Слайд 2Направление
«Он и Она»
В рамках данного направления можно поразмышлять о взаимоотношениях
мужчины и женщины, то есть о любви, верности, дружбе, семье
Слайд 3Он и Она — не два ли разночтенья
Красивого сказания времён?
Два звука,
чтоб создать единый звон,
Два атома, в законе тяготенья.
К. Бальмонт
Слайд 6
Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
Легко ли быть любимым?
Когда любовь не приносит радости?
Когда можно ли простить измену в любви?
Делает ли любовь человека чище?
„Он и она“
Слайд 7„Он и она“
Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека
расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
Как вы понимаете выражение «роковая любовь»?
Согласны ли вы с утверждением: «Любовь спасет мир»?
Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
Согласны ли вы с утверждением: «Любовь – это тяжкий крест»?
Как вы понимаете смысл высказывания: «Их воскресила любовь» (Ф. М. Достоевский)
Слайд 8Он и Она
Созидательная,
преобразующая
любовь
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Л. Н.Толстой «Война
и мир»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Любовь - трагедия
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
И. А. Бунин «Кавказ»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Разрушающая любовь
Самоотверженная,
Жертвенная любовь
А. И. Куприн «Куст сирени»
К. Г. Паустовский «Старый повар»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. Грин «Четырнадцать футов»
Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
А. И. Куприн «Олеся»
А. Н. Островский «Гроза»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Бела», «Княжна Мэри»)
Измена в любви
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. Н. Островский «Гроза»
Слайд 9 Любовь – это самое сильное человеческое чувство, которое меняет человека, преображает
его. Любовь заставляет человека творить, помогать другим, становиться лучше, совершать различные поступки. Она может в любой момент перевернуть жизнь человека, изменить его, его убеждения, отношение ко всему окружающему.
К размышлению о преображающей силе любви обращает читателя роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров занимается естественными науками и придерживается нигилистических взглядов: отрицает любовь, поэзию, музыку. Базаров называет любовь «романтической чепухой», «белибердой, непростительной дурью». Однако его жизнь меняется, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. Она пробуждает в Базарове чувства, которые меняют его. Базаров впервые сталкивается с тем, что не может отвергнуть. Любовь изменила жизнь Базарова. Он изменился сам, переосмыслил свои взгляды, изменил отношение к людям. Испытание любовью помогло осознать ему истинные ценности бытия.
Любовь преобразующая…
Слайд 11Рассказ повествует нам о жизни небогатого офицера Николая Алмазова и его
жены. Всю жизнь Алмазова преследовали неудачи и провалы, и только благодаря его жене Вере семья держалась на плаву. Чтобы добиться повышения по службе, Алмазов начал посещать занятия в Академии генерального штаба.
Во время сдачи экзамена по инструментальной съёмке местности из-за своей неловкости Алмазов испортил карту, но попытался схитрить, выдав пятно за сиреневые кусты. Профессор, однако же, выразил сомнения в достоверности карты и предложил на следующий день проверить кусты, изображённые Алмазовым.
Николай в отчаянии возвращается домой, считая, что дело проиграно, однако Вера берёт инициативу в свои руки. Заложив драгоценности, она покупает кусты сирени и лично руководит их посадкой на нужном месте.
На следующий день Вера с огромной радостью узнаёт об успешно сданном экзамене.
Слайд 12Любовь преданная, настоящая – основная тема рассказа Александра Куприна «Куст сирени». Это
прежде всего умение жертвовать своими интересами ради любимого человека. Конечно, не каждому такое под силу, однако, научившись находить радость в самопожертвовании, человек становится по-настоящему счастливым.
Так, Вера Алмазова совершает настоящий подвиг, раз за разом жертвуя своими интересами, ради непутёвого, но дорогого мужа. Любовь и семья — для нее святыни, ради которых стоит жить. Таким образом, автор доказывает нам, что материальные ценности в сравнении с добродетелями и искренними чувствами ничего не стоят.
Слайд 14«Старый повар». - небольшой по объему, но глубокий по философскому смыслу
и широте проблематики рассказ К.Г.Паустовского. Произведение повествует не только о великой силе искусства, которое способно совершать чудеса, но и о силе любви.
На что способен человек ради любимого?
Так, главный герой смертном одре признается, что когда-то украл у хозяйки золотое блюдо и продал его для того, чтобы вылечить жену. Писатель нам доказывает, что ради спасения ближнего человек способен на многое, даже преступить черту нравственности. И это, по мнению автора, можно назвать подвигом любви.
Слайд 15Основная тема цикла «Темные аллеи» – тема любви, чувства, раскрывающего самые
потайные уголки человеческой души. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.
Оно всегда связано с трагизмом, счастливого финала, по мнению писателя, у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.
Слайд 16«Великая сила любви!»
(по рассказу
А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
«Любовь – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!» А.И. Куприн
Слайд 18«…она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла
мимо неё».
«Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь?»
Концепция любви Куприна:
Слайд 20«Любовь сильнее смерти и страха смерти….»
Тема верности, жертвенности ярко раскрыта в
повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Перед нами проходит история целомудренной, «безнадежной и вежливой», самой верной на свете любви. Главный герой рассказа, Желтков, однажды увидев княгиню Веру, сохранил в душе ее светлый и возвышенный образ до конца своей трагической жизни. Он преклоняется перед своим идеалом и желает возлюбленной только счастья, поэтому и расстается с собственной жизнью во имя покойного и светлого будущего Веры - замужней женщины. Сама же героиня хранит верность мужу, несмотря на то что «прежняя страстная любовь к нему давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Однако поступок Желткова заставил ее по - новому взглянуть на прожитую жизнь и понять, что любовь, о которой мечтают все женщины на свете, прошла мимо нее…
Слайд 22Любовь — это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и
принести ему великое счастье или огромное горе.
В рассказе «Кавказ» героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. Писатель особое внимание уделяет не только счастью влюбленных, но и трагедии третьего героя – обманутого мужа. Прием контраста – пылкость чувств влюбленных, красота юной ночи и подробное и прозаичное описание последних часов жизни героя – позволяет нам понять бунинскую концепцию любви. Человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. По мысли писателя, в счастье человек может быть эгоистичен и жесток, а лишившийся счастья теряет смысл жизни.
Слайд 23Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но
и ДАРЕНИЕ – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным.
Но была и другая любовь – любовь-страсть, мучительная, непобедимая, заставлявшая переступить черту.
Слайд 25В пьесе А. Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой
и свободной жизни. В семье, в которой она выросла, царила атмосфера гармонии и понимания. Реальность жестоко обманула ожидания возвышенной и романтичной девушки: муж оказался зависим от воли своенравной матери, его чувства к жене не любовь, а жалость, причем, мне кажется, жалость к себе.
Желание любить и быть любимой толкает Катерину на страшный шаг – измену мужу. Но, к сожалению, Борис стал очередным разочарованием: любовь приносит только страдание. Нравственно чистая, она не может жить во грехе, героиня теряет силы жить и убивает себя.
Слайд 26Николай Семёнович Лесков
Загадка женской души
«Леди Макбет Мценского уезда»
Слайд 27В центре повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» находится история «роковой
любви», закончившейся трагически. Жизнь Катерины Измайловой в замужестве не была счастливой: героиня жила в достатке, но все ее существование было пропитано скукой, потому что жила с нелюбимым мужем и даже не могла иметь детей. Именно поэтому, как мне кажется, Катерина Львовна так сильно привязалась к управляющему. С появлением Сергея бурные страсти овладели душой Катерины Львовны, и она полностью подчинилась им. Героиня, не раздумывая, отравила своего свекра Бориса Тимофеевича, убила узнавшего о ее предательстве мужа, погубила маленького племянника мужа, который владел частью семейных капиталов.
Однако наступает неминуемая кара – героев за их преступления осуждают на каторгу. А вскоре выясняется, что любовь Сергея к Катерине во многом была основана на ее богатстве. Теперь же, когда героиня лишилась всего, она лишилась и расположения Сергея – он резко изменил к ней свое отношение, стал заглядываться на других женщин. Таким образом, Лесков показывает нам, что любовь героини не может служить оправданиям ее злодействам, потому что истинная любовь, любовь от Бога, со злодейством несовместна.
Слайд 28В рассказе «Фиалки по средам» А. Моруа показана верность по отношению
к своим привязанностям. Персонаж по имени Андре - студент Политехнической школы, тайно влюбленный в актрису Женни. Та, в свою очередь, относится к своим воздыхателям несерьезно, поскольку профессия не позволяет отвлекаться на каждого поклонника. Однако красивые жесты Андре не могут оставить Женни равнодушной. Каждую среду он с завидным постоянством приносит ей букет фиалок, не пытаясь с ней даже заговорить. Со временем влюбленный студент исчезает из ее жизни, причиной этого является его гибель. Вскоре появляется отец Андре, который рассказывает о том, что юноша любил Женни всю свою недолгую жизнь и о том, что он погиб, пытаясь подвигом на войне «заслужить» ее любовь. Эта верность трогает строгую Женни. Она сокрушается о том, что так и не встретилась с Андре, а он так и не узнал, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига».
Далее мы видим ее уже постаревшей, но неизменной в одном: каждую среду она носит своему преданному другу фиалки. Оба героя рассказа являются примером верности. Андре был верен своим чувствам, не нуждаясь в каким-либо гарантиях со стороны Женни, она, в свою очередь, осталась верна данному слову и на протяжении многих лет неизменнно носила цветы человеку, которому была благодарна за любовь.
Верная любовь
Слайд 29У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть
о Ромео и Джульетте
Слайд 30 В качестве аргумента можно вспомнить самое, наверное, известное в мировой
литературе произведение о любви Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». На мой взгляд, это поистине непревзойденный гимн постоянству чувств. Перед нами разворачивается череда трагических событий: искренние чувства молодых влюбленных сталкиваются с многовековой враждой феодальных кланов Монтекки и Капулетти. Казалось бы, любовь привела к трагедии. Но именно любовь положила конец вражде между семьями. Таким образом, английский драматург сумел провозгласить: сила любви выше вековых предрассудков, ненависть и разногласия между людьми отступают на второй план, когда на сцену выходит Любовь. Любовь, которая сильнее смерти.
Слайд 31Измена в любви
Вспомним роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир»». Автор
показывает нам несколько примеров как выдающейся верности, так и постыдной измены.
Возьмем отношения Пьера Безухова и Элен Курагиной. Пьер, светлой души человек, волею судьбы выбирает в жены красавицу Элен Курагину. Его чувства были чистыми и нежными, но, увы, брак принес ему только огорчения и страдания. Элен была красивой, блистательной женщиной, но такие слова, как «верность», «преданность» были для нее пустым звуком. Брак с богатым наследником Пьером Безуховым был для ее лишь способом обогатиться. Их брак был изначально обречен. Элен не понимала чистой любви, и изменам не придавала никакой роли.
Проблема супружеской измены представлена нам в трагедии Н. А. Островского «Гроза». Катерина предает мужа Тихона Кабанова. Но стоит задуматься: «Почему?» Бедную девушку выдали замуж без любви, дом мужа стал для ее просто адом, «клеткой», где ей душно, страшно. Героиня влюбляется в Бориса, племянника Дикого, но любовь приносит только страдания, ее избранник нерешительный, трусливый человек. Свой страшный грех измены Катерина, светлая душа, искупает смертью.
Слайд 32 Тема любви в романе
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Слайд 33Глава 19
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на
свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
Слайд 34Что есть любовь по Булгакову?
Сотрудничество
Верность
Самоотверженность
Борьба
Дружба
Самопожертвование
Счастье
Слайд 35В русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви.
Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабаш ведьм, бал великих грешников. Таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: “За мной, мой читатель! И я покажу тебе … любовь!”
Возможна ли такая любовь на земле? Автор допускает, что такая любовь невозможна на земле. Поэтому он поселяет героев в вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.