Презентация, доклад на тему Подготовка к итоговому сочинению по литературе (4.12.19) - материал к открытому уроку по литературе в 11 классе

Содержание

Цели итогового сочиненияразвитие речевой культуры выпускника как стимул к чтению; проверка уровня его речевой культуры; проверка умения рассуждать по избранной теме с опорой на материал литературы Систематизировать и обобщить собранный для работы

Слайд 1 Подготовка к итоговому сочинению по литературе – 4.12.19

Открытый урок в 11Л классе
МБОУ Гимназии №44
Учитель Савицкая И.В.
Подготовка  к итоговому сочинению  по литературе –

Слайд 2 Цели итогового сочинения
развитие речевой культуры выпускника как

стимул к чтению;

проверка уровня его речевой культуры;

проверка умения рассуждать по избранной теме с опорой на материал литературы

Систематизировать и обобщить собранный для работы материал;
Подготовиться к написанию ИС

Цели урока

Цели итогового сочиненияразвитие речевой культуры выпускника    как стимул к чтению; проверка уровня его

Слайд 3 ЗАДАЧИ в области

ЗАДАЧИ в области

Слайд 4Сочинение – это…
самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей,

переживаний, суждений, намерений на заданную тему. М.Р. Львов
«Словарь-справочник
по методике русского языка»
Сочинение – это… самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему.

Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ для ЗАЧЕТА итогового сочинения
1. Объем итогового сочинения

Рекомендуемое количество слов - от 350 слов.
Min = 250 слов!
2.Самостоятельность написания сочинения. Не допускается списывание.
3. Иметь положительный результат по трем критериям (по 1 - 2 обязательно)

На выполнение работы дано 3 часа 55 минут

ТРЕБОВАНИЯ для ЗАЧЕТА итогового сочинения1. Объем итогового сочинения

Слайд 6КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
1. Соответствие теме.

Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.
«Незачет»: работа не соответствует теме или
в ней отсутствует конкретная цель высказывания.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Выпускник в своих суждениях опирается на 2 или хотя бы на 1 литературный текст.
«Незачет»: литературный материал не привлечен,
или искажено содержание произведений,
или они лишь упомянуты, но не являются опорой
для рассуждения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ  1. Соответствие теме.

Слайд 7 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
3. Композиция и логика рассуждения.
Выпускник

аргументирует свои мысли,
соотнося тезисы и доказательства.
«Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно -доказательная часть.

4. Качество письменной речи.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно
употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки
мешают пониманию смысла работы.

5. Грамотность.
«Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения ( > 5 ошибок на 100 слов). Оценка глубины понимания темы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ3. Композиция и логика рассуждения.  Выпускник аргументирует свои мысли,

Слайд 9НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ итогового сочинения -2019
«ВОЙНА И МИР» -


к 150-летию романа Л.Н. Толстого
НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
ДОБРО И ЗЛО
ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
ОН И ОНА
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ    итогового сочинения -2019 «ВОЙНА И МИР» - к 150-летию романа Л.Н. Толстого

Слайд 11АЛГОРИТМ написания сочинения. Шаг 1
Определись:
Что от меня

требуют предложенные темы?
(NB на ключевые слова всех тем, есть ли антитезис?)
На каком литературном материале я смогу
раскрыть эти темы?
Хорошо ли я знаю тот материал, который
собираюсь взять в качестве аргументов?
Определяйся не симпатиями (эту книгу люблю, эту -нет), а знанием материала.



Выбор и обдумывание темы

АЛГОРИТМ      написания сочинения. Шаг 1Определись:Что от меня требуют предложенные темы?(NB на ключевые

Слайд 12АЛГОРИТМ написания сочинения. Шаг 2
РАБОТА С ЧЕРНОВИКОМ

АЛГОРИТМ     написания сочинения. Шаг 2РАБОТА С ЧЕРНОВИКОМ

Слайд 13АЛГОРИТМ написания сочинения. Шаг 3
ПРОВЕРЬ:
Редактирование и переписывание ИС

в чистовик

Посчитай и запиши количество слов в работе.

АЛГОРИТМ     написания сочинения. Шаг 3ПРОВЕРЬ:Редактирование и переписывание ИС в чистовикПосчитай и запиши количество

Слайд 14Общий композиционный вид итогового сочинения
ТЕЗИСА по ТЕМЕ

в двух абзацах

(или открывает)

микротезис

заключение

Общий композиционный вид итогового сочинения ТЕЗИСА по ТЕМЕв двух абзацах(или открывает) микротезисзаключение

Слайд 15КОМПОЗИЦИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Вступление (вопросы к проблеме, тезис)

Аргумент 1
Рассуждение
(собственная

трактовка
с опорой на авт. позицию-
микровывод

Аргумент 2
Рассуждение
собственная трактовка с опорой на авт. позицию -
микровывод

Заключение (вывод – возвращение к тезису)

связка

КОМПОЗИЦИЯ  ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВступление (вопросы к проблеме, тезис)  Аргумент 1Рассуждение (собственная трактовка с опорой на авт.

Слайд 16 ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -1- «ВОЙНА И МИР»

NB: для аргументации необходимо обратиться хотя бы
к 1 художественному произведению, но лучше к 2-м.
ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -1-  «ВОЙНА И МИР»  NB: для аргументации необходимо обратиться

Слайд 17ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -2- «НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ»
Тема
Тезис (идея)
Произведения, авторы
Согласны ли вы со

словами Б. Пастерна
ка: «Никогда, ни при каких обстоятельст -вах не надо отчаивать ся… Надежда и дейст- вие - наша обязан-
ность в несчастии»?







Отчаяние!.. Что более всего может помочь человеку, охвачен ному этим паническим, смятен ным чувством? Некоторые, вроде горьковского Луки,
участливо посоветуют: «Терпи и надейся на лучшее!» Но как долго надеяться: день, неделю, год?... Известный русский поэт Б. Пастернак предлагает вместе с надеждой непременно действо вать! Только способность к поступку, по его мнению, приве дет тебя к решению трудной, жизненно важной проблемы!..


А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

М. Лермонтов «Мцыри»

В.П.Астафьев «Васюткино
озеро»

Д. Лондон «Мартин Иден»



ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -2- «НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ»ТемаТезис (идея)Произведения, авторыСогласны ли вы со словами Б. Пастернака: «Никогда, ни

Слайд 18 ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -3- «ДОБРО И ЗЛО»
тема
тезис (идея)
Что

такое добро? И может ли стремление творить его людям стать для кого-то смыслом жиз ни? Отчего же нет? Добро, на мой взгляд, - высшее нравствен- ное качество человека, характе ризующее его как личность, духовно неординарную, сильную, бескорыстную. Великая русская литература приводит нам немало примеров людей, ставших для нас настоящим символом Добра.
Для меня это, прежде всего. - образ Данко из рассказа М. Горького….

произведения, авторы

М. Горький
«Ст. Изергиль»
(Данко)
Н. Лесков «Очарованный странник»
В. Каверин «Два
капитана»
А. Платонов
«Юшка»






Может ли стремление человека творить добро стать смыслом его жизни?








ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -3- «ДОБРО И ЗЛО»тематезис (идея)  Что такое добро? И может ли

Слайд 19Аргумент к итоговому сочинению «ДОБРО И ЗЛО»
Найди ошибку! орфографическую, грамматическую, речевую…

Аргумент к итоговому сочинению  «ДОБРО И ЗЛО»Найди ошибку! орфографическую, грамматическую, речевую…

Слайд 20 ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -4 «ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ»
ТЕМА
ТЕЗИС (ИДЕЯ)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, АВТОРЫ
Смирившийся человек

– победитель или побежденный?







Смирный, смиренный, смиривший ся… Казалось бы, эти слова не вы зывают особого восторга, если речь идет о характеристике человека…. Возможно ли такого назвать победи телем? На первый взгляд, вряд ли. Скорее, побежденный… И все же... Вдумаемся в суть, в корень этих слов. В них светится главное -МИР! И тогда мы начинаем осознавать: человек, добившийся мира, не может быть побежденным.
За доказательством этой мысли обратимся к русской литературе…

.

1.М. Лермонтов «Мцыри»
2.И.С. Тургенев «Отцы и дети»
3.М. Шолохов «Чужая кровь»,
4. Л. Толстой «Война и мир» (кн. Марья)
5.Ф Достоевский «Преступление и наказание»-Соня


ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -4 «ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ»ТЕМАТЕЗИС (ИДЕЯ)ПРОИЗВЕДЕНИЯ, АВТОРЫСмирившийся человек – победитель или побежденный?Смирный, смиренный, смиривший

Слайд 21 ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -5-

«ОН И ОНА»

ТЕМА

ТЕЗИС (ИДЕЯ)

Согласны ли вы с мыслью: «Тот, кто
любит, должен разделять
участь того,
кого любит»







О любви как чувстве, более других облагораживающем человека, написа-
но много красивых слов, фраз, песен, книг… Обычно под состоянием любви мы понимаем некую эйфорию, в кото -рой влюбленные видят друг в друге и вокруг себя исключительно прекрас-
ное. А между тем в жизни случается всякое. И подчас влюбленные сталки- ваются с такими испытаниями, что ста новятся не в состоянии уберечь любовь от грязных сплетен, завистливых наго- воров, да и просто от бытовых труднос- тей. И потому фраза: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит», - очень значима в любую эпоху.


.М. Лермонтов. «Песня о купце Калашникове»

Ф.Достоевский «Преступление и наказание»

А.И. Куприн «Олеся»

В.Шекспир «Ромео и Джульетта»


Произведения авторы

ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИС -5-

Слайд 22 «Война и мир» Л. Толстого

к 150-летию великого романа
«Война и мир» Л. Толстого          к

Слайд 23Памятка пишущему сочинение

Памятка пишущему сочинение

Слайд 24РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
(образцы, стандарты словоупотребления)

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (образцы, стандарты словоупотребления)

Слайд 25Примерные темы Д/З для итогового сочинения
1.Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно


современному читателю? (По роману «Война и мир»)
2. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
3. Есть ли среди героев русской литературы те,
кто обладал безграничной добротой?
4. Гордость и гордыня: в чем отличие?
5. Что важно победить в самом себе, чтобы построить
идеальные отношения с противоположным полом?



Примерные темы Д/З для итогового сочинения1.Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно   современному читателю? (По

Слайд 26РЕФЛЕКСИЯ
ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Урок заставил меня задуматься о…
2. За урок я узнал

/вспомнил
/отработал навык...
3. Своей работой на уроке
я доволен/не доволен.
4. Моя самооценка? - …
(призовых баллов - карточек?...)
РЕФЛЕКСИЯЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ1. Урок заставил меня задуматься о…2. За урок я узнал /вспомнил

Слайд 27 УДАЧИ! ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

УДАЧИ! ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть