Слайд 2«Парус» - 1832
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в
стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, -- он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой!
Слайд 3Романтическое (философское) стихотворение написано в Петербурге после отъезда поэта из Москвы
Композиция:
3 строфы построены по одной модели: 1,2 строки – природа; 3,4 – состояние лирического героя.
Тема одиночества.
Два центральных образа: парус и лирический герой = одиночество.
Ключевые слова: «парус», «увы», «светлая лазурь», «луч солнца золотой», «как будто».
Страдания героя = разлад с окружающим миром + разлад с самим собой.
Ямб
Слайд 4«Нет, я не Байрон, я другой…» 1832
Нет, я не Байрон,
я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!
Слайд 5Метод – романтизм. Влияние английского поэта Джоржа Байрона (1788 – 1824)
Тема
– судьба молодого поколения 30-х годов, судьба поэта «с русскою душой».
Сравнивает себя с Байроном: есть общее ( романтические странники, конфликт с толпой и целым миром, избранничество), противопоставление ( судьба русского поэта более трагична).
Ямб
Слайд 6«Смерть поэта» - 1837. 29 1837 января скончался А.С. Пушкин. На
следующий день М. Лермонтов пишет стихотворение.
Жанр – лирическое стихотворение, соединяющие черты элегии (1 часть) и сатиры ( последние 16 строк).
Темы: конфликт поэта и толпы, божественный дар и обречённость на гибель, светская честь и честь поэта.
Композиция: 1 строфа – романтический образ Поэта; 2 строфа – убийца, а не дуэлянт, исполнитель Судьбы; 23 строки – отсылки к пушкинским строкам; заключительная часть (16 строк) – истинные виновники гибели Пушкина.
Ямб
Слайд 7«Молитва» – 1837. Введена в текст письма к М. Лопухиной.
Я, матерь
божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Слайд 8Тема: тема любви
Лирический герой молится не на себя, а на возлюбленную.»Теплой
заступнице мира холодного» – кульминация.
Автор народен, т.к русская молитва к Богоматери и только через неё ко Христу.
Дактиль
Слайд 9«Тучи» - 1840
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто
как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно-холодные, вечно-свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Слайд 10Написано в ссылке.
Темы: изгнанничество, свобода, одиночество.
Композиция: 1 строфа – лирический
герой сравнивает себя с тучами (сопоставление); 3 строфа – противопоставление: они холодные.
Вывод: несвобода лирического героя.
Дактиль
Слайд 11«Бородино» – 1837. Отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения.
Жанр – лирическое
стихотворение + черты эпического произведения.
Тема: тема народного подвига.
Композиция: 1 часть – вступление; 2 часть – рассказ воина.
Ямб
Слайд 12«Когда волнуется желтеющая нива» - 1837
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес
шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Слайд 13Тема: единение человека и природы.
Мечта о единении человека с природой.
Внутренний монолог
героя.
Ямб
Слайд 14«Дума» - 1838
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль
пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!..
Слайд 15Жанр: элегия-сатира.
Тема: анализ современного общества и его психологии.
Два смысловых центра: «Я»,
«поколение».
Конфликт: «я» и «поколение»; «я» и «я».
Ямб
Слайд 16«Поэт» («Отделкой золотой…» - 1838
Поэт
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный,
без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным…
Слайд 17Тема поэта и поэзии. Символ-иносказание: грозное оружие.
Композиция: 1 часть – центральный
образ – кинжал – игрушка с золотой отделкой; 2 часть – центральный образ – поэт, судьба которого подобна судьбе кинжала.
Ямб
Слайд 18«Три пальмы» - 1838
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко
росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
Слайд 19Восточное сказание. Философское стихотворение
Проблема смысла жизни: пальмы не не удовольствовались своим
предназначением, посмели «на Бога роптать».
Ямб
Слайд 20«Молитва» («В минуту жизни трудную…) - 1839
В минуту жизни трудную
Теснится ль
в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Слайд 21Посвящено сокровенному моменту – молитве.
Ключевые слова: «молитва чудная», «сила благодатная», «святая
прелесть» – верность христианским традициям.
Композиция: 1 строфа – состояние души лирического героя; 2 строфа – силы и прелесть жизни; 3 строфа – уходит тоска, приходит вера, надежда, слёзы облегчения.
Ямб
Слайд 22«Как часто пёстрою толпою окружён» - 1840
Как часто, пёстрою толпою окружён,
Когда
передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шёпоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки…
Слайд 23Темы: те же, что в «Думе».
Композиция: 1 часть – характеристика высшего
света; 2 часть – безмятежный мир юности.
Приём погружения в воспоминания. Нельзя жить только воспоминания.
Финал – вызов миру ханжества и зла.
Ямб.
Слайд 24« И скучно и грустно» – 1840.
И скучно и грустно, и
некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
Слайд 25Тема одиночества.
Одиночество + усталость + тоска.
Герой ощущает бег времени и понимает,
что он не в силах ему противостоять.
Амфибрахий
Слайд 26«Нищий» 1830
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада,
жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Слайд 27Темы одиночества, любви. Композиция: 1 часть – нищий, который просит хлеба;
2 часть- параллель между нищим и влюблённым.
Любовь – боль, страдания.
Слайд 28«Нет, не тебя так пылко я люблю» - 1841
Нет, не
тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Слайд 29Тема любви
По дороге в свой полк Лермонтов остановился в Пятигорске, где
судьба свела его с Екатериной Быховец. Именно этой девушке поэт посвятил стихотворение.
Лермонтов понимает, что Варвара Лопухина исчезла из его жизни окончательно и бесповоротно. Мысленно он хоронит ее образ, однако сердцу не прикажешь.
Ямб
Слайд 30«Родина» - 1841
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее
рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю -- за что, не знаю сам --
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Слайд 31
Тема любви к родине. Оно родилось под впечатлением путешествия через Россию
после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому.
Противопоставление личного патриотизма патриотизму официальному.
Композиция: 1 часть – официальная Россия; 2 часть - надежда на счастливое будущее России была связана с народной Русью.
В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.
Ямб
Слайд 32«Сон» ( В полдневный жар…»)- 1841
В полдневный жар в долине Дагестана
С
свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном…
Слайд 33Тема любви
Композиция: в сон поэта вложен сон лирического героя, мертвеца; а
в его сон вложен сон женщины; кольцевая.
В стихотворении завершается образ идеальной любви, оказавшейся провидческой. Именно эта любовь, которую лишь в смертельном сне, но всё-таки успел увидеть главный герой, заставляет по-другому взглянуть на смерть, она уже не представляется для героя такой трагичной.
Ямб
Слайд 34«Из-под таинственной, холодной полумаски…» - 1841
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос
твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
Слайд 35Написано за несколько дней до дуэли.
Тема любви, внимание сосредоточено на женских
образах.
Композиция: 1,2 строфы – холодная возлюбленная; 3,4 строфы – отрадная мечта.
Ямб
Слайд 36«Выхожу один я на дорогу» - 1841
Темы всей лирики Лермонтова: одиночества,
смысла жизни…
Герой ищет не бунта, высшую свободу, которая соответствует законам природы.
Хорей
Слайд 37«Пророк» - 1841
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В
очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя…
Слайд 38Тема взаимоотношений пророка и толпы.
Пророк – гонимый людьми гений.
Толпа отвергает пророка,
он удаляется в пустыню и обретает покой.
Когда пророк возвращается, люди с презрением отталкивают его.
Сочетание ямба с пиррихием
Слайд 39Темы всей лирики Лермонтова: одиночества, смысла жизни…
Герой ищет не бунта, высшую
свободу, которая соответствует законам природы.
Слайд 40«Песня про… купца Калашникова» - 1837г. Воспринимается как итог работы над
русским фольклором
Жанр – поэма: близость к фольклорным сказаниям; важнейшую роль играют гусляры; авторского голоса читатель не слышит; нравственные позиции якобы обобщённо народные; поступок Калашникова становится фактом народной истории.
Слайд 41Сюжет
Царский пир, на котором опричник царя признаётся , что влюблён В
Алёну Дмитриевну, но не говорит о её замужестве.
Калашников возвращается домой, но его никто не встречает; Алёна рассказывает мужу, что её догнал Кирибеевич и стал сулить богатые дары, у него остался платок; просит заступиться за неё; Калашников объявляет братьям о том, что будет биться с Кирибеевичем на Москве-реке.
Степан Парамонович в кулачном бою убивает Кирибеевича, а царь велит казнить самого Калашникова.
Слайд 42Тема, конфликт
Поднимается тема гордой, могучей личности, встающей на защиту чести и
достоинства своей семьи. Поэт сопоставляет Русь Ивана Грозного с Россией Николая 1.
Конфликт – столкновение частного человека с государственной машиной.
Ямб
Слайд 43Герои
Царь Иван Грозный (см. 7 класс).
Кирибеевич (см. 7 класс).
Алёна Дмитриевна, братья
Калашникова воспринимают оскорбление как оскорбление своего рода Калашниковых.
Сила купца Калашникова в не в богатстве, а в нравственной силе (см. 7 класс).
Слайд 44«Мцыри» – 1839 г.. Увлечение Кавказом, рассказ монаха, который прожил в
монастыре-тюрьме.
Жанр – романтическая поэма, свидетельствующая о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
Пейзаж - средство раскрытия характера героя; окружение ему чуждо, зато он чувствует родство с природой: сравнивает себя с листком, поднимает голову вместе с цветами, познаёт тайну птичьих песен…
Слайд 45Композиция, тема, пафос
Части поэмы: экспозиция, завязка – побег из монастыря, возвращение
и рассказ о трёх днях на воле, смерть Мцыри. Символы: монастырь – тюрьма; три дня – символы человеческой жизни; Мцыри – символ человека, томящегося в неволе.
Центральная тема – прославление мятежной, свободной личности.
Жизнеутверждающий пафос . (См. 7 класс)
Ямб
Слайд 46«Герой нашего времени» - 1838 - 1840
Первый в русской литературе социально-психологический
роман.
Печорин не исключительная личность: наделён типичными психологическими чертами человека своей эпохи и своего социального круга.
Роман реалистический.
Объект внимания писателя – внутренний мир героя, «история души».
Слайд 47Композиция (постепенно раскрывается характер героя)
Хронология
Роман
1. «Тамань» (героя высылают из Петербурга, видимо,
из-за дуэли)
«Княжна Мери» (после боевых действий герой находится на лечении)
«Бэла» (дуэль с Грушницким П. сослан в крепость)
«Фаталист» (П. посещает кубанскую столицу)
Автор-повествователь путешествует по Военно-Грузинской дороге и встречает М.М)
«Максим Максимыч» (автор-повествователь встречает Печорина)
1. «Бэла»
2. «Максим Максимыч»
3. Журнал Печорина»:
Предисловие
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
Слайд 48Тематика
Центральная тема – исследование современного человека, его отношений с миром, самим
собой.
Свобода и несвобода личности
Проблема судьбы и характера человека: эксперименты (3), которые то подтверждают, то отрицают существование судьбы. Вывод: если есть судьба, то зачем дан рассудок.
Слайд 49Печорин
Олицетворяет пороки поколения в их развитии
Источники формирования характера = дворянская среда
+ «простые» люди + личные качества