Презентация, доклад на тему Методы и приемы смыслового чтения

Содержание

Введение. Установленные новым Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий,

Слайд 1МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Саввинова О. И.
учитель русского языка
и литературы
МБОУ

УСОШ



2018 г.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ Саввинова О. И.учитель русского языка и литературыМБОУ УСОШ2018 г.

Слайд 2Введение.
Установленные новым Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают

необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Введение.	Установленные новым Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на

Слайд 3Смысловое чтение
– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового

содержания текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения –

Слайд 4Важные задачи ряда школьных предметов:
научить современных школьников вдумчиво читать,
извлекать

из прочитанного нужную информацию,
соотносить ее с имеющимися знаниями,
интерпретировать и оценивать.
Важные задачи ряда школьных предметов:  научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить

Слайд 5По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных

потребностей выделяют:

чтение поисково-просмотровое,
ознакомительное,
изучающее (смысловое).

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют: чтение поисково-просмотровое, ознакомительное, изучающее

Слайд 6Способы организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения:
проблемно-поисковый способ,


дискуссия,
обсуждение,
моделирование,
рисунок.

Способы организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение,моделирование, рисунок.

Слайд 7С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста -

это вычитывание разных видов текстовой информации:

1. Фактуальной. Описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
2. Подтекстовой. Эта информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
3. Концептуальной. Под этой информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.

С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации:

Слайд 8Слушание и понимание по методике Кушнира А.М.
1-5 классы.
Выразительное чтение учителя вслух.
Чтение

про себя.
Слушание и понимание по методике Кушнира А.М. 1-5 классы.Выразительное чтение учителя вслух.Чтение про себя.

Слайд 9Использование аудио-книги. Создание иллюстраций к произведению. Создание анимации.

Использование аудио-книги. Создание иллюстраций к произведению. Создание анимации.

Слайд 10Толстые и тонкие вопросы
Это прием из технологии развития критического мышления используется

для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Кто такой Мцыри?
Толстый вопрос. Что значит быть свободным? Какой выбор был у Мцыри?

Толстые и тонкие вопросыЭто прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:

Слайд 11Вопросительные слова

Вопросительные слова

Слайд 12Работа с текстом обычно проводится в три этапа:
предтекстовый,
Текстовый,
послетекстовый.
На

предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению.
Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом – создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию. На данном этапе учитель может использовать следующие приёмы работы:
предсказывание/предугадывание,
ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста.

Работа с текстом обычно проводится в три этапа: предтекстовый, Текстовый, послетекстовый.	На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению.

Слайд 13Текстовой этап
включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во

время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, например:
заполнение таблицы,
составление плана текста,
выбор заголовка к тексту,
заполнение пропусков,
верные/неверные утверждения,
соотнесение картинок с предложениями из текста,
логическая перегруппировка предложений,
деление текста на абзацы и т.д.
Данные задания позволяют провести проверку понимания прочитанного.

Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе

Слайд 14Цель послетекстового этапа
– интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а

именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать:
дискуссию,
ролевую игру,
презентацию,
провести опрос мнений,
написать письмо, стихотворение, сочинение.
При работе над сочинением обучающиеся используют индивидуальные папки-справочники.

Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся

Слайд 15Дневник ключевых слов.
Анализ заголовка.
Прогнозирование.
Чтение с остановками.
Мозговой штурм.
Трехчастный дневник.

Дневник ключевых слов.  Анализ заголовка. Прогнозирование. Чтение с остановками.Мозговой штурм. Трехчастный дневник.

Слайд 161 этап-активизация каждого ученика.
1.-В названии содержится слово любить.(Название текста читается не

полностью). Какие ассоциации возникают у вас с этим словом, запишите в тетрадях.
(Радость, добро, семья).
-Задайте вопросы.
-Радость от чего?
-Кто добрый?
-Почему любим семью?


1 этап-активизация каждого ученика. 1.-В названии содержится слово любить.(Название текста читается не полностью). Какие ассоциации возникают у

Слайд 172. (Тема) -Что отражено в названии текста?
3.На доске записаны ключевые

слова и выражения, спрогнозируйте по ним сюжетную канву:(Выпускники, школа, любовь учителя, интересные уроки, мероприятия)
Индивидуальная работа, прослушивание и обсуждение нескольких вариантов работ.
2. (Тема) -Что отражено в названии текста? 3.На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним

Слайд 182 этап– осмысление текста.
-Прослушайте 1 часть текста, подтвердилась ли ваша версия?

Любите ли вы школу так же, как любили её мы? Этим вопросом задаются многие поколения выпускников не только нашей школы. Пройдут годы жизни, прежде чем мы осознаем, какой бескорыстной, жертвенной любовью учителя питается школа. Как хотелось бы вернуть нежность и доброту нашей первой учительницы Любови Алексеевны Стручковой. …
2 этап– осмысление текста. -Прослушайте 1 часть текста, подтвердилась ли ваша версия? Любите ли вы школу так

Слайд 19Заполнение дневника:

Заполнение дневника:

Слайд 20Заполнение дневника:

Заполнение дневника:

Слайд 21Заполнение дневника:

Заполнение дневника:

Слайд 22Заполнение дневника:

Заполнение дневника:

Слайд 23-Что произошло дальше? (Прослушивание версий).
Ключевые слова на доске: интересные уроки.
-Чьи

уроки?
Прослушайте 2 часть.
Успех ученика зависит от профессионализма учителей-предметников. Такими для нас являются доброжелательные Слепцова Ольга Александровна и Слепцов Герман Геннадьевич, интеллигентный Григорий Петрович и верный рыцарь спорта Ефим Васильевич, терпеливые Елена Николаевна и Мария Викторовна, серьезные Гаврильева Акулина Дмитриевна и Григорьев Алексей Павлович, дружелюбные Николай Васильевич и Марина Николаевна. Мало кто из нас задумывается о судьбе учителя. Уроки учителей насыщены и интересны благодаря их рассказам, взятым из жизни. Мы любим эти уроки. …
-Что произошло дальше? (Прослушивание версий). Ключевые слова на доске: интересные уроки. -Чьи уроки? Прослушайте 2 часть.Успех ученика

Слайд 24Ключевое выражение на доске: мероприятия.
-Какие? Опишите их, используя знания из жизни

своей школы.
(работа в паре). Прослушивание ответов.
Прослушайте3 часть текста.
Творчески насыщенными мероприятиями живет наша школа благодаря инициативе и поддержке новых начинаний организатора Александры Ивановны, которая видит зачатки таланта не только в учителях, но и в каждом ученике. Вспомним «Тигров», «Легион» и «Адреналин», интеллектуальные марафоны (те самые) …
Да, наша школа живет насыщенной, полной интересными мероприятиями, занятиями в кружках, факультативах, участиями в улусных и республиканских соревнованиях и олимпиадах жизнью. И в это много душевных сил и стараний, как классный руководитель, прилагает Алексей Павлович, ибо в каждом своем воспитаннике хочет видеть нравственного, всесторонне развитого человека.
-Совпадают ли ваши мысли?

Ключевое выражение на доске: мероприятия. -Какие? Опишите их, используя знания из жизни своей школы. (работа в паре).

Слайд 25Заполнение дневника

Заполнение дневника

Слайд 26-Почему выпускники часто вспоминают родную школу? Ваши предположения? (Работа в паре,

группе). Прослушивание версий.

Прослушайте последнюю часть текста.
Каждый выпуск считает себя лучшим в истории школы, каждому выпускнику кажется, что он учился в самый расцвет школы. Может быть поэтому мы все должны сказать нашей РОДНОЙ ШКОЛЕ свое благодарное СПАСИБО.

- Оправдались ли ваши предположения?

-Почему выпускники часто вспоминают родную школу? Ваши предположения?  (Работа в паре, группе). Прослушивание версий. Прослушайте последнюю

Слайд 27Заполнение дневника.
-Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?
-Прослушайте текст

еще раз, напишите изложение близкое к тексту.
Работа с черновым и чистовым вариантами.
Заполнение дневника. -Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?-Прослушайте текст еще раз, напишите изложение близкое

Слайд 28Заключение.
Вышеуказанные приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения,

а когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Заключение. Вышеуказанные приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения, а когда ребенок владеет смысловым чтением,

Слайд 29Литература
Оморокова М.И. «Совершенствование чтения младших школьников», изд. «Аркти», Москва – 1999

г.
А.З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей», изд. «Новая школа», Москва – 1996 г.
Н.В. Заводнова «Развитие логики и речи у детей», изд. «Феникс», Ростов – на - Дону, 2005 г.
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психол. произв.: В 2 т. Т.II. М.: Педагогика, 1983.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Как научить ребёнка писать сочинение. – 2002. – Издательство Астрель – Москва.


Литература Оморокова М.И. «Совершенствование чтения младших школьников», изд. «Аркти», Москва – 1999 г.  А.З. Зак «Развитие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть