Слайд 2Даты проведения итогового сочинения 2019-2020:
4 декабря 2019 года
5 февраля 2020 года
6
мая 2019 года
Слайд 3Критерии оценивания итогового сочинения в школе (как допуск к ЕГЭ)
Требование №
1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 4Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не
допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 5Оригинальность.
Не списывайте. Несмотря на наличие огромного количества материалов в сети, частичное
или полное копирование запрещено! Используйте информацию с умом.
Например, на разных сайтах можно найти аргументы к разным направлениям и разным темам. Это не значит, что их можно переписывать. Это пример, точка зрения, микроанализ произведения или героя, направление размышлений в рамках темы. Это поможет вам понять, в каких произведениях вообще представлено направление.
Слайд 6
«Соответствие теме»
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
«Композиция и логика рассуждения»
«Качество письменной речи»
«Грамотность».
Слайд 7Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник
должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 8Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ В НЕМ СУЩЕСТВЕННО ИСКАЖЕНО СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИШЬ УПОМИНАЮТСЯ В РАБОТЕ, НЕ СТАНОВЯСЬ ОПОРОЙ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 9Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 10Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 11Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при
условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных
Слайд 12ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2019/2020
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов).
Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов):
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2:
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Слайд 13
Тeзис 3:
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не
должны быть прописаны в плане.
Слайд 14I. Вступление
раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из
3 элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты;
общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Слайд 15Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос — задаём
главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Слайд 16
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема — назывное
предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Слайд 17II. Основная часть
раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, зависит от темы сочинения.
Помни!
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Слайд 18
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить
от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный абзац.
в конце каждого абзаца написать микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Слайд 19Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению - называем автора и
произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Слайд 20
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в
целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
Слайд 21III. Заключение
подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.4 способа закончить сочинение: ·
Вывод.
Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
Слайд 22
Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок.
Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Слайд 23План итогового сочинения
(Один тезис и аргумент(ы) к нему).
1.
Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент №2
8. Микровывод
9. Заключение
Слайд 24Вступление.
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы,
можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Слайд 25Вступление
-Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр.
Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос темы сочинения, этого будет достаточно.
-Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированны темой.
Слайд 26
-Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 %
от всего сочинения.
-Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
Слайд 27Тезис.
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
- Если тема
сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
- Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
- Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Слайд 28
В войне не бывает выигравших — только проигравшие.
А. Н. Чемберлен
Что помогает победить на войне?
Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.
Слайд 29Связка.
Теперь подробнее о связке. Связка - это переход от одной мысли
к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
Слайд 30Микровывод.
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и
для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.
Слайд 31Аргументация
в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких
частей может состоять этот анализ:
Слайд 32План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет
подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Слайд 33!!!!!
Рекомендуем ознакомиться с разделом сайта
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ
https://rustutors.ru/litgeroi/
Слайд 34Заключение
В заключении можно:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую
суть главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Слайд 35!!! Важно
1) Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному
тексту сочинения.
2) Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение ОБЯЗАТЕЛЬНО перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
Слайд 362) Два и > тезисов
(к каждому тезису подобран аргумент). Все
тезисы должны соответствовать теме.
!!!Если тезисов несколько, то содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Слайд 37Алгоритм написания:
1) Не начинайте писать сочинение со вступления.
2)
Прочитайте тему.
2) Вспомните произведения, подберите аргументы
3) Напишите тезис + аргументы в черновик.
4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно. Продумайте всю логику, связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.
Слайд 38Типичные ошибки
при написании итогового сочинения, как их избежать?
От каких недочетов следует избавиться. (по рекомендациям
экспертов ФИПИ)
Слайд 39Типичные ошибки
1) Отсутствие связок между содержательными частями сочинения: вступлением и заключением, основной частью
сочинения и заключением.
2) Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.
3) Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.
Слайд 40
4) Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.
5) Огромное
количество лишней информации во вступлении и заключении. Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения.
6) Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки ключевого тезиса, который будете доказывать.
Слайд 41
7) Нечеткое формулирование тезисов, затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов
несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.
8) Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис.
9) Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.
10) Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев.
Слайд 42
11) Неумение оперировать абстрактными понятиями.
12) Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на основе
примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.
Слайд 43Как правильно писать аргументы в итоговом сочинении, как убедительно доказать тезис?
1) Избегайте
общих формулировок. Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.
Слайд 44
2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое
месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.» -Тезис: музыка - это вид искусства, понятный всем).
Слайд 45
3) Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный
анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям.
Слайд 46
4) Качество аргумента.
Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали,
чтобы не допустить фактических ошибок.
Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.
Слайд 47Виды аргументов
1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)
-Использовать частичный пересказ содержания литературного
произведения.
(использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);
-Помимо опоры на сюжет надо включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и другие важные смысловые детали;
-Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.
Слайд 482) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.
- нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого
связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);
Слайд 493) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(литературный материал можно привлечь в форме размышлений о проблемах
художественного произведения, связанных с формулировкой темы)
- важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);
Слайд 504) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- из системы образов должны быть выбраны
главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;
-пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);
Слайд 515) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- в итоговом сочинении достаточно обратиться
всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений
- не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы;
Слайд 525) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- нельзя только упоминать героев или
эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов;
- размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления)