Методические рекомендации
Общие комментарии
тематических направлений
Материалы подготовлены
Сыско Ириной Владимировной,
учителем русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 4» г.Иваново
Материалы подготовлены
Сыско Ириной Владимировной,
учителем русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 4» г.Иваново
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2018/19 учебного года (протокол от 05.07.2018 г.)
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
1. Анализ общих направлений.
2. Обдумайте конкретные темы,
предложенные для написания работы.
Проанализируйте тему перед написанием сочинения:
работа должна соответствовать теме.
Постройте ключевую фразу,
которая ляжет в основу замысла работы.
К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала.
Это пересказ или переписывание текста без комментирования.
НЕЗАЧЁТ
К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.
III. Выводы по теме.
Не теряй красную нить темы!
1. «Отцы и дети»
Введение тезиса:
Взаимоотношения «отцов» и «детей» находятся в центре внимания
авторов многих произведений разных эпох, которым небезразлична
судьба человека.
Далее – литературный материал.
Синонимы:
молодое (новое, современное) поколение, наше будущее, потомки,
сыновья, сыны, будущие поколения, грядущие поколения, наследие,
молодые люди, молодежь, подрастающее поколение
Взаимоотношения «отцов» и «детей» - вечная тема,
связанная с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными отношениями.
1. Аспект раскрытия темы
Этот герой сумел сохранить, найти общий язык с (кем?), т.к. был … (каким), сумел понять, что … Это проявилось в …. (жизненной ситуации, пересказ ситуации).
привычки, традиции, принципы, возраст, любовь, нежность, уважение
жестокость, гордыня, эгоизм, бескорыстие, максимализм, терпимость
Примерная формула темы
Ростовы - Болконские
Мечта - нечто, созданное воображением, мысленно представляемое
- предмет желаний, стремлений
Герои литературных произведений:
а) воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить;
б) оказались в плену прекраснодушных мечтаний;
в) лишены высокой мечты и подчинены низменным устремлениям
Понятия во многом противопоставлены
и одновременно тесно связаны между собой
прекрасная - ужасная; достижимая – недостижимая; ложная;
спасительная – губительная; соблазнительная; воодушевляющая;
живая – мертвящая; сбывшаяся - ….
Мечта (мечтатель)- грёза, чудо,
утопия, желание, иллюзия,
ожидание, бегство от Р.
Явь (реалист, прагматик) –
реальная действительность,
реальность.
Судьба (характер, личность) человека во многом связана с его способностью (неспособностью ) мечтать - реально оценивать ситуацию.
Варианты тем
1. Когда между мечтой и реальностью пролегает пропасть?
2. Нужно ли быть верным своей мечте?
3. Стоит ли быть верным своей мечте?
4. К чему приводят мечты?
Примерная формула темы
Катерина – Кабаниха
Месть – намеренное причинение зла за что – либо. Сила, которая
руководит действиями человека, претерпевшего обиду, жестокость
и несправедливость
Великодушие – высокое душевное качество; умение прощать;
способность жертвовать своими интересами ради чего – либо,
ставить чужие интересы выше своих;
Синонимы: благородство, снисходительность, способность к бескорыстной
уступчивости, снисходительности, незлопамятность, душевная щедрость
Писатели исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей; анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Диаметрально противоположные проявлениях человеческой натуры
Противостояние, а позже победа добра или зла в мире зависит от того, насколько велик запас душевных сил человека в случае трагической несправедливости.
Примерная формула темы
Варианты тем
1. Месть и великодушие как нравственный выбор человека
2. Как желание мести влияет на внутренний мир человека?
3. Чем полезно для человека умение прощать?
4. Как желание отомстить (умение прощать) влияет на судьбы людей?
Дубровский - Троекуров
Фаддей - Матрёна
Маргарита –
ведьма и женщина
Искусство ● Творческое отражение жизни в художественных образах.
● Умение, мастерство, знание дела.
● Самое дело, требующее такого умения, мастерства
На страницах литературных произведений показано:
а) образ служителя музыки, литературы, театра, живописи… ;
б) влияние силы творчества на самого художника или окружающих;
в) судьба создателя и его творения
Направление актуализирует представления в о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей
Талант – бесталанность; истинный – мнимый; творение - поделка
Мастер, гений, художник, творец,
деятель, служитель искусства
Ремесленник, кустарь, маляр,
не гений, бездарность
Ремесло ● Изготовление изделий кустарным способом.
Произведение искусства вечно, поскольку находит отклик в душе представителя любой эпохи; гармонично; предполагает духовное общение, создаёт духовный контакт с читателем (зрителем); свободно от власти денег
Примерная формула темы
Варианты тем
1. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
2. Чем настоящее искусство привлекает человека?
3. Почему искусство называют вечным?
4. Почему истинное искусство часто остается непонятым?
Бетховен – Желтков -Вера
Я - Мастер
благожелательность, отзывчивость,
душевность, милосердие, стремление
уменьшить страдание
безжалостность, бездушие,
бесчеловечность, стремление причинять страдание
Д. и Ж. - «вечные» противоположные друг другу нравственные
категории. Направление нацеливает на раздумья о нравственных основах отношения к человеку и всему живому
гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь;
антигуманное желание причинять страдание и боль другим и даже самому себе
Во многих произведениях литературы показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Д. или Ж. по отношению к (кому?)
окружающим; близким; тем, кто слабее; врагам; к природе; животным и т.д.
Этот литературный герой (или его близкие) проявил Д. или показал своё жестокое отношение к (кому?) в этой жизненной ситуации вот так… (пересказ ситуации), потому что ….
1. Доброта как душевное качество счастливого человека.
2. Может ли доброта противоречить личным интересам?
3. Могут ли доброта и жестокость сочетаться в одном человеке?
4. Жестокость – это проявление силы или слабости человека?
Судьба (жизнь, благополучие) человека и окружающих напрямую зависят от проявления в человечности и неприятия жестокости .
Я смотрел на них и думал: почему со мной получается так? Почему одни горят, а других выносят? Почему отец, который у меня был, в итоге достался другим детям? Почему человек, которого я хотел иметь своим отцом, бросил меня и уехал куда-то на Черное море? Почему тот придурок, который теперь называет себя моим отцом, так достал меня, что я целых полгода не могу найти сил, чтобы увидеть свою мать?
Ты когда-нибудь видел, как падает луч света в темную комнату из приоткрытой двери? В самом начале он узкий, а потом расширяется. Точно так же и человек. Сначала один, потом двое детей, потом четверо внуков. Понимаешь? Человек расширяется, как луч света. До бесконечности.
Как нарисовать ожидание? Бесконечная прямая линия, которая не упирается ни во что? От листа, на котором ты начал ее чертить, остается только воспоминание. Белое и квадратное. А мог быть рисунок. Кошка или собака. Или ребенок и дом. Но ты начал чертить линию. Теперь тебе уже не остановиться.
Реакти́вный пехо́тный огнемёт — аэрозоль, РПО-А или «Шмель» — (известный на войне в Афганистане как «Шайта́н-труба́») — советский и российский реактивный пехотный огнемёт одноразового применения. Представляет собой снаряд-ракету, начинённую огнесмесью. Уничтожает всё живое в объёме до 80 м³; площадь поражения: на открытой местности — от 50 м², в замкнутом пространстве — до 80 м². Укрытые цели выводятся из строя из-за перепада давления даже без пробития преграды, если они не герметизированы.
Я рисовал просто из головы. Когда мне было хреново. Посидишь, порисуешь – вроде, немного легче
Мы ездили каждый день. Мы были в Твери, мы были в Калуге. Мы ездили во Владимир. За неделю мы объехали пять городов. Я ночевал во Фрязино то у Генки, то у Пашки, а наутро мы садились в джип и ехали к кому-нибудь из тех, с кем вместе служили в Чечне. Пили водку, разговаривали, вспоминали войну, слушали семейные истории. Иногда я говорил, что выйду покурить, и долго стоял в подъезде, трясясь от холода и выдыхая в темный воздух прозрачный пар. Первые пять минут – чтобы успокоиться, а потом – чтобы дорисовать в голове то, на что у судьбы не хватило времени. Или желания.
Одному я дорисовывал ногу, другому – жену. Третьему – убитых друзей. Четвертому – чтобы ребенок был здоровый. Я рисовал сильными этих пацанов, их жен красивыми, а детей смешными. Я рисовал то, чего у них нет. Карандашами у меня бы так не получилось.
«Мечта и реальность» «Искусство и ремесло»
«Доброта и жестокость»
Константин – директор строительного колледжа Николай Семёнович
Константин: запойный мастер по евроремонту квартир, художник с сожжённым лицом, но живой душой
Своих не бросают!
1.Как сделать детей счастливыми в семье?
2. Какую мечту можно назвать высокой?
3. Великодушие помогает преодолеть чувство мести может.
4. В чём заключается спасительная сила искусства?
5. Что защищает нас от жестокости мира?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть