Слайд 1Методические рекомендации по обучению сочинениям оригинальных жанров
учитель русского языка и литературы
Аширова Анджелика Кельвиновна МБОУ «Школа – интернат №2» г.о. Электросталь.
Слайд 2Подготовка к сочинению, его написанию, оценка учителем и самооценка школьником занимают
одно из важнейших мест в системе образования.
Одно из условий положительной сдачи ЕГЭ по русскому языку, является написание сочинения
Анализ входного контроля, работы с учащимися дает возможность сделать вывод, что учащиеся не владеют умением строить тексты, выражать свои мысли.
Поэтому нужна дополнительная работа по развитию речи
Слайд 3Цель:
Помочь учащимся обобщить знания по литературе, по русскому языку. Продолжить формировать
умения работать с текстами. Понимать основные проблемы общественной жизни. Самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени.
Слайд 4Тематический план
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
Работа над текстом. Отбор и
систематизация фактического материала к темам сочинения
Слайд 5Работа с текстом
Основные признаки текста
Тема – ядро текста
Идея- основная мысль текста
Практическая
работа: сравнение текстов, замысел, определение темы, идеи
Слайд 6Законы текста
Связность(логика изложения, языковые средства, коммуникативная направленность)
Членение
Абзац
Слайд 7Практическое занятие
Афоризмы- краткое изречение
Пословицы, поговорки
Крылатые слова
Фразеологизмы
Прочитайте зачин и концовку абзаца, напишите
основную часть:
Человек сам создает себе лицо…
Есть лица, которые можно читать, как повести.
Слайд 8Связность текста может осуществляться следующим образом:
Исходное слово
Производное слово
глагол
Существительное
наречие
глагол
глагол
существительное
прилагательное
существительное
наречие
прилагательное
Слайд 9Составьте микротексты, используя предложенные слова и конструкции
Белый- белизна –белеть
Побежать- помчаться-понестись-полететь
Правда- ложь
Во-первых-
во-вторых- как было сказано- наконец
Слайд 10Виды сочинений:
Творческое сочинение (мысли вслух, синквейны, фантазии)
Отзыв
Рецензия
Эссе
ЕГЭ. Сочинение
Слайд 11Синквейн-(с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.
Синквейн –
концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат
Слайд 12Правила составления синквейна.
· первая строка – одно слово, обычно существительное,
отражающее главную идею;
· вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
· третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Слайд 13Снайпер
Холодный, равнодушный
Выглядывает, высматривает, готовится
Метко стреляет, не задумываясь
Ужас.
Слайд 14ЕЛЬ
ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
ЗИМА,
НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО
Слайд 15Отзыв. Рецензия
Отзыв-выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному; эмоциональная оценка
Рецензия- отзыв, разбор,
оценка нового художественного (театрального, музыкального, кинематографического произведения)
Помните: Отзыв- о чем. Рецензия- на что
Слайд 16Эссе
Жанр философской, эстетической, художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию с непринужденным
изложением, ориентированным на разговорную речь.
Основатель: Мишель де Монтель (1533-1592)
Слайд 17Практическая работа:
Сравните два фрагмента текстов. Выпишите слова-ключи. В чем специфика жанра?
По
выбору: 1) напишите рецензию или отзыв на книгу, фильм
Слайд 18ЕГЭ. Сочинение. Структура.
Вступление- определяется тема текста, формулируются проблемы, актуальность проблем.
Основная часть-
раскрыть основную мысль и связать с личной позицией, определить авторскую позицию, привести аргументы ( пример из жизни, из литературного произведения)
Вывод- подвести итоги сказанному. Таким образом…
Потому что…
Обоснование ( аргументы, примеры)
Что из этого следует? Поэтому…
Вывод
Опорные слова
Цитаты
синонимы
Слайд 20Средства художественной выразительности ( эпитеты, антитезы, анализ текстов)
Критерии оценки сочинения ЕГЭ,
нарушения, ошибки(плеоназмы, тавтология, речевые ошибки, пунктуационные, орфографические)
Анализ сочинений ( нахождение ошибок, рецензии)
Самоанализ