Презентация, доклад на тему Осуществление рефлексивного подхода на уроках литературы в старших классахе

Содержание

Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы

Слайд 1Осуществление рефлексивного подхода на уроках литературы в старших классахе
1принцип активности и

сознательности
2Развитие необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости 3конкурентоспособности.
возможность управления нравственными процессами
4способность формирования и развития универсальных учебных навыков, а также достижение метапредметных результатов
Осуществление рефлексивного подхода на уроках литературы в старших классахе1принцип активности и сознательности 2Развитие необходимых современной личности качеств:

Слайд 2Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир.
Задача учителя -

воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

В чем ценность рефлексии для человека?

Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в

Слайд 3 самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и

педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.

Рефлексия

самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить

Слайд 4
припоминание учеником выполненной деятельности;
фиксация рассматриваемого содержания, его границ;
выявление своих результатов

и способов их получения;
выявление имеющихся или возникающих противоречий;
выявление причин и способов разрешения противоречий;
вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени;
эмоционально-образные способы рефлексии.

Последовательность уровней рефлексии

припоминание учеником выполненной деятельности;фиксация рассматриваемого содержания, его границ;выявление своих результатов и способов их получения;выявление имеющихся или

Слайд 5
- осознать свои поступки, отношения, ценности;
- формировать образы и смыслы

жизни, действий, блокировать неэффективные:
- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:
- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:
-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
умение избавиться от страха, способность открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.

Способность к рефлексии дает возможность человеку

- осознать свои поступки, отношения, ценности;- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:- управлять собственной

Слайд 6Психологи и педагоги отмечают, что рефлексия возможна, если:
- детям предоставляется максимальная

свобода выбора тем и способов работы;
- ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;
- учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников;
- признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему;
- в основу оценки ребенка кладется не отметка учителя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования.

Каковы условия организации рефлексивной деятельности на уроке?

Психологи и педагоги отмечают, что рефлексия возможна, если:- детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы;-

Слайд 7 Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных

его этапах различные функции.

Что нужно учитывать при организации рефлексии?

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции.Что нужно учитывать

Слайд 8здоровьесберегающая функция рефлексии
Способ самовыражения учащихся
мотивация учения и определение степени достижения цели.



Рефлексия как психологическая настройка

здоровьесберегающая функция рефлексииСпособ самовыражения учащихсямотивация учения и определение степени достижения цели. Рефлексия как психологическая настройка

Слайд 91. Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
2. «Три лица».
«Цветные карточки».
. «Слова».
Методика

«Настроение».
4.«Пейзаж
5. «Дерево целей».

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке.

1. Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).2. «Три лица».«Цветные карточки». . «Слова».Методика «Настроение».4.«Пейзаж 5. «Дерево целей».Методы и приемы

Слайд 10Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с

целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

рефлексии настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой

Слайд 11- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного

материала.

Исходя из функций рефлексии, предлагается классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;- рефлексия деятельности;- рефлексия содержания учебного материала.Исходя из функций рефлексии, предлагается классификация:

Слайд 12Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным

материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид

Слайд 13Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.


Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия содержания учебного материала

Слайд 14Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали,

и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы

Рефлексия в конце урока

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е.

Слайд 15.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного

экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:сегодня я узнал…было интересно…было

Слайд 16« Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в

зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Плюс-минус-интересно

« Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного

Слайд 17. Приём «Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии

вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся
. Приём «Что, если…?»Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что,

Слайд 18Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например

«грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.
Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на

Слайд 19Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу,

рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?
С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что изменил бы в своих действиях на уроке?
Что бы ты изменил на уроке в последующем?
Что тебе понравилось на уроке больше всего?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

Слайд 2113.Аргументированные ответы на один из вопросов:
1. Что вы ожидали от урока

и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

13.Аргументированные ответы на один из вопросов:1. Что вы ожидали от урока и что получилось?2. Какие этапы урока

Слайд 2214.Резюме, эссе, мини-сочинения.
15. «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у

них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
16.»График».
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
17. «Дерево моего успеха».

14.Резюме, эссе, мини-сочинения.15. «Три М».Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока,

Слайд 23. Техника «рефлексивная мишень».

. Техника «рефлексивная мишень».

Слайд 24. Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на

уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?

. Вопросы, требующие многовариантных ответов:Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке?Оправдались ли ваши ожидания от урока?Что

Слайд 25Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему

пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть

Слайд 26I. По содержанию: символическая, устная и письменная
II. По форме деятельности: коллективная, групповая,

фронтальная, индивидуальная
III. По цели : эмоциональная, Рефлексия деятельности, Рефлексия содержания материала,


Виды рефлексии

I. По содержанию: символическая, устная и письменнаяII. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальнаяIII. По цели : эмоциональная,

Слайд 27В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом
Во-первых,

учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Эмоциональная

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классомВо-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать

Слайд 28Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе

закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он

Слайд 29Как проводить (примеры организации работы):

Как проводить (примеры организации работы):

Слайд 30Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на

этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность

Слайд 31Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести

слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Как проводить:

Предложите детям облако

Слайд 32Графическая: на доске таблица со знаками

Графическая: на доске таблица со знаками

Слайд 33Анкета

Анкета

Слайд 34"Три М"
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо

в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:


Слайд 35Фразеологизм или пословица
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха,

хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д
Фразеологизм или пословицаПодберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть