Слайд 1Образ Огня
в народных преданиях
и литературных произведениях.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Авторы проекта учащиеся 7-б класса:
Байракова Татьяна, Бровченко Ирина.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Кардаш Ирина Владимировна.
Слайд 2Цель проекта :
Используя энциклопедические словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать
разнообразную информацию об использовании образа огня в народных преданиях и литературных произведениях.
Задачи проекта:
проанализировать стихию огня в языческой и христианской культуре славян.
изучить использование данной стихии в фольклоре разных народов: фразеологизмах, пословицах, поговорках, мифах.
рассмотреть символическое значение данного слова.
рассказать об использовании данного образа в произведениях живописи, музыки, кинофильмах.
изучить использование образа огня в народных и литературных произведениях.
Слайд 3Основополагающий вопрос:
Какую роль выполняет образ огня в народных преданиях и литературных
произведениях?
Слайд 4Проблемные вопросы:
Какие предания связаны со стихией огня в языческой и христианской
культуре славян?
Как используется стихия огня в фольклоре разных народов: фразеологизмах, пословицах, поговорках, мифах?
В чем символическое значение данного образа?
В каких произведениях искусства используется образ огня?
Используется ли этот образ в произведениях русских писателей и поэтов разных времен?
Слайд 5Этапы работы над проектом
Оглавление.
1. Введение.
2. Стихия огня и ее функции.
3. Стихия
огня как посредник.
4. Огонь в представлениях и обрядах славян.
5. Огонь в фольклоре разных народов.
6. Образ огня в русской литературе.
6.1 Образ огня в произведениях русских поэтов .
6.2 Стихия огня в музыке и живописи.
6.3. Образ огня в повести «Тарас Бульба».
6.4. Образ огня в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
7. Заключение.
8. Библиографический список.
9. Приложение.
Слайд 6При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: образ огня образует символический план
целого произведения.
Для достижения цели служит постановка следующих задач:
1. Собрать материал о представлениях об огне в разных культурных традициях;
2. Изучить и проанализировать собранный материал;
3. Раскрыть художественную символику огня в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;
4. Выявить стилевые проявления огня в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»;
5. Доказать или опровергнуть рабочую гипотезу.
Объектом исследования явились языческие и христианские обряды славян, фольклорные произведения, стихотворения русских поэтов, повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
Предметом исследования в работе выступают обряды, фольклор, каждая повесть в отдельности.
Слайд 7В результате работы над проектом обучающиеся овладеют:
• повышенным интересом к
литературе;
• умением анализировать, сопоставлять материал;
• умением использовать полученные сведения для устных публичных выступлений;
• умением находить и работать с дополнительной информацией;
• необходимыми знаниями для устных выступлений и написания сочинений по литературе.
Слайд 8Введение
Материалом для данной исследовательской работы послужили народные предания славян, стихотворения русских
поэтов, художественные тексты Н.В. Гоголя и В.Г. Распутина, а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.
Слайд 9Стихия огня и ее функции.
Древние славяне считали огонь и солнце родственно
связанными – через отцовско сыновние отношения Сварога и Даждь бога, божеств огня и солнца. С другой стороны, стихия огня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть.
Слайд 10Стихия огня как посредник
Обряды,связанные с огнём в XIX – начале XX
века бытовали также кое-где на Русском Севере и у других славянских народов.
Таким образом, согласно сознанию наших предков, место огня было между двумя мирами.
Слайд 11Стихия огня в обрядах славян.
Разжигание огня сопровождали крестным знамением, направленным на
устье печи, и молитвой или заговором: «Встань ,царь -огонь! Царю -огню не иметь воли в моем доме, а иметь волю в одной вольной печи».
Слайд 12Славяне ни в коем случае не зажигали огонь в доме и
даже не готовили еду в печи в Благовещенье – день, когда «просыпалась» и «открывалась» земля. Это также один из дней в году, когда, по народным поверьям, на восходе «играет» солнце, то есть переливается разными цветами. Чтобы не обидеть праздник, в который к тому же было запрещено работать, избы оставляли без освещения.
Слайд 13В заговорах-присушках восточных и южных славян любовь насылается в Сердце как
огонь, отчего Сердце должно гореть, таять или кипеть, например: «Как горит щепка в огне, так бы горело сердце по мне »; «Коль жарко в сем горне золотом уголью дубовому, толь бы жарко таяло сердце у... рабы (имя) по мне, рабы (имя)» (Олонецкая губ., XVII в.); «... так бы обо мне - муже - у красной девицы серцо кипело кровью горечей...» (Пермская губ., нач. XX в.). В заговорах на охлаждение влюбленных, наоборот, ледяной царь студит Сердце. В вятской присушке девушка насылает на мужчину тоску, а потом запирает его сердце 12-ю ключами и замками: «Заперла его сердце, а ключи взяла к себе».
Слайд 15Прометей.
Прометеев огонь.
Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия.
Слайд 16 Для анализа образа огня в произведениях русских поэтов нами
были отобраны поэзия Ф.И. Тютчева и произведения символистов (А. Белый, К. Бальмонт), которые творили практически на рубеже веков.
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Слайд 17Образ огня в стихотворениях К. Бальмонта «Огонь». «Жар-Птица»,
«Гимн огню»
Огонь очистительный,
Огонь
роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой!
Огнепоклонником судьба мне быть велела,
Мечте молитвенной ни в чем преграды нет.
Единым пламенем горят душа и тело,
Глядим в бездонность мы в узорностях предела,
На вечный праздник снов зовет безбрежный свет.
Слайд 18Образ-символ в поэзии А. Белого, А. Блока.
В
венце огня над царством скуки,
Над временем вознесены -
застывший маг, сложивший руки,
пророк безвременной весны.
Слайд 19Свет, свечи… А это что за символ?
Свеча — вечный спутник
человека на дороге жизни. Тропинка, выложенная горящими свечами, была символом пути, на котором человек не одинок: идущие впереди оставляли зажженные огоньки тем, кто идет следом.
Свет во тьме светит, и тьма не объяла его...
Слайд 20Образ свечи в стихотворении Б. Пастернака «Свеча».
Свеча – символ надежды, тихого
счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже ...жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Позднее нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как Аллы Пугачёвой и Ирины Сказиной.
Слайд 21
Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915)
При жизни Скрябину не удалось реализовать световой
проект,
в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и
формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру».
Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся
абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям.
Слайд 22Константин Юон. "Новая планета" 1921
Слайд 25 Образ огня в русской литературе.
Образ огня в повести «Тарас
Бульба»
В «Тарасе Бульбе» ,по выражению М.Ю. Лотмана, пространство носит принципиально безграничный характер. Запорожская сечь - фокус пространственной конструкции повести - не имеет закрепленного места, там также нет постоянных жилищ, заборов. Теперь, учитывая присущие повестям стихии, можно заметить, что в «Тарасе Бульбе» огонь нуждается в открытом пространстве, в месте, где нет границ и правил. В то же время огонь без воздуха существовать не может, поэтому в цикле повести даются Гоголем в паре. На первом уровне огонь выполняет наряду с другими стихиями циклообразующую функцию.
Слайд 26 Картина сожжения напоминает своеобразное жертвоприношение огненной стихии: «Не одни белоснежные
руки подымались из огнистого пламени к небесам…жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя».
Создается впечатление, что стихия огня управляет, играет жизнями героев, полностью подчиняет себе ход действия, способна убить или помиловать.
Слайд 27Образ огня в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Уходит Матёра. Уходит
и душа этого мира. Остров, имя которого срослось с землёй, должен уйти под воду. А это смерть, перед лицом которой раскрывается человек, его истинная суть.
Многое повидала на своём веку деревня за три с половиной сотни лет, знала и наводнения, когда пол- острова уходило под воду. Но такое было впервые.
С окончанием строительства плотины для электростанции вода осенью поднимется, а перед этим деревню пустят под огонь, остров очистят. Все знали об этом. Знать – одно, а поверить – другое.
Слайд 28В повести огонь - это и символ души, гнева, любви к
родной земле. Кроме этого огонь представлен В.Г. Распутиным как средство обновления окружающего мира.
Слайд 29Заключение.
Все представления о стихии огня легли в основу мощного эпического
повествования анализируемых нами произведений. Эти традиции настолько переплетены, что стихия огня представляется нам совершенным, универсальным образом человеческого существования. Простота образа бесконечно усложняется обилием художественных средств.
Слайд 30Библиографический список.
1.
Белый А. Мастерство Гоголя / А. Белый; М.-Л.,1994г.- 324с.
2.
Вайскопф. М.
Ю. Сюжет Гоголя. Мифология. Идеология. М.: Радикс, 1993.
3.
Гоголь Н.В. Повести. Рассказы. М.: Художественная литература, 1984.
4.
Ермина Л.И. О языке художественной прозы Н. В. Гоголя. М.: Слово, 1987.
5.
Забылин М.С. Русский народ. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.
6.
Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе. М.: Просвещение, 1988.
7.
Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1985.
8.
Осипенко В.Г., Козлова А.В. Художественные функции мотива огня в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Томск: 2004.
9.
Распутин В.Г. Повести. М.: Просвещение, 1992.
Интернет-ресурсы.
paranormal-blog.ru
• http://ozhegov-online.ru
• http://ru.wikipedia.org/
• http://slovari.bibliofond.ru/Ogegov_word/ворон/
Слайд 31Практическая значимость
1. С результатами работы мы выступили перед
учениками 7-б класса нашей
школы;
2. Выступили на школьной научно-исследовательской конференции 2 апреля 2016года;
3. Материал работы и презентация размещены на сайте нашей школы.
Материал работы и презентация могут быть использованы учителями литературы на уроках и факультативных занятиях в 6-8 классах