Презентация, доклад на тему М.М. Пришвин. Кладовая солнца. 5 класс.

Содержание

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре станет известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в

Слайд 1
Михаил Михаилович Пришвин
«Кладовая солнца»

Михаил Михаилович Пришвин «Кладовая солнца»

Слайд 2
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у

него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре станет известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в “Азию”. Но именно после оскорбления Розанова Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — “с волчьим билетом”. Тогда Пришвину было шестнадцать лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который

Слайд 3
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику.

Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось двадцать лет.

В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в “школе пролетарских вождей”. В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а

Слайд 4
В двадцать семь лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в

Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Иенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физикохимика и философа В.Ф. Оствальда.

Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика — академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные статьи, например, на такую тему: «Как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

В двадцать семь лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет

Слайд 5
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое

призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье — в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. Тридцать восемь сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин

Слайд 6
Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал

общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.

Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны.

Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными

Слайд 7
1.В каком году была написана сказка-быль? 2. Кто такой

Антипыч? 3. Как в произведении называли волка? 4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. 5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. 6. Название болота, возле которого жили дети. 7. Имена главных героев. 8. Кто спас от смерти мальчика на болоте?
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? 10. Автор произведения.
1.В каком году была написана сказка-быль?  2. Кто такой Антипыч?  3. Как в

Слайд 8
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в

судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в

Слайд 9
— Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего

произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.

- Найдите в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.

-Почему мальчику дали такое прозвище?

“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.

— Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в

Слайд 10
— Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте

и Митраше .

Отношение автора к детям помогает понять сравнения и эпитеты, с помощью которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.

— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?

— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?

Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.

— Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше .Отношение автора к детям

Слайд 11
 Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш

взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

 О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?

Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

 Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их

Слайд 12
 В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит

в их жизнь?

Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?(прочитайте 2 абзаца со слов “Лет двести тому назад...”)

В этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?

Сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.

Какая главная проблема лежит в основе произведения?

Проблемы выбора своего пути.

 В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт

Слайд 13
Камень имеет своё имя — Лежачий камень. На нём не написано:

“Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — сам пропадёшь”. Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути.

Перескажите своими словами спор Насти и Митраши. Можно ли догадаться, на чьей стороне автор?

Симпатии автора на стороне брата. Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе своего пути, а не просто ходить и делать то, что все люди.

 Найдите и прочитайте описания солнца. Как изменяется солнце? В каком произведении мы сталкиваемся с подобным по характеру описанием?

Камень имеет своё имя — Лежачий камень. На нём не написано: “Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево

Слайд 14
Прочитайте описание природы после ссоры детей со слов “Тогда серая хмарь

плотно надвинулась...” до “...завыли, застонали”. Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории?


Прочитайте описание природы после ссоры детей со слов “Тогда серая хмарь плотно надвинулась...” до “...завыли, застонали”. Как,

Слайд 15
Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по

тонкой тропинке. Но он пока ещё был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: “И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погружённого в болото маленького человечка”. Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: “Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы”. Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти.

Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по тонкой тропинке. Но он пока ещё

Слайд 16
Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше?
Настя

пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

. Пришвин нам показал не только момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли. Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперёд по бездорожью, чтобы проложить путь будущим поколениям. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».

Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше?Настя пошла по протоптанной тропе, по которой

Слайд 17
Рассказ о сосне и ели, растущих вместе

Прочитайте отрывок из «Кладовой солнца»

со слов “Лет двести тому назад...” до слов “...а волк выл от неизбывной злобы к нему”.

 Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героя?

С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака — друг человека — и волк — враг человека. В этом лесу проявляются самые главные качества личности.

Рассказ о сосне и ели, растущих вместеПрочитайте отрывок из «Кладовой солнца» со слов “Лет двести тому назад...”

Слайд 18
Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова

“кладовая солнца”?

С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”.
“Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.

Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова “кладовая солнца”?С одной стороны, это сказочное

Слайд 19
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о

том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком,

Слайд 20
Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
 Первоначально «Кладовая

солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам? Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему,

Слайд 21
 Какой смысл вложил писатель в выражение “сказка-быль”?
“Сказка-быль” — это жанровое определение

произведения. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и в более широком смысле.

Расскажите о прежней жизни Травки и Антипыча и о жизни Травки без хозяина, о её противоборстве с волком.

Какой эпизод является решающим в этом произведении?

Прочитайте выразительно кульминационный эпизод, когда Травка вытаскивает нового Антипыча из Слепой елани.

 Какой смысл вложил писатель в выражение “сказка-быль”?“Сказка-быль” — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование, основанное

Слайд 22
Почему Травка пришла на помощь человеку? Почему она после смерти Антипыча

в каждом человеке пыталась увидеть своего хозяина?
Почему Травка пришла на помощь человеку? Почему она после смерти Антипыча в каждом человеке пыталась увидеть своего

Слайд 23
Как вы понимаете выражение: “Маленький человек остановил в себе большое сердце”?
Митраша

маленький по возрасту, но душа у него, как у взрослого сильного и душевного человека. О таких людях говорят, что у них большое сердце.

Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок... да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

Как вы понимаете выражение: “Маленький человек остановил в себе большое сердце”?Митраша маленький по возрасту, но душа у

Слайд 24
Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей

за любовь”?

Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.


Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему:
Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»?

Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?Любить по-настоящему может только тот

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть