Методические рекомендации.
Общие комментарии
тематических направлений.
Сыско Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 4» г.Иваново
Сыско Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 4» г.Иваново
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2017/18 учебного года
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
1. Анализ общих направлений.
2. Обдумайте конкретные темы,
предложенные для написания работы.
Проанализируйте тему перед написанием сочинения:
работа должна соответствовать теме.
Постройте ключевую фразу,
которая ляжет в основу замысла работы.
К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала.
Это пересказ или переписывание текста без комментирования.
НЕЗАЧЁТ
К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.
III. Выводы по теме.
Не теряй красную нить темы!
1. «Верность и измена»
Верность — морально-этическое понятие; преданность кому-
либо или чему-либо; неизменность в чувствах, обещаниях, словах,
отношениях, в исполнении обязанностей, долга.
Основа В. - ответственность за кого то или что – то, душевная или
физическая, стойкость в сочетании с честностью, смелостью и др.
Понятия «верность» и «измена» находятся в центре внимания авторов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
постоянство, неизменность,
твердость, непоколебимость
предательство, вероломство, нарушение верности (неверность),
Измена — нарушение верности кому- или чему-либо.
1. Варианты тем
Этот герой сумел сохранить верность (чему? Кому?), т.к. был …
(каким). Это проявилось в …. (жизненной ситуации, пересказ ситуации).
Нравственный выбор, счастье, жизнь или смерть этого героя напрямую связаны с умением сохранить верность (кому? чему?) или со склонностью к предательству, измене своим идеалам (словам, убеждениям и т.п.)
Наташа Ростова
Гринёв, Пугачёв,
Швабрин,
капитан Миронов,
Маша и др.
Отзывчивость - положительное духовно - нравственное качество,
проявляющееся в склонности помогать нуждающимся; в способности
видеть чужое горе; проявлять бескорыстие, щедрость, великодушие;
умение прощать; терпимость.
безразличие, безучастие,
безучастность, бесчувственность, бездушие, чёрствость
сердечность, добродушие,
участливость, сострадательность, душевность, чуткость, сопереживание
Герои литературных произведений:
а) с горячим сердцем, готовые откликаться на чужие радости и беды;
б) персонажи, воплощающих противоположный тип личности.
! Две крайности человеческой личности, которые проявляются в отношении :
к людям в разных ситуациях к природе, искусству, красоте …
Победа добра или зла связана с проявлением О. (или Р.) по отношению к …(кому? чему?); неспособностью (способностью ) поступать (как?)
Какого человека можно назвать отзывчивым?
2. К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе? (любви, семье, людям и т.п.)
4. Как соотносятся доброта и отзывчивость (равнодушие и эгоизм)?
5. Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе»?
Гринёв, Пугачёв,
Маша - императрица
Фаддей - Матрёна
Воланд- Маргарита
Цель – предмет стремления, то, чего нам желательно осуществить
способ, метод, орудие, путь к цели
! Цели : истинные – ложные; высокие – низменные; великие – ничтожные; близкие - недостижимые; бескорыстные – корыстные …
!Средства: гуманные – бесчеловечные; честные – нечестные , аморальные;
спасительные – губительные…
Средство – способ достижения цели
намерение, замысел, мечта,
стремление, предел мечтаний
Герои литературных произведений намеренно или ошибочно избирают средства для достижения (какой ?) цели. Как это отражается на их судьбе и на судьбе окружающих?
Выбор (такой) цели и средства (такого) её достижения определил дальнейшую судьбу этого литературного героя (или его близких) вот так… (пересказ ситуации)
Почему важно иметь цель в жизни?
2. Какая разница между истинной и ложной целью?
3. Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?
4. Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?
5. Как вы понимаете слова И.В.Гёте «Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых».
Плужников
Смелость – решительность, отсутствие страха
Трусость – робость, боязливость, поведение труса
(человека, поддающегося чувству страха)
Герои литературных произведений способны (или нет) к смелым действиям, демонстрирующим силу духа и воли (слабость духа, безволие)
смелость/трусость
как проявление самоуверенности, эгоизма (уверенности в себе, бескорыстия)
в умах, душах, характерах.
и неспособность отстаивать свои идеалы, принципы, принять решение
и формирование личности.
Способность этого литературного героя (или его близких) к смелым, мужественным поступкам (неспособность) проявилась в этой жизненной ситуации вот так… (пересказ ситуации)
1. Можно ли оправдать трусость?
2. Отвага заменяет крепостные стены
3. Каждый человек храбр по – своему.
4. На какие поступки толкает человека трусость?
5. «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым» Б. Рассел
Общество – совокупность определённых отношений, образующая особую
ступень развития в истории человечества
человек/общество
В художественной литературе рассматриваются особенности взаимоотношений Ч. и О. с различных сторон.
Человек – живое существо, обладающее даром речи, мысли, созидательной способностью , обладающий моральными и интеллектуальными свойствами
личность, индивидуум, существо
союз, круг, среда, мир
Этот литературный герой был частью общества (противостоял окружающим, конфликтовал с ними). Это можно наблюдать в этой жизненной ситуации. Всё произошло вот так… (пересказ ситуации)
1. В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
2. В чём сила и слабость индивидуализма?
3. Как проявляется индивидуальность человека, живущего в коллективе?
5. Поясните смысл высказывания А. Де Сент-Экзюпери:
«Все дороги ведут к людям»?
фамусовское
Народ, мир, семья, человек, личность, братья и сестры …
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть