Презентация, доклад на тему Методобъединение учителей начальной школы (читательская активность)

Содержание

Варианты сжатия текстаМногие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни

Слайд 11. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу слова.
Камчатка

– один из немногих регионов планеты, природа которого сохранилась в естественном, ________________ состоянии. При этом сами природные ресурсы весьма разнообразны: грандиозные горные хребты с обилием потухших и _______________ вулканов, знаменитая Долина _____________, множество горячих и холодных минеральных ___________________, обширная прибрежная морская __________________, не тронутые цивилизацией _______________ и фауна. Благодаря этому на Камчатке представлены различные виды … .
Какое из слов (словосочетаний) должно быть на месте пропуска (многоточия) в последнем предложении текста?
1) флоры и фауны
2) вулканов
3) природных ресурсов
4) туризма

1. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу слова.Камчатка – один из немногих регионов планеты,

Слайд 2Варианты сжатия текста
Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов

– одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны. (53 слова)
1. Многие предметы, окружающие нас, сделаны из природных материалов. Люди с древности используют их для создания разных предметов. Современный человек должен понимать, что запасы природных материалов не безграничны. (27 слов)
2. Многие предметы сделаны из природных материалов, которые люди используют с древности. Современный человек должен сохранять эти материалы, так как их запасы ограниченны. (22 слова)
3. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны. (17 слов)


Варианты сжатия текстаМногие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – одного или нескольких. С древнейших

Слайд 3Читательская грамотность обучающихся в документах об образовании
ФГОС ООО
Программа формирования и развития

УУД
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (метапредметные результаты освоения ООП)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку
Читательская грамотность обучающихся в документах об образованииФГОС ОООПрограмма формирования и развития УУДПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной

Слайд 4О чтении в примерной ОП ООО
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты

включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий … является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией ... В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
О чтении в примерной ОП ООО1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООПМетапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и

Слайд 5При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки

работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.

Слайд 6Познавательные УУД
Смысловое чтение
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии

с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный;
критически оценивать содержание и форму текста.

Познавательные УУДСмысловое чтение Обучающийся сможет:находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);ориентироваться в содержании

Слайд 7Читательская грамотность – основа обучения в школе
Задача – объединить усилия учителей,

преподающих различные предметы, в развитии читательской грамотности учащихся в основной школе
Читательская грамотность – основа обучения в школеЗадача – объединить усилия учителей, преподающих различные предметы, в развитии читательской

Слайд 8Смысловое чтение как метапредметный результат освоения ООП ООО
Смысловое чтение как

метапредметный результат продолжает формироваться в течение всех лет обучения в основной школе – с 5-го по 9-й класс

При переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, получения нового знания и новых идей с помощью информационных текстов
Смысловое чтение как метапредметный результат освоения ООП ООО Смысловое чтение как метапредметный результат продолжает формироваться в течение

Слайд 9Читательская грамотность как инструмент изучения качества образования в международном исследовании PISA

Читательская грамотность как инструмент изучения качества образования в международном исследовании PISA

Слайд 10PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке

образовательных достижений учащихся

Цель исследования - оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе
Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихсяЦель исследования - оценить,

Слайд 11Уровни функциональной грамотности
Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях

4 уровень

– проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации

2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях


Потенциал нации

Уровни функциональной грамотностиСамостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания

Слайд 12Читательская грамотность –
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о

них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Читательская грамотность –способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,

Слайд 13
Читательская грамотность, имея метапредметную природу, способствует развитию предметных компетенций, формируемых в

процессе обучения всем без исключения учебным дисциплинам
Читательская грамотность, имея метапредметную природу, способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем без исключения учебным

Слайд 14Результаты стран по читательской грамотности в 2015 г.
Самые высокие результаты

продемонстрировали учащиеся следующих стран: Сингапур, Гонконг (Китай), Канада, Финляндия

Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 15 стран (среди которых Швеция, Франция, Чешская Республика, США), статистически ниже результатов 16 стран и выше результатов 38 стран.

Результаты стран  по читательской грамотности в 2015 г. Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся следующих стран: Сингапур,

Слайд 15Результаты российских школьников
Pisa -2000 27-29 место из

32 стран
Pisa -2003 32-34 место из 41 стран
Pisa -2006 37-40 место из 56 стран
Pisa -2009 41-43 место из 65 стран
Pisa -2012 38-42 место из 65 стран
Pisa -2015 19-30 место из 70 стран
Дополнительная цель в 2009 году: оценка чтения электронных текстов, оценка сформированности учебных стратегий работы с текстом


Результаты российских школьниковPisa -2000     27-29 место из 32 странPisa -2003

Слайд 16Изменился ли уровень читательской грамотности российских школьников ?
По сравнению с 2000

годом (годом формирования шкалы по читательской грамотности) наблюдается значительное повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 33 балла (с 462 до 495 баллов), а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 36 баллов.
Изменился ли уровень читательской грамотности российских школьников ?По сравнению с 2000 годом (годом формирования шкалы по читательской

Слайд 17Число 15-летних учащихся России, достижения которых выше порогового уровня, составляет 84%

(в среднем в странах ОЭСР – 80%).

Готовы к самостоятельному обучению с помощью текстов, т.е. достигли 4 уровня и выше, 26% российских учащихся (в среднем в странах ОЭСР – 29%).

Не готовы ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях 16% учащихся России. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале). В странах ОЭСР таких учащихся в среднем 20%.

Процент российских учащихся, не готовых адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, уменьшился с 28% в 2000 году до 16% в 2015 году, а число учащихся, продемонстрировавших самые высокие результаты, соответствующие 5-6 уровням читательской грамотности, повысилось с 3% до 7%.
Число 15-летних учащихся России, достижения которых выше порогового уровня, составляет 84% (в среднем в странах ОЭСР –

Слайд 18Читательская грамотность
Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
3.
осмыслить
и оценить
содержание
текста
форму
текста


1.
найти и
извлечь
(информацию)

2.
интегрировать и
интерпретировать
(сообщения текста)

Читательская грамотностьОпора на текстОпора на внетекстовое знание3.осмыслить и оценить содержаниетекста формутекста 1.найти иизвлечь (информацию) 2.интегрировать и интерпретировать

Слайд 19
техника чтения (технический аспект)
+
понимание текста (смысловой аспект)
=
грамотность чтения

Умение читать совершенствуется на

протяжении всей жизни
техника чтения (технический аспект)+понимание текста (смысловой аспект)=грамотность чтенияУмение читать совершенствуется на протяжении всей жизни

Слайд 20Основные читательские действия (умения)
поиск информации и понимание текста (найти и извлечь информацию

и понять прочитанное)
преобразование и интерпретация информации (перевести информацию текста на язык читателя)
оценка информации (размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его)

Основные читательские действия (умения)поиск информации и понимание текста (найти и извлечь информацию и понять прочитанное) преобразование и

Слайд 21Деятельность читателя при работе с текстом
Предтекстовая (ориентировочная) деятельность готовит читателя

к встрече с текстом:
постановка цели чтения;
актуализация предшествующих знаний;
просмотр заголовка и подзаголовков;
предположение о цели написания текста, т.е. замысле автора.
2. Текстовая (деятельность во время чтения ) позволяет управлять процессом чтения :
выдвижение гипотез;
размышление во время чтения о том, «насколько хорошо я понимаю прочитанное»
постановка вопросов к тексту и ответ на них («диалог с текстом»);
самоконтроль во время чтения.
3. Послетекстовая деятельность направлена на включение полученной информации в систему понятий, знаний и умений читателя. Такая деятельность включает обдумывание текста и выполнение задания (репродуктивного, продуктивного, творческого).
Деятельность читателя при работе с текстом Предтекстовая (ориентировочная) деятельность готовит читателя к встрече с текстом:постановка цели чтения;актуализация

Слайд 22Уровни понимания текста
Фактический уровень
Предполагает восприятие информации, представленной в явном, эксплицитном виде

2.

Интерпретационный уровень
Предполагает понимание подразумеваемой, контекстной информации, которую можно додумать, реконструировать из текста

3. Уровень применения
Предполагает использование информации в послетекстовой деятельности

Уровни понимания текстаФактический уровеньПредполагает восприятие информации, представленной в явном, эксплицитном виде2. Интерпретационный уровеньПредполагает понимание подразумеваемой, контекстной информации,

Слайд 23Стратегия - путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста




Учебные стратегии – это действия, которые предпринимает учащийся, для того чтобы облегчить обучение, сделать его более эффективным, результативным

Стратегия – это план, программа действий, осознанно применяемая для управления процессом обучения

Основное условие отнесения действия к стратегии – наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала

Стратегия - путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста Учебные стратегии – это действия, которые

Слайд 24

предтекстовые задания
текстовые задания
послетекстовые задания
Традиционная методика
Инновационная методика

предтекстовые заданиятекстовые заданияпослетекстовые заданияТрадиционная методикаИнновационная методика

Слайд 25Стратегии предтекстовой деятельности
Мозговой штурм
Глоссарий
Ориентиры предвосхищения:
таблица «Верные – неверные утверждения»
таблица «Знаю –

хочу узнать – узнал»
4. Беглый обзор материала и постановка предваряющих чтение вопросов

Стратегии нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, на создание мотивации к чтению

Стратегии предтекстовой деятельностиМозговой штурмГлоссарийОриентиры предвосхищения:таблица «Верные – неверные утверждения»таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»4. Беглый обзор

Слайд 26Стратегии текстовой деятельности
Чтение вслух (попеременное чтение)
Чтение с остановками («Диалог с текстом»)
Чтение

про себя с пометками (ИНСЕРТ)



Целью стратегий является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов

Стратегии текстовой деятельностиЧтение вслух (попеременное чтение)Чтение с остановками («Диалог с текстом»)Чтение про себя с пометками (ИНСЕРТ)Целью стратегий

Слайд 27Стратегии послетекстовой деятельности
Отношения между вопросом и ответом
Синквейн
«Пирамида Блума» («Ромашка Блума»)
Таблица «Знаю

– хочу узнать – узнал»

Цель применения стратегий – обучение процессу осмысления текста, включение в рефлексивно-оценочную деятельность, оценка понимания текста

Стратегии послетекстовой деятельностиОтношения между вопросом и ответомСинквейн«Пирамида Блума» («Ромашка Блума»)Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»Цель применения

Слайд 28Чтение – вот лучшее учение

А.С. Пушкин

Чтение – вот лучшее учениеА.С. Пушкин

Слайд 29Приёмы осмысления текста
Умный вопрос – это уже
добрая половина знаний.
Фрэнсис Бэкон
Постановка

вопросов к тексту и поиск ответов на них (до чтения, в момент чтения и после него) – основной приём, который используется в процессе усвоения содержания





Приёмы осмысления текстаУмный вопрос – это уже добрая половина знаний.Фрэнсис БэконПостановка вопросов к тексту и поиск ответов

Слайд 30 Лучший способ понимания – это самостоятельная постановка вопросов к тексту и

нахождение ответов на них. Л.П. Доблаев

Когда в Древнем Риме закончилась полоса гражданских войн и к власти пришёл молодой Октавиан, по его приказу стали чеканить монеты, на которых изображались богиня мира, колосья, козерог, несущий рог изобилия.
Вопрос (ы)
________________________________________________________________________________________________________________
Но очень скоро на монетах стали чеканить другие символы: изображения земли и богини победы.
(по книге А. Каждан «В поисках минувших столетий», М., 1963)
Вопрос
________________________________________________________

Лучший способ понимания – это самостоятельная постановка вопросов к тексту и нахождение ответов на них.

Слайд 31Шесть типов вопросов (классификация Б.Блума )

Шесть типов вопросов (классификация Б.Блума )

Слайд 33Приём «Толстые» и «тонкие» вопросы
«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного

ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто (автор текста, теории)?
Что? Когда? Как зовут…?
«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Объясните, почему…
В чём различие…?
Согласны ли вы…? Верно ли…?
Приём «Толстые» и «тонкие» вопросы«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.Кто (автор текста,

Слайд 34Приём «Чтение с остановками»

Приём «Чтение с остановками»

Слайд 35Приёмы осмысления текста
2. Работа с ключевыми словами текста

3. Построение смысловых опор
составление

плана
построение схемы текста
построение таблицы на основе текста
передача содержания текста в форме опорного конспекта

Приёмы осмысления текста2. Работа с ключевыми словами текста3. Построение смысловых опорсоставление планапостроение схемы текстапостроение таблицы на основе

Слайд 36Приёмы осмысления текста
4. Создание текста на основе данного
подробный пересказ текста
сжатый пересказ

5.

Связное аналитическое высказывание читателя о тексте


Приёмы осмысления текста4. Создание текста на основе данногоподробный пересказ текстасжатый пересказ5. Связное аналитическое высказывание читателя о тексте

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть