Слайд 1Методика чтения сказок , басен , стихотворений , произведений устного народного
творчества
Подготовила учитель начальных классов Бербенёва Н.В.
Слайд 21.Методика чтения сказок
Сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их
воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.
Существуют следующие рекомендации при чтении сказок.
1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.
3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
Слайд 3Методика чтения сказок
4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок,
так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.
5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.
6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей
Слайд 4Методика чтения сказок
7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению
планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.
Учащиеся I – II классов охотно рисуют картинный план.
8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.
Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.
10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.
Слайд 5Методика чтения сказок
При чтении сказок применяются следующие виды
работ:
- подготовка к восприятию сказки;
- чтение сказки;
- обмен мнением о прочитанном;
- чтение сказки по частям и их разбор;
- подготовка к рассказыванию;
- обобщающая беседа;
- подведение итогов;
- задание детям на дом.
Слайд 6Методика чтения сказок
При чтении сказки с «чудесным миром»
можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.
В процессе чтения – поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:
1. Умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;
2. Умение определить сказочное место и время действия;
3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;
4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;
5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.
Слайд 7Методика чтения сказок
Для формирования данных умений
чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».
Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.
Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.
После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.
Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.
Слайд 82.Методика чтения стихотворений
Методика чтения лирических произведений в начальной
школе должна формировать первоначальные навыки филологического анализа произведений. Можно выделить следующие моменты в работе над пейзажем в лирическом стихотворении (Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №3, 87):
1. понимание художественного смысла пейзажа и его роли в тексте;
2. развитие воссоздающего воображения;
3. воспитание внимания к художественной детали, элементам композиции, языку литературного произведения;
4. обучение выразительному чтению пейзажных зарисовок.
Слайд 9Методика чтения стихотворений
Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы
важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению, здесь могут помочь "живые" впечатления детей от прогулки по осеннему и весеннему лесу, парку, скверу, от наблюдений за поведением птиц и зверей в холодное время года, от прошлого лета и так далее. Все это обеспечивает необходимую "внутреннюю наглядность", помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан прозаиком или поэтом. (Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №4, 2000)
Слайд 10Методика чтения стихотворений
Все лирические произведения первоначально читаются
вслух учителем. В силу своего возраста юные читатели, скорее всего, до конца, во всей их глубине, не поймут читаемые лирические произведения, так как чаще всего им пока достается малодоступен контекст, при котором создавались эти произведения, но при умелой помощи учителя они смогут прежде всего проникнуть в содержание произведений, воспринять «чужие» образы, «чужие» эмоции, попытаться соотнести их со словами, и тогда мир природы станет для них еще выразительнее, еще полнее и богаче.
Слайд 11Методика чтения стихотворений
Важной составной частью знакомства со стихотворениями является
умение попытаться понять, почувствовать настроение поэта. Поэтому после первоначального произведения о природе можно предложить учащимся ответить на вопросы:
- С каким настроением автор рисует (описывает) осень (зиму, лето, весну)? Найдите в стихотворении слова и выражения, которые помогут подтвердить это.
Учитель может спросить у учеников, что нового они открыли для себя, прочитав то или иное произведение, что необычного увидел автор в природе, что помог увидеть, а может, и понять в окружающем нас мире. Возможно и сравнение нескольких произведений, ведь одна и та же тема у разных авторов находит непохожие друг на друга художественные решения.
Слайд 12Методика чтения басен
Методика работы в школе над басней
обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).
Один из центральных вопросов анализа басни в I—III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?
Слайд 13Методика чтения басен
В методике (Е. А.
Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.
Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду».
Аналогичный подход к работе над басней высказан в 70-е годы в пособиях для учителей К. Т. Голенкиной, В. Г. Горецким, М. И. Омороковой и другими методистами.
Слайд 14Методика чтения басен
Иной путь работы над басней описан
Л. В. Занковым. По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,— пишет Л. В. Занков,— как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.
И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...».
Слайд 15Методика чтения басен
Рассмотрим высказанные положения на
примере басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Мораль басни выражена в словах:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Сущность нравоучения довольно сложна для учащихся III класса, поэтому при первом чтении басни учитель опускает мораль. Учащиеся знакомятся только с конкретным содержанием — сценкой разговора Лисицы и Вороны. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказа. В центре анализа — характерные черты Лисицы и Вороны, мотивы их поведения.
Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.
Слайд 16Методика чтения былин
Методика работы с былинами в оригинале в
начальной школе пока не разработана, а необходимость этого с каждым годом возрастает, т.к. в настоящее время на уроках чтения в начальной школе былина читается как рассказ или сказка без соблюдения специфики жанра.
В былинных текстах, дошедших до нас, много энергии, ее надо лишь научиться воспринимать и передавать. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал уважение к слову, ощутил каждое созвучие, понял, почувствовал, что слово — это вершина человеческой мысли, человеческого духа, материально воплощенный опыт многих поколений его предков.
Слайд 17Методика чтения былин
Психологами замечено, что эстетические критерии детей
младшего школьного возраста в области словесного искусства существенно не отличаются от критериев взрослых: у маленьких детей исключительно большую роль играют ритм и звучание слов, поэтому при знакомстве с былинами очень важно показать детям ритмико-мелодическую организацию былинного стиха, связанную с напевной речью (речитативом).
Если за основу методики обучения младших школьников взять ритмико-мелодическую организацию былинного стиха и развитие у детей поэтического слуха при соблюдении звучания былинной фразы, а в процессе чтения былин и отработки собственно читательских умений использовать работу с детской книгой и установку на воссоздание образа, то у детей сформируется интерес к былинам, желание читать их.
Слайд 18Использованная литература
Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №3, 87).
Научная библиотека диссертаций и
авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/metodika-obucheniya-mladshikh-shkolnikov-chteniyu-bylin#ixzz3noPmXhCr
Изучение приемов и способов развития речи младших школьников на основе восприятия уроков по литературному чтению на http://refleader.ru/
Источник: http://refleader.ru/jgeujgjgernayfs.html