Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как форма реализации ФГОСов нового поколения
Дорина Елена Павловна, преподаватель русского языка и литературы ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
Мастер-класс
Мастер-класс Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как форма реализации ФГОСов нового поколения, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 68 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как форма реализации ФГОСов нового поколения
Дорина Елена Павловна, преподаватель русского языка и литературы ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
Мастер-класс
ФГОС – новая парадигма отечественного образования
1. Переход от школы информативно-трансляционной к школе деятельностной
2. Основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач
3. Старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и исследовательской деятельности
Искусство не порождает из себя того или иного практического действия, а только приготовляет организм к этому действию.
Л.С. Выготский
Основная цель современного образования – создание единого образовательного пространства с целью повысить конкурентноспособность выпускников школ, ПОО и вузов
Деятельность – особая целостность, включающая компоненты: мотивы, цели, действия, результаты
Схема обучающего процесса: слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю - понимаю
Требования к современному уроку: СР на всех этапах урока, учитель выступает в роли организатора, рефлексия и высокая степень речевой активности
Основная парадигма современного образования – от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности
Методы обучения:
Пассивный – учитель; Активный – учитель – ученик;
Интерактивный – учитель – ученик – ученик - ученик
Специфика системно-деятельностного подхода:
Позиция учителя – с вопросом к классу;
Позиция ученика – за познанием мира;
Учебная задача – задача, решая которую, выполняются цели учителя
Развитие личности – это смысл и цель современного образования
Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека… В.А. Сухомлинский
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который
умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы
обладает богатым критическим и творческим мышлением
владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Самостоятель-ная работа – это
форма организации, требующая от учащихся самоконтро-ля, самоуправле-ния и самооценки;
деятельность по приобретению и применению знаний без помощи со стороны, которая требует от учащихся умственных и физических усилий.
Основные тенденции развития образования в современном мире:
Смена парадигмы образование=обучение, образование =становление
Гуманизм образования + толерантность
Ориентация на метапредметность (компетенции) и креативность выпускников
Индивидуализация обучения, развитие дистанционного обучения
Диалогичность (как подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания)
Техногенность: интернет-технологии
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
Системно-деятельностный подход
на уроках позволяет:
обращаться к личному опыту обучающихся
объяснять и изучать материал самостоятельно
развивать творческие способности и мыслительную деятельность обучающихся
формировать ответственность каждого за результат всей группы
развивать чувства сопричастности и переживания за выполненную работу
1
2
3
4
5
Историко-литературный подход
в изучении произведений русской литературы
На этапе изучения нового материала
Краткий экскурс в историю написания произведения, зачитать отдельные отрывки, составляющие глубинный смысл
Индивидуальные сообщения по одной из сюжетных линий романа
Комментированное чтение эпизодов, в которых раскрывается характер главного героя
Этап актуализации знаний и умений
Беседа по вопросам
2. Письменный блиц-опрос (не менее 7-9 вопросов)
3. Проблемный вопрос, который связан с новым материалом
4. Терминологический диктант
1. В чем заключается смысл названия романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
2. Почему князь Андрей не говорит вслух, почему идет на войну?
3. Какими словами напутствует старый князь Болконский своего сына?
Цели:
Обучающие, формирование регулятивных УУД:
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изучаемого литературного произведения; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
Развивающие, формирование познавательных УУД:
формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
учить правильной монологической и диалогической речи;
вызвать интерес к занятию проблемно-творческого характера.
Воспитательные, формирование личностных УУД:
формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Жизненные искания князя Андрея – дорога чести и долга
Почему князь Андрей принимает решение идти на войну?
Почему он слушает наставления отца? Это послушание или понимание чести семьи?
Какие поступки князя Андрея заставляют вас по-новому посмотреть на героя?
В чем вы видите свое понимание «честь семьи»?
Что значит «дорожить своим именем»?
Схема жизненных исканий князя Андрея
Война 1805г.
Идея славы
Любовь
Бал
Война 1812г. Идея единения
Идея всепрощения и любви
Салон
Шерер
Небо
Аустерлица
Н. Ростова
и
А. Курагин
Размышление «Что значит Родину любить?»
Патриотизм – есть проявление любви к Родине независимо от состояния жизни. Родину, как и родителей, не выбирают. Жить проблемами отечества, быть в центре событий удается не каждому. Задаю себе вопрос: что означало для князя Андрея (героя романа Л.Н. Толстого «Война им мир») служить Отечеству? Отказавшись от праздной и бесполезной жизни, герой принимает решение, которое стоит ему очень дорого. Разве это не проявление патриотизма? Представитель княжеского рода не может идти против его традиций, тем более проявить равнодушие. Отказаться от идеалов и трудностей войны для него означало бы пойти против чести своей семьи, против духовности рода и собственного достоинства.
(Из исследовательской работы Янченко В., 2015 г.)
Патриотизм
(греч. - patrig отечество)
Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа
Основные подходы в изучении произведений русской литературы
Историче-ские события
Авторский взгляд на историю
Литература всегда опиралась и опирается на факты и события истории, которые способствуют более полному раскрытию характеров, осмыслению происходящего в жизни людей и оценке тому, что вызывает определенные чувства и эмоции.
Методы - проектный и поисковый - не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Понятие метода проектно-исследовательская деятельность
Исследователь-ская деятельность обучающихся как метод обучения литературе
Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность обучающихся
Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры обучающихся
Историко-литературный подход при изучении произведения позволяет:
обращаться историческим документам и свидетельствам
объяснять и изучать материал самостоятельно на основе справочных и документально-зафиксированных сведений
делать определенные выводы и развивать творческие способности и мыслительные процессы
развивать чувства гордости, сопричастности и сопереживания за судьбы героев
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения
1
2
3
4
5
Историческая справка
при изучении «Донских рассказов» М.А. Шолохова
гражданская война решала задачу уничтожения враждебных элементов, которые мешали строительству социалистического общества;
формировала новые идеалы в сознании людей, которым ценой собственной жизни предстояло защитить Советскую власть;
ущерб, нанесенный гражданской войной, оказался несовместимым с ее итогами.
1
2
3
Исторический аспект при изучении «Донских рассказов» М.А. Шолохова
Прав ли был известный русский писатель Б. Васильев, утверждавший, что «…братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему… Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война»?
«…гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…»
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А.А. Ахматова (1940)
Метод исследования в технологии личностно-ориентированного обучения
Написать предварительно небольшое рассуждение: «Нужно ли современным учащимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?»
Задания:
провести исследование темы жизни и смерти в произведении;
объяснить роль картин природы в книге о войне.
Методические цели:
объяснить поведение героев произведений в ситуации, когда спасти свою жизнь и предотвратить смерть становится невозможным;
исследовать тему войны в произведениях через призму событий истории.
Дидактические цели:
сформировать навыки самостоятельной работы в малых группах;
развивать устную речь обучающихся;
формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого Родины и народа.
Нужна ли нам правда о войне?
Как вы понимаете такие понятия как долг, воинский долг? В чем состоит их отличие?
В чем состоит смысл гибели роты кремлевских курсантов в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»?
Почему капитан Рюмин скрыл от курсантов истинную правду об окружении роты и покончил жизнь самоубийством?
Как поступает командир взвода Алексей Ястребов и другие курсанты? Почему они простили своего капитана?
Как история бесславной гибели роты кремлевских курсантов повлияла на ваши знания об истории битвы под Москвой?
Цель исследования для учащихся
1. Сравнить поведение командира роты капитана Рюмина и командира взвода Алексея Ястребова в ситуации неизбежности гибели роты.
2. Понять чувства курсантов, не по своей воле оказавшихся в жестокой схватке с врагом, брошенных верховной властью на верную гибель.
3. Провести исследование темы природы и ее роли в раскрытии трагедии человека в ситуации неизбежной гибели.
Виктор Петрович Астафьев – писатель-фронтовик, автор книги «Прокляты и убиты»
По словам писателя В. Астафьева, от повести «Убиты под Москвой», «как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…»
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности
само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности
в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности
нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей
1
2
3
4
Вопросы, на которые необходимо дать исчерпывающие ответы:
Почему Андрей Гуськов становится предателем и дезертиром?
Каковы истоки предатель-ства? Почему за слабость души и усталость от войны такая высокая плата?
Кого Андрей подверга-ет опасности в первую очередь?
Почему Настена не предала мужа-дезертира?
Чем она платит за безумный поступок своего мужа?
Проблема нравственного выбора героя в повести В. Быкова «Знак беды»
«Наверно, все остальное здесь принадлежало прошлому, покоренному тленом и небытием. Все, кроме неподвластной времени всеохватной памяти, наделенной известной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с будущим».
«НИКОМУ НЕ НУЖНЫМИ СЕМЕНАМИ ЛЕТЯТ ЧЕРЕЗ ВОЙНУ ДЕТИ»
«Летим в неизвестность, как семена по пустыне. По военной – по пустыне – надо сказать. Где-то, где-нибудь, в щелочке, в трещинке, ямке случайной застрянем… А прольется ласка да внимание живой водой, прорастем. Чахлой веточкой прорастем, былинкой, крошечной бесцветной ниточкой картофельной, да ведь и спросу-то нет. Можем и не прорасти, а навсегда кануть в неизвестность. И тоже никто не спросит. Нет, значит не было. Значит не надо. ТУЧКИ МЫ… ВЛАЖНЫЙ СЛЕД… БЫЛИ И НЕТ…» (гл. 3)
БЕЗЗАКОНИЕ, ПРОИЗВОЛ
В истории не может быть событий, которые лучше предать забвению, нежели осмыслить происходившее в далеком прошлом. Именно об этом и повествует автор в своей повести «Ночевала тучка золотая». О глубоком смысле этого произведения свидетельствует тот факт, что она была напечатана спустя почти два десятилетия со дня её написания. В 1988 году А.И. Приставкин был удостоен Государственной премии СССР.
События, описанные в повести, достоверны и подлинны, так как сам Анатолий Игнатьевич в прошлом детдомовец, прошедший по всем кругам Дантова ада и выживший наперекор судьбе.
«Мы писали о жизни, о жизни…»
По словам Чингиза Айтматова, «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодня».
Схема развития сюжета поэмы «Дом у дороги»
ДОМ
ДОРОГА
дом, в котором живут герои поэмы, дом солдата, семья, женщина, сохранившая семью в плену
путь солдата на войну, ход военных событий, дорога, у которой стоит дом жены солдата, судьба страны и народа, путь солдата с войны и возвращение семьи солдата из плена
Прием контраста –
«боль и радость»
Тема памяти в произведениях о войне
Понятия «дом» и «дорога» в поэме А.Твардовского «Дом у дороги»
Тема человеческих страданий в поэме
Трагедия человека, угнанного в фашистский плен
Трагедия женщины, угнанной в плен вместе с детьми
Трагедия XX века – трагедия каждого, кто прошел испытания войной
Тема исторической памяти в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги». Прием «Лабиринт»
В технологиях развивающего обучения в качестве принципиальных положений выделяются следующие:
коллективная деятельность обучаемых;
развитие образовательных потребностей;
самостоятельность в обучении;
индивидуализация обучения;
управляемость процессом обучения.
Мониторинг деятельности обучающихся
Дата проведения _________________группа № ___________
Тема программы:___________________________________________________
Основные методы урока, позволяющие сформировать компетенции обучающихся
Метод проекта, при котором каждый обучающийся готовит работу к защите
Метод исследования, при котором знания расширяются, углубляются
Метод сравнения и сопоставления «Проблемы отцов и детей в русской литературе и в нашей современности»
Индивидуальный метод, при котором задание предлагается в соответствие с уровнем подготовки
Диалогичность (как подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания)
Метод использования и применения интернет-технологий
Работа с одаренными студентами (от нем. Wunderkind – чудесные дети)
Талантливость – студенты, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
Интеллекту-альная одаренность – студенты с высоким показателем уровня общей одаренности
Академиче-ская одаренность – студенты, хорошо обучающие-ся в учебном заведении
Необходимо:
мониторинг одаренности
Психологическая и материальная поддержка ОС
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
Мониторинг нравственных ценностей студентов
1.Взаимоотно-шения в семье
2. Здоровье
3. Учёба
4. Будущая карьера
5. Любовь
6. Взаимоотношения с одноклассниками
7. Взаимоотношения с учителями
10. Нормальное питание
11. Покупка одежды и других вещей
8. Возможность заработка
9. Проведение свободного времени
Областной конкурс
«Сохранение культурного наследия Руси на Белгородчине»
Научно-исследовательская работа
«МЫ ПРЕД НАШЕЙ РОССИЕЙ
И В ТРУДНОЕ ВРЕМЯ ЧИСТЫ…»
Выполнил студент 27 группы 2 курса
Старыгин Данил Васильевич
Развитие личностных качеств через исследовательскую работу
Работа
с архивными документами
Фронтовой приказ
№: 112/н от: 06.08.1945
Издан: ЮГВ /
Архив: ЦАМО
фонд: 33
опись: 686196
ед.хранения: 5783
№ записи: 28021408
Развитие личностных качеств через исследовательскую работу
Работа с архивными документами
Военный билет Новиковой (Крутоголовой Л.С.)
Призвана на службу
11 октября 1941 года
Уволена в запас 22 апреля 1948 года
Развитие личностных качеств через исследовательскую работу
Работа
с архивными документами
Фронтовой приказ №: 15 от: 10.04.1944
Издан: ВС 1 ТА / Архив: ЦАМО
фонд: 33
опись: 686044
ед.хранения: 3992
№ записи: 20158702
«Помните о том, что вечно смотрят с верой и любовью вслед вам те, кто жил во имя вас!»
Научно-исследовательская работа
Выполнили студенты 27 группы
Михайленко Алексей и Старыгин Данил
Областной конкурс
«Сохранение культурного наследия Руси на Белгородчине»
Областной конкурс на антинаркотическую тему
«Миссия – жить!»
Месячник по проведению мероприятий, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Выступление Старыгина Данила (гр. 27) на студенческой конференции «Наш дом - земля»
Диплом «за исследовательский подход»
Дорина Е.П. – отличник профессионально-технического образования РФ (1996),
награждена грамотами Управления образования и науки Белгородской области
Региональная научно-практическая конференция «Проблемы среднего профессионального образования Белгородской области в современных условиях» - 26.05.2016 г.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ЦЕЛОСТНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ, АКТИВНОЙ – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Дорина Елена Павловна, преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть