Презентация, доклад на тему Организация исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и во внеурочное время

Содержание

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Н. А. Рубакин

Слайд 1Организация исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и во внеурочное время

Организация исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и во внеурочное время

Слайд 2 Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа,

иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг.
 Н. А. Рубакин

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание,

Слайд 3Организация исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и во внеурочное время
Актуальность

исследовательской деятельности
Трудности организации исследовательской деятельности
О плюсах и минусах
Детские исследования и социально значимые задачи
Исследование и реферирование
Штампы и повторы
Научная ценность
Мотивация
Выбор темы
III. Организация исследовательской деятельности
Организация исследовательской деятельности на уроках литературы
Организация исследовательской деятельности во внеурочное время



Организация исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и во внеурочное время Актуальность исследовательской деятельностиТрудности организации исследовательской деятельностиО

Слайд 4 Актуальность исследовательской деятельности
А.И.Савенков: «Главное отличие исследовательского обучения –

активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать им инициативу в организации познавательной деятельности».

Исследовательские способности рассматриваются как неотъемлемый элемент профессионализма в любой сфере деятельности и как одно из основных средств выживания в современной динамичной среде.


Актуальность исследовательской деятельности А.И.Савенков: «Главное отличие исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав

Слайд 5О плюсах и минусах
Репродуктивные методы – наиболее экономичные способы передачи обобщённого

и систематизированного опыта;
использование исследовательских методов обучения даёт больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами;
использование исследовательских методов обучения требует от ребёнка незаурядных творческих способностей;
массовое внедрение исследовательских и проектных методов в образование быстро приводит к снижению уровня академической подготовки основной массы учащихся.


О плюсах и минусахРепродуктивные методы – наиболее экономичные способы передачи обобщённого и систематизированного опыта; использование исследовательских методов

Слайд 6Детские исследования и социально значимые задачи
Стремление непременно приобщать детей к решению

социально значимых задач - угроза успешному решению задач исследовательского обучения.

Главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании – развивать природную потребность ребёнка в познании, совершенствовать его исследовательские способности.


Детские исследования и социально значимые задачиСтремление непременно приобщать детей к решению социально значимых задач - угроза успешному

Слайд 7Исследование и реферирование
Исследование - научное сочинение, в котором исследуется какой-л. вопрос.

Реферат

- краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада.


Исследование и реферированиеИсследование - научное сочинение, в котором исследуется какой-л. вопрос.Реферат - краткое изложение основных положений книги,

Слайд 8Штампы и повторы
«Беспроигрышные темы»:
Пейзаж в творчестве мастеров слова

и кисти.
Сны: невозможное возможно.
Тема семьи в русской литературе второй половины XIX века.
«Она не погибнет, Россия!» История, философия, литература о войне.


Штампы и повторы  «Беспроигрышные темы»: Пейзаж в творчестве мастеров слова и кисти.Сны: невозможное возможно.Тема семьи в

Слайд 9Научная ценность
Ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого.

Учащиеся

постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений.

Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения.


Научная ценностьУченическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого. Учащиеся постигают истину не как готовый результат,

Слайд 10Мотивация
Прежде чем дать задание ученику, нужно выяснить его интересы, склонности, способности.

Эти интересы следует учитывать при выборе темы УИР.
Можно сделать акцент на том, что участие в УИР пригодится в дальнейшей жизни учащегося, уже за пределами школы.
Подросткам, свойственно стремление выделяться, быть не похожим на большинство. Участие в УИР позволит ученику ощутить свое особенное положение.
В УИР можно внести соревновательный или конкурсный аспект.


МотивацияПрежде чем дать задание ученику, нужно выяснить его интересы, склонности, способности. Эти интересы следует учитывать при выборе

Слайд 11Выбор темы
Классические для литературоведения темы имеют своим результатом реферат:
Функции пейзажа в

романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Родословное древо И.С.Тургенева
Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина

Непосильны для ученика темы, которые предполагают основательные теоретические познания в предмете исследования («Эстетика барокко в сборнике Н.В.Гоголя «Арабески»).

Предпочтительны темы, ориентирующие исследователя на глубокую, основательную работу с художественным текстом, письмами, мемуарами:
Символика цвета в произведениях Гаршина.
Цветовая гамма в произведениях М.Ю.Лермонтова.
Образ Луны в произведениях И.Бунина.


Выбор темыКлассические для литературоведения темы имеют своим результатом реферат:Функции пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»Родословное древо

Слайд 12Организация исследовательской деятельности на уроках литературы
Азы учебного исследования
Учебное исследование как

игра
Литературное исследование и литературное творчество
Проблема художественной правды в учебном исследовании.
Проблема личности писателя в исследовательской работе
Жизнь литературного произведения в общественном сознании как проблема учебного исследования
Организация исследовательской деятельности на уроках литературыАзы учебного исследования Учебное исследование как игра Литературное исследование и литературное творчество

Слайд 13Азы учебного исследования
Собирание фольклора в 5 классе

«Сходство и отличия народной и

литературной сказки» (например, можно сопоставить «Сказку о мёртвой царевне» А.С.Пушкина с фольклорным источником)
Азы учебного исследованияСобирание фольклора в 5 классе«Сходство и отличия народной и литературной сказки» (например, можно сопоставить «Сказку

Слайд 14Учебное исследование как игра
Игра в имена (обращаем внимание на детали):

как учителя называли между собой Митрашу? Почему? Как звали Травку до того, как она стала Травкой? Что такое елань? И почему она слепая?

Игра «По следам героев» (кого в сказке-были нет, и кто в ней тем не менее присутствует): кто больше найдёт сведений о родителях ребят?

Игра «Знатоки леса»: какие деревья селятся на краю болота? Как возникает болото и почему оно так называется? Каких зверей и птиц мы встречаем на страницах сказки-были?
Учебное исследование как игра Игра в имена (обращаем внимание на детали): как учителя называли между собой Митрашу?

Слайд 15Литературное исследование и литературное творчество
5 класс: знакомство с волшебной сказкой –

сочинение сказки
Художественное домысливание: как Настя отдавала собранную клюкву в детский дом («Кладовая солнца»)
Исследование в ходе изучения теоретико-литературных понятий:
? Почему нельзя переставить слова:
Ясной улыбкой природа
Сквозь сон встречает утро года…
Литературное исследование и литературное творчество5 класс: знакомство с волшебной сказкой – сочинение сказки Художественное домысливание: как Настя

Слайд 16Проблема художественной правды в учебном исследовании.
Круг вопросов для комментаторов:
хронология (датировка

событий крестьянской войны под руководством Пугачёва, события жизни Пушкина и история России в период создания повести),
исторические имена, упоминаемые в «Капитанской дочке» (граф Миних, А.П.Сумароков, В.К.Тредиаковский, Гришка Отрепьев и др),
словарь (пояснения к устаревшим словам)
география (места, изображённые в повести: Симбирск, Казань, оренбургские степи, средства передвижения и тд)
фольклорные источники, использованные в повести (песни, сказки, пословицы, поговорки).
Проблема художественной правды в учебном исследовании.Круг вопросов для комментаторов: хронология (датировка событий крестьянской войны под руководством Пугачёва,

Слайд 17Проблема художественной правды в учебном исследовании.
Темы для докладов выбираются такие, чтобы

раскрыть на наиболее ярких примерах суть работы Пушкина над жизненным материалом:
Внешность Емельяна Пугачёва и его портрет в пушкинской повести
Как Пушкин передал речь Пугачёва
Судьба Афанасия Соколова и образ Хлопуши в повести
Екатерина II на портрете В.Л.Боровиковского и на страницах «Капитанской дочки»
Проблема художественной правды в учебном исследовании.	Темы для докладов выбираются такие, чтобы раскрыть на наиболее ярких примерах суть

Слайд 18
«Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное,

выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»... «Все в неизвестной даме привлекало сердце и внушало доверенность... Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, и Марья Ивановна... испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному»...
«Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые

Слайд 19Проблема личности писателя в исследовательской работе
Задача: через литературное произведение

посмотреть на тот край, что взрастил писателя, стал почвой его художественного мира.
Проблема личности писателя в исследовательской работе  Задача: через литературное произведение посмотреть на тот край, что взрастил

Слайд 20Жизнь литературного произведения в общественном сознании как проблема учебного исследования

Задача: увидеть

«Слово о полку Игореве» как произведение художественное, и потому – живое, как начало славных традиций нашей литературы.
Карта Руси XII века
Современная карта похода
Вооружение русских и половецких воинов
Чтецы древнерусского текста


Жизнь литературного произведения в общественном сознании как проблема учебного исследованияЗадача: увидеть «Слово о полку Игореве» как произведение

Слайд 21Организация исследовательской деятельности во внеурочное время
Интегративные образовательные экспедиции

Организация исследовательской деятельности во внеурочное времяИнтегративные образовательные экспедиции

Слайд 22Исследовательская деятельность и метод проектов


Проектирование

и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Исследовательская деятельность и метод проектов     Проектирование и исследование — изначально принципиально разные по

Слайд 23Основные различия в приобретаемых навыках как результата выполнения творческих работ разного

типа
Основные различия в приобретаемых навыках как результата выполнения творческих работ разного типа

Слайд 24
Каждый из нас есть то, что он читает; и каждый

человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного

Иван Александрович Ильин
"Поющее сердце"
Каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть