Презентация, доклад на тему Методические рекомендации к написанию работы, общие комментарии к тематическим направлениям Итогового сочинения 2018 - 2019 г.

Содержание

Тематические направления:1. «Отцы и дети» 2. «Мечта и реальность»3. «Месть и великодушие» 4. «Искусство и ремесло» 5. «Доброта и жестокость»Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда

Слайд 1
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе

2018 – 2019 учебный год
Методические рекомендации
Общие комментарии
тематических направлений


Материалы подготовлены
Сыско Ириной Владимировной,
учителем русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 4» г.Иваново

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе 2018 – 2019 учебный годМетодические рекомендацииОбщие комментарии

Слайд 2Тематические направления:
1. «Отцы и дети» 2. «Мечта и реальность»
3. «Месть и

великодушие»
4. «Искусство и ремесло»
5. «Доброта и жестокость»

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2018/19 учебного года (протокол от 05.07.2018 г.)

Тематические направления:1. «Отцы и дети» 2. «Мечта и реальность»3. «Месть и великодушие» 4. «Искусство и ремесло» 5.

Слайд 3Особенности этой письменной работы
надпредметный характер, то есть нацелено на проверку

общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

Особенности этой письменной работы надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня

Слайд 4Как писать это сочинение?
Сочинение
Тема № ??

Как писать это сочинение?СочинениеТема № ??

Слайд 5Прочитайте комментарии
к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.
Проанализируйте формулировку предложенной темы

с учётом понятий, упомянутых в общем направлении, выберите материал для сочинения.

1. Анализ общих направлений.

2. Обдумайте конкретные темы,
предложенные для написания работы.

Проанализируйте тему перед написанием сочинения:
работа должна соответствовать теме.

Постройте ключевую фразу,
которая ляжет в основу замысла работы.

Прочитайте комментарии к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.Проанализируйте формулировку предложенной темы с учётом понятий, упомянутых в общем

Слайд 6Обратитесь к своему читательскому опыту!

Обратитесь к своему читательскому опыту!

Слайд 7Раскройте тему с привлечением литературного материала.
Кто\ что\ почему делает?
(конкретный герой,

его поступки, пояснение причин поступков)

К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала.

Это пересказ или переписывание текста без комментирования.

НЕЗАЧЁТ

К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.

Раскройте тему с привлечением литературного материала.Кто\ что\ почему делает? (конкретный герой, его поступки, пояснение причин поступков)К2. Даны

Слайд 8Композиция сочинения по выбранной теме
I.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.
II. Раскрытие

темы: аргументация + тезис.

Каждый аргумент замыкает
(или открывает) тезис по теме.





III. Выводы по теме.


Не теряй красную нить темы!

Композиция сочинения  по выбранной темеI.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.II. Раскрытие темы: аргументация + тезис.Каждый аргумент

Слайд 9 типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до

взаимопонимания и преемственности)
причины противоборства между ними; пути духовного сближения

1. «Отцы и дети»


Введение тезиса:
Взаимоотношения «отцов» и «детей» находятся в центре внимания
авторов многих произведений разных эпох, которым небезразлична
судьба человека.
Далее – литературный материал.

Синонимы:
молодое (новое, современное) поколение, наше будущее, потомки,
сыновья, сыны, будущие поколения, грядущие поколения, наследие,
молодые люди, молодежь, подрастающее поколение

Взаимоотношения «отцов» и «детей» - вечная тема,
связанная с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными отношениями.

 типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) причины противоборства между

Слайд 10Ключевые понятия и фразы для сочинения по теме
Варианты тем
1. В чём

заключается конфликт между поколениями.
2. Почему разные поколения не понимают друг друга?
3. Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?
4. Влияние семейного воспитания на жизненный путь детей.

1. Аспект раскрытия темы

Этот герой сумел сохранить, найти общий язык с (кем?), т.к. был … (каким), сумел понять, что … Это проявилось в …. (жизненной ситуации, пересказ ситуации).

привычки, традиции, принципы, возраст, любовь, нежность, уважение
жестокость, гордыня, эгоизм, бескорыстие, максимализм, терпимость

Примерная формула темы

Ключевые понятия и фразы для сочинения по темеВарианты тем1. В чём заключается конфликт между поколениями. 2. Почему

Слайд 11Литературный материал
Базаровы - Кирсановы
Гринёвы - Мироновы
Кабановы
Обломовы - Штольцы


Ростовы - Болконские

Литературный материалБазаровы - Кирсановы Гринёвы - Мироновы Кабановы Обломовы - Штольцы Ростовы - Болконские

Слайд 122. «Мечта и реальность»
Реальность может порождать М.; заглушить М.
Мечта может поднять

над обыденностью, наполнить жизнь смыслом или привести к трагическим последствиям, конфликту с Р.

Мечта - нечто, созданное воображением, мысленно представляемое
- предмет желаний, стремлений

Герои литературных произведений:
а) воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить;
б) оказались в плену прекраснодушных мечтаний;
в) лишены высокой мечты и подчинены низменным устремлениям

Понятия во многом противопоставлены
и одновременно тесно связаны между собой

прекрасная - ужасная; достижимая – недостижимая; ложная;
спасительная – губительная; соблазнительная; воодушевляющая;
живая – мертвящая; сбывшаяся - ….

Мечта (мечтатель)- грёза, чудо,
утопия, желание, иллюзия,
ожидание, бегство от Р.

Явь (реалист, прагматик) –
реальная действительность,
реальность.

2. «Мечта и реальность»Реальность может порождать М.; заглушить М.Мечта может поднять над обыденностью, наполнить жизнь смыслом или

Слайд 13Ключевые фразы для сочинения по теме
2. Аспект раскрытия темы
Этот герой

шёл за своей М., несмотря на суровую реальность (или нет). Это отразилось в его судьбе (судьбе других), т.к. мечта была … (какой?), а он сам (какой?) Это проявилось в …. (жизненной ситуации, пересказ ситуации).

Судьба (характер, личность) человека во многом связана с его способностью (неспособностью ) мечтать - реально оценивать ситуацию.

Варианты тем
1. Когда между мечтой и реальностью пролегает пропасть?
2. Нужно ли быть верным своей мечте?
3. Стоит ли быть верным своей мечте?
4. К чему приводят мечты?

Примерная формула темы

Ключевые фразы для сочинения по теме2. Аспект раскрытия темы Этот герой шёл за своей М., несмотря на

Слайд 14Литературный материал
Пугачёв
Желтков
Ассоль
Робинзон Крузо
Раскольников
Обломов – Штольц - Ольга


Катерина – Кабаниха

Литературный материалПугачёв Желтков АссольРобинзон Крузо Раскольников Обломов – Штольц - Ольга Катерина – Кабаниха

Слайд 153. «Месть и великодушие»
Связаны с представлениями о добре и зле, милосердии

и жестокости, миролюбии и агрессии.

Месть – намеренное причинение зла за что – либо. Сила, которая
руководит действиями человека, претерпевшего обиду, жестокость
и несправедливость 

Великодушие – высокое душевное качество; умение прощать;
способность жертвовать своими интересами ради чего – либо,
ставить чужие интересы выше своих;

Синонимы: благородство, снисходительность, способность к бескорыстной
уступчивости, снисходительности, незлопамятность, душевная щедрость

 Писатели исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей; анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Диаметрально противоположные проявлениях человеческой натуры

3. «Месть и великодушие»Связаны с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.Месть –

Слайд 16Ключевые фразы для сочинения по теме
3. Аспект раскрытия темы
Этот герой

нашёл в себе силы великодушно простить, победил желание ответить злом на зло, оказался сильнее (или нет). Это так … отразилось в его судьбе (судьбе других), так как он был … (какой? кто?). Это проявилось в …. (жизненной ситуации, пересказ ситуации).

Противостояние, а позже победа добра или зла в мире зависит от того, насколько велик запас душевных сил человека в случае трагической несправедливости.

Примерная формула темы

Варианты тем
1. Месть и великодушие как нравственный выбор человека
2. Как желание мести влияет на внутренний мир человека?
3. Чем полезно для человека умение прощать?
4. Как желание отомстить (умение прощать) влияет на судьбы людей?

Ключевые фразы для сочинения по теме3. Аспект раскрытия темы Этот герой нашёл в себе силы великодушно простить,

Слайд 17Литературный материал
Онегин - Ленский
Ларра - Данко
Наташа Ростова –
Андрей -

Пьер

Дубровский - Троекуров

Фаддей - Матрёна

Маргарита –
ведьма и женщина

Литературный материалОнегин - Ленский Ларра - ДанкоНаташа Ростова – Андрей - Пьер Дубровский - Троекуров Фаддей -

Слайд 184. «Искусство и ремесло»
Размышление о мисси художника и его роли в

обществе.
Где заканчивается Р. И начинается И.
Осмысление феномена творчества и созидательного труда
Изображение внутреннего мира человека через его отношение к И.

Искусство ●  Творческое отражение жизни в художественных образах.
● Умение, мастерство, знание дела.
● Самое дело, требующее такого умения, мастерства

На страницах литературных произведений показано:
а) образ служителя музыки, литературы, театра, живописи… ;
б) влияние силы творчества на самого художника или окружающих;
в) судьба создателя и его творения

Направление актуализирует представления в о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей

Талант – бесталанность; истинный – мнимый; творение - поделка

Мастер, гений, художник, творец,
деятель, служитель искусства

Ремесленник, кустарь, маляр,
не гений, бездарность

Ремесло ● Изготовление изделий кустарным способом.

4. «Искусство и ремесло»Размышление о мисси художника и его роли в обществе.Где заканчивается Р. И начинается И.Осмысление

Слайд 19Ключевые фразы для сочинения по теме
4. Аспект раскрытия темы
Этот герой

нашёл был истинным мастером (или нет), поскольку создал … (что? для чего? ). Это проявилось в …. (жизненная ситуация).
Этот герой умел чувствовать настоящее искусство …. (так).
Искусство произвело на него огромное впечатление …. (какое?)

Произведение искусства вечно, поскольку находит отклик в душе представителя любой эпохи; гармонично; предполагает духовное общение, создаёт духовный контакт с читателем (зрителем); свободно от власти денег

Примерная формула темы

Варианты тем
1. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
2. Чем настоящее искусство привлекает человека?
3. Почему искусство называют вечным?
4. Почему истинное искусство часто остается непонятым?

Ключевые фразы для сочинения по теме4. Аспект раскрытия темы Этот герой нашёл был истинным мастером (или нет),

Слайд 20Литературный материал
Левша
Бездомный - Берлиоз
Casta diva –
Обломов - Ольга
Н.В.Гоголь

«Портрет»

Бетховен – Желтков -Вера

Я - Мастер

Литературный материалЛевша Бездомный - БерлиозCasta diva – Обломов - Ольга Н.В.Гоголь «Портрет»  Бетховен – Желтков -Вера

Слайд 21 5. «Доброта и жестокость»
Жестокость – бесчеловечное, грубое, оскорбительное отношение к окружающим.
Доброта

– душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

благожелательность, отзывчивость,
душевность, милосердие, стремление
уменьшить страдание

безжалостность, бездушие,
бесчеловечность, стремление причинять страдание

Д. и Ж. - «вечные» противоположные друг другу нравственные
категории. Направление нацеливает на раздумья о нравственных основах отношения к человеку и всему живому

гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь;
антигуманное желание причинять страдание и боль другим и даже самому себе

Во многих произведениях литературы показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Д. или Ж. по отношению к (кому?)
 окружающим; близким; тем, кто слабее; врагам; к природе; животным и т.д. 

5. «Доброта и жестокость» Жестокость – бесчеловечное, грубое, оскорбительное отношение к окружающим.Доброта – душевное расположение к

Слайд 22Ключевые фразы для сочинения по теме
5. Аспект раскрытия темы
Что

помогло (помешало) ему в этом? С чем это связано? Как это отразилось на его жизни и судьбе, на жизни и судьбе окружающих?

Этот литературный герой (или его близкие) проявил Д. или показал своё жестокое отношение к (кому?) в этой жизненной ситуации вот так… (пересказ ситуации), потому что ….

1. Доброта как душевное качество счастливого человека.
2. Может ли доброта противоречить личным интересам?
3. Могут ли доброта и жестокость сочетаться в одном человеке?
4. Жестокость – это проявление силы или слабости человека?

Судьба (жизнь, благополучие) человека и окружающих напрямую зависят от проявления в человечности и неприятия жестокости .

Ключевые фразы для сочинения по теме5. Аспект раскрытия  темы Что помогло (помешало) ему в этом? С

Слайд 23Литературный материал
Маша – Швабрин - Пугачёв
Госпожа Простакова
Маргарита - Фрида


Раневская

Литературный материалМаша – Швабрин - ПугачёвГоспожа Простакова Маргарита - Фрида Раневская

Слайд 24Подготовка к итоговому сочинению на материале одного литературного произведения
Андрей Геласимов (1966

г., Иркутск) , повесть «Жажда» (2002)
Премия Аполлона Григорьева, премия журнала «Октябрь» (2003)
Парижский книжный салон, приз зрительских симпатий (2005 г.)
Подготовка к итоговому сочинению на материале одного литературного произведенияАндрей Геласимов (1966 г., Иркутск) , повесть «Жажда» (2002)

Слайд 25«Отцы и дети» «Месть и великодушие»
«Мечта и реальность»
Константин –

его отец, мать – отчим дядя Эдик;
жена отца Марина – дети отца, Слава 7 лет и Наташа 10 лет ; соседка Ольга и её сын Никита
Константин – его друзья по службе на Чеченской войне, «те, с которыми он горел» (грубиян Генка; сын моряка из Фрязино Пашка; Серёга из Москвы, жил с тёткой)



Я смотрел на них и думал: почему со мной получается так? Почему одни горят, а других выносят? Почему отец, который у меня был, в итоге достался другим детям? Почему человек, которого я хотел иметь своим отцом, бросил меня и уехал куда-то на Черное море? Почему тот придурок, который теперь называет себя моим отцом, так достал меня, что я целых полгода не могу найти сил, чтобы увидеть свою мать?

Ты когда-нибудь видел, как падает луч света в темную комнату из приоткрытой двери? В самом начале он узкий, а потом расширяется. Точно так же и человек. Сначала один, потом двое детей, потом четверо внуков. Понимаешь? Человек расширяется, как луч света. До бесконечности.
Как нарисовать ожидание? Бесконечная прямая линия, которая не упирается ни во что? От листа, на котором ты начал ее чертить, остается только воспоминание. Белое и квадратное. А мог быть рисунок. Кошка или собака. Или ребенок и дом. Но ты начал чертить линию. Теперь тебе уже не остановиться.

Реакти́вный пехо́тный огнемёт — аэрозоль, РПО-А или «Шмель» — (известный на войне в Афганистане как «Шайта́н-труба́») — советский и российский реактивный пехотный огнемёт одноразового применения. Представляет собой снаряд-ракету, начинённую огнесмесью. Уничтожает всё живое в объёме до 80 м³; площадь поражения: на открытой местности — от 50 м², в замкнутом пространстве — до 80 м². Укрытые цели выводятся из строя из-за перепада давления даже без пробития преграды, если они не герметизированы.

«Отцы и дети»  «Месть и великодушие» «Мечта и реальность»Константин – его отец, мать – отчим дядя

Слайд 26Ждать – это значит испытывать благодарность. Просто радоваться тому, что тебе есть

чего ждать.
… Только лейтенант этого не знал. Пока был жив. Поэтому удивился, когда Генка собрался вернуться за подстреленным пацаном. «Своих не бросают, лейтёха», сказал он. И я знал, что он именно так скажет.

Я рисовал просто из головы. Когда мне было хреново. Посидишь, порисуешь – вроде, немного легче
 Мы ездили каждый день. Мы были в Твери, мы были в Калуге. Мы ездили во Владимир. За неделю мы объехали пять городов. Я ночевал во Фрязино то у Генки, то у Пашки, а наутро мы садились в джип и ехали к кому-нибудь из тех, с кем вместе служили в Чечне. Пили водку, разговаривали, вспоминали войну, слушали семейные истории. Иногда я говорил, что выйду покурить, и долго стоял в подъезде, трясясь от холода и выдыхая в темный воздух прозрачный пар. Первые пять минут – чтобы успокоиться, а потом – чтобы дорисовать в голове то, на что у судьбы не хватило времени. Или желания.
Одному я дорисовывал ногу, другому – жену. Третьему – убитых друзей. Четвертому – чтобы ребенок был здоровый. Я рисовал сильными этих пацанов, их жен красивыми, а детей смешными. Я рисовал то, чего у них нет. Карандашами у меня бы так не получилось.

«Мечта и реальность» «Искусство и ремесло»
«Доброта и жестокость»

Константин – директор строительного колледжа Николай Семёнович
Константин: запойный мастер по евроремонту квартир, художник с сожжённым лицом, но живой душой

Своих не бросают!

Ждать – это значит испытывать благодарность. Просто радоваться тому, что тебе есть чего ждать.… Только лейтенант этого не

Слайд 27Задание. Дайте развёрнутый ответ на вопрос, привлекая литературный материал из повести

А.Геласимова (напишите работу в формате Итогового сочинения)

1.Как сделать детей счастливыми в семье?
2. Какую мечту можно назвать высокой?
3. Великодушие помогает преодолеть чувство мести может.
4. В чём заключается спасительная сила искусства?
5. Что защищает нас от жестокости мира?

Задание. Дайте развёрнутый ответ на вопрос,  привлекая литературный материал  из повести А.Геласимова (напишите работу в

Слайд 28Источники
1. Итоговое сочинение (изложение) 2018-2019 учебный год
Особенности формулировок тем итогового сочинения

2018/19
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
2. Примеры тем к итоговому сочинению
http//4ege.ru/sochinenie/53337-temy-k-itogovomu-sochineniyu.html
http://ya2017.com/edu/itogovoe-sochinenie-2019/
http://sochinika.ru/vypusknoe3.html
http://decsoch.ru/temy-itogovogo-sochineniya-2018-2019/
http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/ http://rustutors.ru/
3. Иллюстрации из ресурсов Интернета.
Источники1. Итоговое сочинение (изложение) 2018-2019 учебный годОсобенности формулировок тем итогового сочинения 2018/19http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie2. Примеры тем к итоговому сочинениюhttp//4ege.ru/sochinenie/53337-temy-k-itogovomu-sochineniyu.htmlhttp://ya2017.com/edu/itogovoe-sochinenie-2019/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть