Презентация, доклад на тему Подготовка к ЕГЭ по литературе. Краткий анализ лирики Н.А. Некрасова

Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. «Тройка» - 1846 С присущим Некрасову реализмом в стихотворении картина, гнетущая и безрадостная. Поэт обращается одновременно ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь

Слайд 1Н.А. Некрасов
1821- 1877 (1878)

Н.А. Некрасов1821- 1877 (1878)

Слайд 2 Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли.



«Тройка» - 1846

С присущим Некрасову реализмом в стихотворении картина, гнетущая и безрадостная. Поэт обращается одновременно ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков. 

Предвидя подобное развитие событий, Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено. «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц.
Анапест.

Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. «Тройка» - 1846 С присущим Некрасову

Слайд 3Я не люблю иронии твоей» - 1850 (?)
Стихотворение обращено

к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу.

Относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.

Произведение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой. Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца. Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой – тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.
Ямб.

Я не люблю иронии твоей» - 1850 (?)  Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был

Слайд 4«Железная дорога - 1864 »
При создании стихотворения Некрасов опирался на

документальные материалы о строительстве Николаевской железной дороги, опубликованные в газетах и журналах. В основу произведения положен полемический диалог генерала, считающего, что дорогу строил граф Клейнмихель, и автора, убедительно доказывающего, что истинным создателем этой дороги является народ.
Главная тема произведения – размышления о суровой, драматичной судьбе русского народа.
Новизна произведения в том, что это первое по времени стихотворение-поэма, посвящённая созидательному народному труду.
Специфика произведения «Железная дорога» следующая: в существенной своей части стихотворение представляет собой те или иные формы явной и тайной полемики. Стихотворение состоит из 4 частей.
Первая часть – описание осенней русской природы. В природе нет безобразья, она совершенна.
Вторая часть - монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему.
Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать.
В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки.
Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. 
«Железная дорога - 1864 » При создании стихотворения Некрасов опирался на документальные материалы о строительстве Николаевской железной

Слайд 5«В дороге» - 1845
Поэта волновала судьба крестьян, которые

по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение.
Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом, отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку». Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу. Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в её душе.
 По своей жанровой форме произведение в определенном смысле восходит к ямщицким песням. Однако в нем есть и жанровые черты рассказа. Построено оно в виде диалога седока, русского барина, с ямщиком. Основная тема стихотворения – трагическая судьба женщины.          Ямб.

«В дороге» - 1845  Поэта волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными,

Слайд 6 «Вчерашний день…»- издано в 1883 г.
Композиционно стихотворение делится на две

строфы по четыре строки в каждой.
В первой строфе лирический герой повествует о том, как он стал свидетелем мрачного события. Когда, где и какое событие довелось увидеть лирическому герою? Когда? Вчера, в шестом часу вечера. Где? На Сенной (площади). Какое событие? Молодую крестьянку били кнутом.
В начале второй строфы продолжается рассказ лирического героя: пострадавшая не издала ни звука, слышен был лишь звук кнута. По отношению к кнуту употребляется нехарактерное слово «играя»; кнут не лютовал, не буйствовал, он… играл.
Со слов «И Музе я сказал…» начинается вторая смысловая часть произведения. Оценив увиденное, лирический герой обращается к Музе : «Гляди! Сестра твоя родная!»
Главная мысль стихотворения: Муза и страдающая крестьянка — сестры. Муза несет на себе всю тяжесть доли народа и ответственности за него.
Основная тема стихотворения – поэт и цензура.
Жанр стихотворения – поэтический манифест.
Ямб.

«Вчерашний день…»- издано в 1883 г.Композиционно стихотворение делится на две строфы по четыре строки в каждой.

Слайд 7«Мы с тобой…» - 1851
Посвящено Авдотье Панаевой. Лучший образец любовной

лирики Это не романтическое восхищение совершенствами возлюбленной. Лирический герой обращается к земной женщине. Она не просто не лишена недостатков, а вздорна, но от этого ещё более любима!
Состоит из трёх строф. Первая строфа – это картинка, описание внутреннего состояния поссорившихся. Она статична, полностью лишена действий .Это застывшее состояние, которое требует изменения.
Вторая строфа - это обращение к возлюбленной .Лирический герой призывает её говорить обо всём, что волнует и мучит, сердиться открыто.
Третья строфа снова статична. Это состояние - ожидание прихода мира, возвращения любви. Единственный глагол в словосочетании «возьмём долю счастья» не предполагает активных действий. Это своеобразная «философия для ссорящихся». Конфликты лирический герой называет прозой любви, но считает, что именно благодаря им любовь вспыхивает ярче.
Тема стихотворения – ссора и примирение влюблённых.
Основная мысль: ссора – естественный период в отношениях любящих людей. Чтобы примириться, нужно высказать эмоции. Хотя этот момент бывает острым, но тем сильнее чувство любви после ссоры.
Анапест.

«Мы с тобой…» - 1851 Посвящено Авдотье Панаевой. Лучший образец любовной лирики Это не романтическое восхищение совершенствами

Слайд 8«Поэт и Гражданин» - 1856
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?
Написано в форме диалога. Диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение - манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.
Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.
Основная мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Поэт должен служить талантом народу и отечеству.
Гражданин не оставляет Поэта в неведении о том, что судьба гражданина тяжела, потому что «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей». Но «жалок гражданин безгласный», когда ладья свободы летит к бездне.
Подобную диалогическую форму стихотворения называют драматизированным стихотворением. В полемике побеждает Гражданин. Поэт «у двери гроба» обращается к музе, раскаиваясь в потраченном впустую таланте. Это внутренняя победа Некрасова над собственной пассивностью и ленью.
Ямб.

«Поэт и Гражданин» - 1856 Стихотворение относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика

Слайд 9Элегия « Пускай нам говорит…» - 1874
Стихотворение начинается с обращения к

неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает в том, что «тема старая «страдания народа»» все еще актуальна хотя бы потому, что крестьяне, получив свободу, все так же бедствуют. И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение. «Я лиру посвятил народу своему», — отмечает Некрасов.
 Поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы, ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю. Поэтому, завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам.
Ямб
Элегия « Пускай нам говорит…» - 1874Стихотворение начинается с обращения к неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает

Слайд 10«О, Муза! я у двери гроба!..- 1877
Стихотворение можно разделить на три

смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.
Тема стихотворения «О Муза!..» – народное признание творчества поэта.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
Ямб.
«О, Муза! я у двери гроба!..- 1877Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть