Слайд 1М.В.Ломоносов
Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Цели:
ознакомить учащихся
с личностью и удивительной жизнью русского ученого М.Ломоносова;
рассмотреть основное содержание, особенности композиции и художественной особенности произведения;
обучить выразительному чтению;
развить умение находить в тексте юмористические моменты
Слайд 3 Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской
губернии в семье крестьянина. Отец его плавал на собственном рыбачьем судне по Белому морю и Северному Ледовитому океану и нередко брал с собой сына. Мальчик рано обучился грамоте, пристрастился к чтению.
В декабре 1730 года после неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как сыну крестьянина доступ был запрещен законом, Михаил, вероятно, без ведомо отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. К этому времени относятся его первые стихотворные опыты. Ломоносов уверенно и быстро обогнал большинство своих соучеников. В 1735 году он в числе лучших был послан сначала в Петербургскую академию наук, а год спустя – в Германию для изучения горного дела. Здесь приобрел обширные знания в области химии, физики, механики, геологии, хорошо изучил немецкий, французский и английские языки.
Слайд 4 Вернувшись в Россию Ломоносов напряженно работал как ученый. В
1745 году стал профессором химии. Одно за другим следовали его открытия в различных научных областях: химии, физике, геологии, метеорологии, астрономии, лингвистике и истории. Он впервые ввел в русский язык слова: термометр, поршень, упругость, атмосфера, барометр, манометр и другие, создал научно-исследовательскую лабораторию, явился первооткрывателем ряда важных законов и явлений.
Один из физических законов ( сохранение массы и движения ) назван «законом Ломоносова». Ломоносов стремился проникнуть в тайны языка. Ему принадлежат труды по красноречию. Усиленно и плодотворно продолжал заниматься литературным творчеством: писал басни, оды, шуточные стихотворения. Одним из важнейших для России деяний М.В.Ломоносова было основание по его инициативе в 1755 году Московского университета, который сейчас носит его имя.
Слайд 5 «Все испытал и все проник» – эти слова принадлежат
А.С.Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это Пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мыслей.
Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния. Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.
Он первый в мире географ-полярник.
Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.
Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка.
Слайд 6Ушел из жизни М.В.Ломоносов в 1765 году. Погребен на кладбище Александра-Невской
лавры. Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».
Слайд 7Чтение стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
Случились вместе – встретились
Спорили
в жару – вели жаркий спор, громкий и серьезный
Круг солнца ходит – вокруг солнца ходит
Как ты о сем сомньение рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Такова ( прилагательное ) – такого
Жаркова – жаркого ( жаркое – жареное кушанье, обычно мясное, ) здесь: сковорода
Очаг - место, где разводят огонь, для приготовления пищи.
Слайд 8 Николай Коперник ( 1473 – 1543 ) польский астроном,
создал гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении земли.
Объяснил видимые движения небесных светил, вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» ( 1543г. ).
Слайд 9 Точная дата жизни астронома Птолемея неизвестна. Он родился около
100 г. От Рождества Христова, умер около 160 года нашей эры. Он работал всю жизнь в Александрии.
Птолемей является автором работы о развитии античной небесной механики – «Альмагест». Его собрание астрономических знаний стало основой многих последующих исследований.
Ученый оставил немалый след и в других областях наук, например, в математике, оптике и географии. Но в астрономии ему не было равных на протяжении целого тысячелетия.
Слайд 10Когда жили Коперник и Птолемей?
Могли ли реально они встретиться друг
с другом?
Почему в стихотворении Ломоносова они встречаются?
Чем противоположны взгляды ученых?
Коперник – планеты и Земля вращаются вокруг Солнца. Птолемей – планеты и Солнце вращаются вокруг Земли.
А как на самом деле?
К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
Как повар разрешает этот спор?
Слайд 11Вывод:
М.В.Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что
внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.
Слайд 12Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»