Слайд 1Особенности жанра и конфликта в пьесе
А. М. Горького
«На дне»
Слайд 2Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в
пьесе.
Слайд 3В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические
представления Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Это есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.
После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, Горький создаёт пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя — драму «На дне» (1902).
Слайд 4— Как изображается место действия в пьесе?
Место действия описывается в авторских
ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей — людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам — нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.
Слайд 5Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренном разным хламом
и заросшим бурьяном дворовом месте». Колорит этого места: тёмная стена сарая или конюшни «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, чёрные сучья бузины без почек.
Слайд 6В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла
сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал — сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается всё же на пустыре — там удавился Актер.
Слайд 7— Какие люди являются обитателями ночлежки?
Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают
в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые ещё люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, оказывается, 30 лет.
Слайд 8У многих ночлежников даже нет имён, остались одни клички, выразительно обрисовывающие
своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось — «всё забыл».
Слайд 9Что является предметом изображения в пьесе?
Предметом изображения в драме «На дне»
становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни.
— Каков конфликт драмы?
Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесправные ночлежники.
Слайд 10Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот
конфликт почти не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.
Слайд 11Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей
чертой драмы как рода литературы.
— Что привело в ночлежку ее обитателей — Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?
Слайд 12Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за
убийство: «Убил подлеца в запальчивости и раздражении... из-за родной сестры»; Барон разорился; Клещ потерял работу: «Я — рабочий человек... я с малых лет работаю»; Бубнов ушёл из дома от греха подальше чтобы не убить жену и её любовника, хотя сам признаётся, что он «ленив» да ещё и запойный пьяница, «пропил бы мастерскую»; Актер спился, «пропил душу... погиб»; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я — сызмалолетства — вор... все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!»
Слайд 13Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (действие четвертое): «Мне
кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не понимаю! Учился — носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился — одел фрак, потом — халат... а жену взял скверную и — зачем? Не понимаю... Прожил всё, что было, — носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, фуражка с кокардой... растратил казённые деньги, — надели на меня арестантский халат... потом — одел вот это... И всё... как во сне... а? Это... смешно?
Слайд 14Каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания
символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими «переодеваниями» ничего не стоит, жизнь прошла «как во сне».
— Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
Слайд 15Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится
основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.
— Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?
Слайд 16В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла,
Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Она заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»
Слайд 17— В чём своеобразие любовного конфликта?
Любовный конфликт становится гранью социального конфликта.
Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведёт к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остаётся ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и её хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.
Слайд 18Конфликт, в котором участвуют все герои, — другого рода. Горький изображает
сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии — в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.
Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.
Слайд 19Домашнее задание:
Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях,
о жизни, о правде, о вере.