Презентация, доклад на тему Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н.Толстого Детство. Отрочество.Юность

ЦЕЛЬ:составить лексикографический портрет стыда соотнести его с художественным портретом стыда, представленным на страницах трилогии Л.Н. ТолстогоЗАДАЧИ: дать определение эмоциональному психическому состоянию стыда, проследить особенности его языкового выраженияв трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».  

Слайд 1Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Льва

Николаевича Толстого “Детство. Отрочество. Юность”(1973 г.)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 285 имени В.А. Молодцова»
ШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выполнила: ученица 10 класса “Г”
ГБОУ Школа № 285 ШО-1
Закусило Наталья
Научный руководитель: Дегтярева Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы.


Москва, 2017 год

Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Льва Николаевича Толстого “Детство. Отрочество. Юность”(1973 г.)Государственное

Слайд 2ЦЕЛЬ:

составить лексикографический портрет стыда
соотнести его с художественным портретом стыда,

представленным на страницах трилогии Л.Н. Толстого

ЗАДАЧИ:

дать определение эмоциональному психическому состоянию стыда,

проследить особенности его языкового выражения
в трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
 
ЦЕЛЬ:составить лексикографический портрет стыда соотнести его с художественным портретом стыда, представленным на страницах трилогии Л.Н. ТолстогоЗАДАЧИ: дать

Слайд 3Что есть стыд?

Мы рассмотрели определения слова стыд в

Психологическом словаре,
в Словаре

русского языка С. И. Ожегова,
в Толковом словаре русского языка Ушаковой

и вот, что мы узнали:
Что есть стыд?Мы рассмотрели определения слова стыд в Психологическом словаре,в Словаре русского языка С. И. Ожегова, в

Слайд 4

1.чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка;
2. позор, бесчестье;
3. то

же, что срам
(Толковый словарь Ушаковой)

Что есть стыд?
1. Стыд – эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали.

2. Стыд – полностью социально обусловленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя, конкретной культуры (Психологический словарь)

___________________________________________________________________________________
“Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины.
2. «Чувство моральной ответственности за своё поведение»
(Толковый словарь С. И. Ожегова)
___________________________________________________________________________________



1.чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка; 2. позор, бесчестье;3. то же, что срам

Слайд 5Мы проследили, как часто слово стыд и однокоренные слова
встречаются на

страницах трилогии и выяснили следующее:

Мы проследили, как часто слово стыд и однокоренные слова встречаются на страницах трилогии и выяснили следующее:

Слайд 6Как видим, Л.Н.Толстой уделяет большое внимание проявлению этого чувства у действующих

лиц и главного героя –Николеньки Иртеньевна. Возникает вопрос, почему и за что стыдно его героям?

Анализируя произведение, выделяем несколько микротем:

неоправдание ожиданий отца и собственных ожиданий
(эпизод танца на первом балу и провал экзамена в университете);
собственные неискренние переживания (эпизод похорон матери, эпизод исповеди);
недостатки внешности (как собственной, так и окружающих);
бедность окружающих;
состоятельность семьи героя;
проявление чувства любви, как собственной, так и окружения;
ложь;
подражание окружающим и неуверенность в обществе.
 
Как видим, Л.Н.Толстой уделяет большое внимание проявлению этого чувства у действующих лиц и главного героя –Николеньки Иртеньевна.

Слайд 7Сравниваем психологическую статью и трилогию Л.Н. Толстого и видим, что:
1. Стыд

может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (стыд за другого.)
“Только тогда я решился отойти от стола, и мне стало стыдно за то, что я своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в униженных мольбах Иконина.”(Л. Н. Толстой. “Юность. Глава XLV, Я проваливаюсь”.)
2. Фокусируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах, стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности
“Поэтому открытия, почти нечаянно сделанные мною в портфеле папа, не оставили во мне никакого ясного понятия, исключая темного сознания, что я поступил нехорошо. Мне было стыдно и неловко.” (Л. Н. Толстой. “Отрочество. Глава XII ключик).
3. Различные люди имеют различные пороги стыда, обусловленные ценностными ориентациями, направленностью каждой личности и связанной с этими особенностями чувствительностью к оценкам окружающих людей
“Меня не наказывали, и никто даже не напоминал мне о том, что со мной случилось; но я не мог забыть всего, что испытывал: отчаяния, стыда, страха и ненависти в эти два дня..” (Л. Н. Толстой. “Отрочество. Глава XVII, Ненависть”).

Сравниваем психологическую статью и трилогию Л.Н. Толстого и видим, что:1. Стыд может быть связан с поведением или

Слайд 84. Повышая чувствительность субъекта к оценкам окружающих людей, стыд участвует в

регуляции общения:
“..отвечал Нехлюдов, задетый за живое.- Напротив. я стыдлив оттого, что у меня слишком мало amour propre; мне все кажется, напротив, что со мной неприятно, скучно.. от этого.. (Л. Н. Толстой. “Отрочество. Глава XXVI. Рассуждения”).
5. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя:
“Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением моей уродливости”.( Л. Н. Толстой. “Отрочество Глава VI, Маша”.)





4. Повышая чувствительность субъекта к оценкам окружающих людей, стыд участвует в регуляции общения: “..отвечал Нехлюдов, задетый за

Слайд 11Чтобы понять, что такое “стыд”, мы проанализировали трилогию
Л. Толстого “Детство.

Отрочество. Юность”.
Мы поняли:
Стыд необходим психике — для поддержки и защиты, вот почему подчас справиться с ним бывает непросто.
Стыд может выражаться по-разному: лексичеки, эмоцианально, невербально.
Способность отдельного , каждого существа к движению, развитию открывает путь к нравственному росту.
Самые важные изменения происходят в душе и от них могут произойти изменения в мире.
«Люди как реки» - знаменитый афоризм из «Воскресения».
В человеке есть все, это текучее вещество. Это суждение легло в основу трилогии. 
Стыд будет всегда являться важной эмоцией, которая будет способствовать углублению самопознания человека.



Вывод

Чтобы понять, что такое “стыд”, мы проанализировали трилогию Л. Толстого “Детство. Отрочество. Юность”. Мы поняли:Стыд необходим психике

Слайд 12Не стыдно и не вредно не знать Всего знать никто не

может , а стыдно и вредно притворяться , что знаешь, чего не знаешь .
Л. Н. Толстой

Не стыдно и не вредно не знать Всего знать никто не может , а стыдно и вредно

Слайд 131. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н.

Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М. : Рус. яз., 1986. – 797 с.
2. Стыд // Психологический словарь. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=957 (дата обращения: 20.11.2013).
3. Толковый словарь русского языка / гл. ред. Д. Н. Ушаков. Т. 3. – М. : Наука, 1939. – 734 с.
4. Эмоциональные состояния // Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/21234 (дата обращения: 17.11.2013).


Библиографический список.


1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть