Слайд 1Помещик Манилов из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Работу выполнила ученица 9 «В»
класса Малинкина Инна
Слайд 2Немного о поэме «Мёртвые души»
Первый том поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» был
издан в 1842. Произведение было задумано как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения – духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.
Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.
Слайд 4Кто же такой Манилов?
С этим героем мы впервые встречаемся в 1
главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Далее знакомство читателя с этим второстепенным персонажем происходит во второй главе. Манилов в данной поэме является помещиком, некогда служившем в армии
Слайд 5Немного о внешнем строении дома
Слайд 6Деревня Маниловка находилась в 30 верстах и немногих могла заманить своим
местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые Чичиков, неизвестно по каким причинам, в ту же минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдерганными, как старые рогожки.
Слайд 7Немного о внутреннем строении дома
Слайд 8В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой
странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. Кабинет был, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку.
Слайд 10Манилов плохо следили за своим имением. Хозяйством нельзя сказать чтобы он
занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал он обыкновенно, куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «Да, именно недурно», — повторял он. Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», — «Ступай», — говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. Можно сказать, что в имении Манилова преобладали в основном тусклые и серые цвета, в доказательства это можно сказать, что в его хозяйстве не было дисциплины, поместье было запущено, а крестьяне не уважали своего господина. Можно сказать, что он был новичком в этом деле, так как он даже не знал сколько крестьян у него умерло.
Слайд 11Что можно сказать о его внешности?
Слайд 12Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как
сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.
Слайд 13Положительные черты характера
Манилов был человеком неплохим, по натуре спокойный и неконфликтный.
Его можно назвать гостеприимным и добродушным. Он был настолько безобидным, что, кажется, даже муху обидеть не смог бы. Также он был хорошим семьянином. Манилов – обходительный и учтивый человек. Он умел произвести на окружающих хорошее впечатление. В связи с этим его бывшие сослуживцы ошибочно считали, что этот человек скромный, деликатный и образованный.
Слайд 14Отрицательные черты характера
Манилов – бесполезный помещик. Автор про него писал, что
есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. С ним скучно беседовать и дискуссировать на различные темы, так как в первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. У каждого человека есть свои интересы и хобби, но Манилов был пустым человеком, поэтому у него даже не было своего задора. Также про него можно сказать, что она был непостоянным и неусидчивы человеком, потому что он никак не мог дочитать книжку, которая лежала у него в кабинете. Этот человек был слишком молчаливым, от него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно.
Слайд 15Он умел всем угождать и подстраиваться под окружающих, а также был
хитрым, лицемерным, легкомысленным и неорганизованным человеком. Он был непрактичным и не умел следить за хозяйство. В доказательство этому служит то, что он отдал мёртвые души бесплатно, не понимая, что мог получить за это выгоду. Он вежливо относится к окружающим, но, на самом деле, не имеет тех знаний, которые делают его образованным. Этого человека легко обмануть. Манилов очень наивен, однако вызывает недоверие, ведь из-за своей недалёкости он сможет совершить непредсказуемую глупость.
Слайд 16Семья Манилова
Жена Лизанька
Старший сын Фемистоклюс
Младший сын Алкид
Слайд 19Это женщина весьма образована, хорошо воспитана и гостеприимна. По характеру сильно
отличается от своего мужа. Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки ее что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками. они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек. Словом, они были, то что говорится, счастливы.
Слайд 20Старший сын Фемистоклюс
и Младший сын Алкид
Два мальчика, сыновья Манилова, которые были
в тех летах, когда сажают уже детей за стол, но еще на высоких стульях. У них был учитель, очень вежливый и улыбчивый человек. Старшему сыну было 8 лет, а младшему – 6 лет. Возможно, что Манилов дал свои детям необычные имена специально, что выделится в толпе людей. Ребята получили не очень хорошее воспитание, так как ими никто хорошо обучением не занимался, поскольку их отец был сам человеком необразованным. В доказательство этому можно сказать, что они даже за столом не умели себя правильно вести.
Слайд 22Мечты и Цели
Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд,
говорил Манилов о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. Это и была его мечта, однако это были пусты слова. Этот человек никогда не сможет воодушевить свои цели в жизнь, так как у него нет силы воли. Манилов слабый духом, поэтому желает жить на всё готовом.
Слайд 23Вывод
Этот персонаж производит на меня не очень хорошее впечатление, потому что
Манилов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» является пустым и ничтожным героем. Даже автор не даёт ему имени, в отличие от других персонажей, давая понять типичность, обобщённость и полную безличность его образа. В нём нет ничего отрицательного, но и ничего положительного тоже нет. Он пустое место, ничто. В связи с этим Манилов не может рассчитывать на преображение и возрождение, поскольку в нём нечему возрождаться. Мир этого человека – мир мёртвой идиллии, путь к смерти. Недаром путь в Маниловку изображён, как путь в никуда. Образ Манилова олицетворяет общее человеческое явление – склонность к созданию химер и псевдо философствование.