Слайд 11. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу слова.
Камчатка
– один из немногих регионов планеты, природа которого сохранилась в естественном, ________________ состоянии. При этом сами природные ресурсы весьма разнообразны: грандиозные горные хребты с обилием потухших и _______________ вулканов, знаменитая Долина _____________, множество горячих и холодных минеральных ___________________, обширная прибрежная морская __________________, не тронутые цивилизацией _______________ и фауна. Благодаря этому на Камчатке представлены различные виды … .
Какое из слов (словосочетаний) должно быть на месте пропуска (многоточия) в последнем предложении текста?
1) флоры и фауны
2) вулканов
3) природных ресурсов
4) туризма
Слайд 2Варианты сжатия текста
Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов
– одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны. (53 слова)
1. Многие предметы, окружающие нас, сделаны из природных материалов. Люди с древности используют их для создания разных предметов. Современный человек должен понимать, что запасы природных материалов не безграничны. (27 слов)
2. Многие предметы сделаны из природных материалов, которые люди используют с древности. Современный человек должен сохранять эти материалы, так как их запасы ограниченны. (22 слова)
3. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны. (17 слов)
Слайд 3Читательская грамотность обучающихся в документах об образовании
ФГОС ООО
Программа формирования и развития
УУД
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (метапредметные результаты освоения ООП)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку
Слайд 4О чтении в примерной ОП ООО
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты
включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий … является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией ... В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Слайд 5При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки
работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Слайд 6Познавательные УУД
Смысловое чтение
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии
с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный;
критически оценивать содержание и форму текста.
Слайд 7Читательская грамотность – основа обучения в школе
Задача – объединить усилия учителей,
преподающих различные предметы, в развитии читательской грамотности учащихся в основной школе
Слайд 8Смысловое чтение как метапредметный результат освоения ООП ООО
Смысловое чтение как
метапредметный результат продолжает формироваться в течение всех лет обучения в основной школе – с 5-го по 9-й класс
При переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, получения нового знания и новых идей с помощью информационных текстов
Слайд 9Читательская грамотность как инструмент изучения качества образования в международном исследовании PISA
Слайд 10PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке
образовательных достижений учащихся
Цель исследования - оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе
Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста
Слайд 11Уровни функциональной грамотности
Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях
4 уровень
– проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации
2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях
Потенциал нации
Слайд 12Читательская грамотность –
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Слайд 13
Читательская грамотность, имея метапредметную природу, способствует развитию предметных компетенций, формируемых в
процессе обучения всем без исключения учебным дисциплинам
Слайд 14Результаты стран
по читательской грамотности в 2015 г.
Самые высокие результаты
продемонстрировали учащиеся следующих стран: Сингапур, Гонконг (Китай), Канада, Финляндия
Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 15 стран (среди которых Швеция, Франция, Чешская Республика, США), статистически ниже результатов 16 стран и выше результатов 38 стран.
Слайд 15Результаты российских школьников
Pisa -2000 27-29 место из
32 стран
Pisa -2003 32-34 место из 41 стран
Pisa -2006 37-40 место из 56 стран
Pisa -2009 41-43 место из 65 стран
Pisa -2012 38-42 место из 65 стран
Pisa -2015 19-30 место из 70 стран
Дополнительная цель в 2009 году: оценка чтения электронных текстов, оценка сформированности учебных стратегий работы с текстом
Слайд 16Изменился ли уровень читательской грамотности российских школьников ?
По сравнению с 2000
годом (годом формирования шкалы по читательской грамотности) наблюдается значительное повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 33 балла (с 462 до 495 баллов), а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 36 баллов.
Слайд 17Число 15-летних учащихся России, достижения которых выше порогового уровня, составляет 84%
(в среднем в странах ОЭСР – 80%).
Готовы к самостоятельному обучению с помощью текстов, т.е. достигли 4 уровня и выше, 26% российских учащихся (в среднем в странах ОЭСР – 29%).
Не готовы ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях 16% учащихся России. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале). В странах ОЭСР таких учащихся в среднем 20%.
Процент российских учащихся, не готовых адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, уменьшился с 28% в 2000 году до 16% в 2015 году, а число учащихся, продемонстрировавших самые высокие результаты, соответствующие 5-6 уровням читательской грамотности, повысилось с 3% до 7%.
Слайд 18Читательская грамотность
Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
3.
осмыслить
и оценить
содержание
текста
форму
текста
1.
найти и
извлечь
(информацию)
2.
интегрировать и
интерпретировать
(сообщения текста)
Слайд 19
техника чтения (технический аспект)
+
понимание текста (смысловой аспект)
=
грамотность чтения
Умение читать совершенствуется на
протяжении всей жизни
Слайд 20Основные читательские действия
(умения)
поиск информации и понимание текста (найти и извлечь информацию
и понять прочитанное)
преобразование и интерпретация информации (перевести информацию текста на язык читателя)
оценка информации (размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его)
Слайд 21Деятельность читателя при работе с текстом
Предтекстовая (ориентировочная) деятельность готовит читателя
к встрече с текстом:
постановка цели чтения;
актуализация предшествующих знаний;
просмотр заголовка и подзаголовков;
предположение о цели написания текста, т.е. замысле автора.
2. Текстовая (деятельность во время чтения ) позволяет управлять процессом чтения :
выдвижение гипотез;
размышление во время чтения о том, «насколько хорошо я понимаю прочитанное»
постановка вопросов к тексту и ответ на них («диалог с текстом»);
самоконтроль во время чтения.
3. Послетекстовая деятельность направлена на включение полученной информации в систему понятий, знаний и умений читателя. Такая деятельность включает обдумывание текста и выполнение задания (репродуктивного, продуктивного, творческого).
Слайд 22Уровни понимания текста
Фактический уровень
Предполагает восприятие информации, представленной в явном, эксплицитном виде
2.
Интерпретационный уровень
Предполагает понимание подразумеваемой, контекстной информации, которую можно додумать, реконструировать из текста
3. Уровень применения
Предполагает использование информации в послетекстовой деятельности
Слайд 23Стратегия - путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста
Учебные стратегии – это действия, которые предпринимает учащийся, для того чтобы облегчить обучение, сделать его более эффективным, результативным
Стратегия – это план, программа действий, осознанно применяемая для управления процессом обучения
Основное условие отнесения действия к стратегии – наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала
Слайд 24
предтекстовые задания
текстовые задания
послетекстовые задания
Традиционная методика
Инновационная методика
Слайд 25Стратегии предтекстовой деятельности
Мозговой штурм
Глоссарий
Ориентиры предвосхищения:
таблица «Верные – неверные утверждения»
таблица «Знаю –
хочу узнать – узнал»
4. Беглый обзор материала и постановка предваряющих чтение вопросов
Стратегии нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, на создание мотивации к чтению
Слайд 26Стратегии текстовой деятельности
Чтение вслух (попеременное чтение)
Чтение с остановками («Диалог с текстом»)
Чтение
про себя с пометками (ИНСЕРТ)
Целью стратегий является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов
Слайд 27Стратегии послетекстовой деятельности
Отношения между вопросом и ответом
Синквейн
«Пирамида Блума» («Ромашка Блума»)
Таблица «Знаю
– хочу узнать – узнал»
Цель применения стратегий – обучение процессу осмысления текста, включение в рефлексивно-оценочную деятельность, оценка понимания текста
Слайд 28Чтение – вот лучшее учение
А.С. Пушкин
Слайд 29Приёмы осмысления текста
Умный вопрос – это уже
добрая половина знаний.
Фрэнсис Бэкон
Постановка
вопросов к тексту и поиск ответов на них (до чтения, в момент чтения и после него) – основной приём, который используется в процессе усвоения содержания
Слайд 30
Лучший способ понимания – это самостоятельная постановка вопросов к тексту и
нахождение ответов на них.
Л.П. Доблаев
Когда в Древнем Риме закончилась полоса гражданских войн и к власти пришёл молодой Октавиан, по его приказу стали чеканить монеты, на которых изображались богиня мира, колосья, козерог, несущий рог изобилия.
Вопрос (ы)
________________________________________________________________________________________________________________
Но очень скоро на монетах стали чеканить другие символы: изображения земли и богини победы.
(по книге А. Каждан «В поисках минувших столетий», М., 1963)
Вопрос
________________________________________________________
Слайд 31Шесть типов вопросов (классификация Б.Блума )
Слайд 33Приём «Толстые» и «тонкие» вопросы
«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного
ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто (автор текста, теории)?
Что? Когда? Как зовут…?
«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Объясните, почему…
В чём различие…?
Согласны ли вы…? Верно ли…?
Слайд 35Приёмы осмысления текста
2. Работа с ключевыми словами текста
3. Построение смысловых опор
составление
плана
построение схемы текста
построение таблицы на основе текста
передача содержания текста в форме опорного конспекта
Слайд 36Приёмы осмысления текста
4. Создание текста на основе данного
подробный пересказ текста
сжатый пересказ
5.
Связное аналитическое высказывание читателя о тексте