Слайд 1«Мудрость русских и татарских народных сказок глазами детей»
Юнусов Муса
МБОУ СОШ
№ 24, 3 В класс
Научный руководитель : Степанова А.А., учитель начальных классов 1кв.категории.
Слайд 2У каждого народа есть свои сказки. Они, в устной или письменной
форме, передаются из поколения в поколение и являются бесценным жизненным опытом народной мудрости, юмора. Со сказки и с колыбельной начинается жизнь человека. Сказка – это рассказ о самых невероятных, фантастических событиях, но имеющих глубокий поучительный жизненный смысл. Сказки очень добры, поэтичны, поучительны. Жизнь без сказок трудно представить. Они рассказывают о добрых и злых поступках, развивают фантазию и воображение, учат нас быть сильными, верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит.
Слайд 3 Я выбрал эту тему для своей работы, так как она
очень актуальная. Сказки в жизни детей становятся редкостью, мало кто их читает.
Очень богато сказочное творчество русского и татарского народов. Поэтому цель моей работы - сравнение русских народных и татарских сказок, раскрытие тех общих идей, мотивов, сюжетов, образов, которые в них прослеживаются.
Слайд 4Объект исследования: Журавль и лиса, Торна белэн Толке.
Морозко ,Уги кыз.
Иван –Царевич
и серый волк ,Ак Буре
Методы исследования: работа с различными информационными источниками ( сказками) анализ и обобщение информации.
Слайд 5Я поставил перед собой ряд задач:
1.Определить жанр сказки, ее особенности;
2.Раскрыть причины
общности идей, мотивов, сюжетов, образов в сказках;
3. Рассмотреть и сравнить русские и татарские волшебные сказки.
Объект исследования:
Журавль и лиса, Торна белэн Толке.
Морозко, Ике кыз.
Иван –Царевич и серый волк, Ак Буре.
Слайд 6
Принято выделять сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.
В сказках нашли
отражение животный и растительный мир, приметы и поверья той страны, где эти сказки появились. В сказках мы найдем предметы национального быта, одежды, обнаружим обычаи народа.
Например, читая сказки русского народа, можно заметить, что они перекликаются со сказками татарского народа. С одной стороны, это не удивительно – ведь русские и татары живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга.
Слайд 7. Так родилась тема исследования, и целью работы стал сравнительный анализ
героев сказок русских и татар, чтобы, установить сходства и различия между этими сказками.
Я взял три народные сказки:
« Журавль и лиса»
«Морозко»
« Иван царевич и серый волк»
И сравнил с народными татарскими сказками
1.Торна белән төлке.
2.Ике кыз.
3.Ак буре.
Слайд 81.Сказка « Лиса и журавль»
Смысл сказки в жадности людей. Пригласила Лиса
в гости Журавля, и наложила она ему еду в мелкое блюдо. Ходил Журавль вокруг блюда, пытался поесть, но длинным клювом с блюда еду не возьмешь, так и остался голодным. А хитрая Лиса говорит, теперь ты меня в гости пригласи. Журавль пригласил и наложил ей еду в кувшин, сам то длинным клювом достает, а Лиса никак. Ходила вокруг, нюхала, а поесть не смогла. Мораль - как аукнется, так и откликнется. Эта сказка учит доброте, гостеприимству.
Слайд 9Если мы прочтем сказку «Торна белән Төлке», то увидим схожую главную
мысль, эта сказка наставляет учитывать особенности, вкусы твоего гостя, показывает, что любого можно поставить на место его же методами. Если сам не выполнишь просьбу брата, то и он в другой раз тебе откажет. Если сам одолжишь приятелю, то и он согласиться дать тебе в долг. Если сам хамишь родителям, то и твои дети, повзрослев, будут грубить тебе.
Слайд 10Сказка «Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности.
В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.
Падчерица принимается за любую работу, не перечит мачехе, не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу.
Слайд 11Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми
подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”. Трагическим финалом народная сказка “Морозко” показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается юным читателем как торжество справедливости.
Слайд 12Если мы прочтем народную татарскую сказку «ике кыз», то увидим, что
в ней рассказывается также о доброй трудолюбивой падчерице, которую злая мачеха отправила в лес на погибель. В отличие от русской сказки, она встречает лесных зверей, Зайца, Лису, Волка и Медведя. Порядочная, милосердная девочка поступает как велит ей ее доброе сердце, она готова поделиться со зверями последним куском хлеба! И в результате она возвращается домой с несметными богатствами, а также к ней сватается очень отважный и красивый парень. Для падчерицы все закончилось очень хорошо, а вот мачеха и ее глупая и жадная дочь стали посмешищем. Доброе сердце всегда услышит голос истины и обретет счастье, говорится в сказке.
Слайд 13 Следующая Сказка « Иван царевич и серый волк» показывает нам отношение сыновей
к отцу с почтением, уважением и любовью. В обращении к нему они использовали такие слова как: родимый батюшка, дорогой батюшка. Также мы видим соперничество между братьями, которые хотят заполучить от царя батюшки право на царство.
В этой сказке волк изображен положительным героем, а братья царевича оказались отрицательными персонажами. Так как они предали своего младшего брата из-за зависти, что у него все получилась. Им не хотелось оказаться перед глазами отца неудачниками и потерять царство.
Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался серого волка, и дважды его хватала стража. Сказка учит нас, что долг платежом красен. Серый волк сполна отплатил Ивану за погубленного коня. И нового коня помог добыть, и красавицу-жену приобрести и Жар-птицу для отца, царя Берендея.
Слайд 14В татарской сказке «Ак буре» как и в сказке «Иван царевич
и серый волк» - доброта сильнее силы, умнее хитрости, выше гордыни, могущественнее коварства. Старшие сыновья падишаха поклялись разыскать свою матушку, которую унес очень страшный Див. Но они не послушались Белого Волка. И на поиски пошел младший брат, который оказался более воспитанным, мудрым, умеющим усмирять гордыню. И он добился своего, отыскал мать, оживил окаменевших братьев, победил Дива и нашел себе невесту. Эти две волшебные сказки, различаются только главными героями, но несут один смысл.
Слайд 15Сказка - один из основных жанров устного народного творчества.
В русских
и татарских сказках часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Это объясняется сходными условиями жизни русских и татар, проживающих в одном регионе. Это региональная общность. Иногда сюжеты сказок заимствуются одним народом у другого, творчески перерабатываются, вносятся новые элементы.
Мир сказки бесконечно разнообразен. Сказка в художественных образах выражает лучшие качества народа и тем самым воспитывает эти качества в тех, кто любит слушать или читать сказку. Она и по сегодняшний день покоряет художественностью своих образов, богатством вымысла и неистощимостью фантазии. Герои с нечистой силой на самом деле не такие уж злые и коварные, просто они требуют особого отношения к себе, ведь человек вторгается в их мир, а они только защищаются.
Заключение