехова "Ионыч" земский доктор Дмитрий Старцев
поначалу молод душой,
энергичен, много работает, ходит пешком, влюбляется в Екатерину Ивановну Туркину, которую в семье все звали Котиком. Он даже приезжает на ночное свидание на кладбище, в душе подозревая, что девушка просто дурачится и смеётся над ним. Влюблённый надеется на чудо, волнуется и страстно жаждет любви. Получив отказ, Старцев страдает недолго - три дня, а потом успокаивается и становится равнодушным ко всему, кроме денег. Занимаясь частной практикой, доктор богатеет, по вечерам с наслаждением пересчитывает радужные бумажки и всё скупает, и скупает дома в разных концах города у разорившихся хозяев. Он становится похож на языческого идола, ни с кем не общается, ничем не интересуется.
Слайд 18В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов»
главный герой умер в сорок
лет от апоплексического удара, потому что вёл малоподвижный образ жизни. Поселившись на Выборгской стороне, Обломов полностью отдал себя на попечение хозяйки Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Полюбив Илью Ильича всей душой, простая женщина посвятила свою жизнь этому барину, сделав покой и комфорт любимого человека целью и смыслом своей жизни, даже не подозревая, что этим губит его. Но ведь и умная и образованная Ольга Ильинская не смогла пробудить душу Обломова к активной деятельности. Илья Ильич всё больше и больше укладывался в покойный гроб своего существования. Какую страшную и точну. метафору нашёл И.А.Гончаров для характеристики своего героя и его образа жизни. "Что сгубило тебя, Илья?" - спрашивает Штольц друга и слышит в ответ: "Обломовщина". Это слово ёмкое и обозначает отрицательное социальное явление. Законченный и неподвижный патриархальный мир Обломовки сформировал ещё в детстве идеал жизни для героя - покой. Он хотел жить на лоне природы в окружении близких людей, чтобы жизнь "не трогала", "не доставала" его, забыв о своих мечтах и клятвах юности, когда вместе со Штольцем они мечтали о полезной деятельности на благо общества. "Во мне был заперт свет", - так говорит Илья Ильич о бесцельности своего существования. Огонёчек в душе Обломова погас, она омертвела вследствие апатии и равнодушия к жизни.
Слайд 19Вступление вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме,
которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение
Слайд 20Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с
заданной темой.
В основной части следует избегать:
пересказа литературного произведения;
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.
Слайд 21Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз
обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть: короткой, но ёмкой; органически связанной с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения.
Слайд 23Домашнее задание
1.Написать сочинение к 27.11
2.Основные этапы жизненного и творческого пути И.С.Тургенева
(1вариант)
3.Художественный мир И.Тургенева (2 вариант )
4. Обзор прочитанных произведений писателя: 1.«Ася»: Маша К., Кенан А.
2.«Бирюк»: Азизбек К.
3.«Записки охотника» Ангелина П.,
4. «Первая любовь» Ефремова Д., Гафаров Р. (ИНДИВИД.)