Слайд 2Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии
с судьбой общества.
Слайд 3Герои Шолохова — люди простые, но незаурядные, а Григорий не только
храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии — свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.
Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нём и стихийное, что унаследовано от среды.
Слайд 4Примерный сюжетный план «Судьба Григория Мелехова»
Книга первая
1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).
2.
Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»).
3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)
4. Стычка со Степаном.
5. Сватовство и женитьба.
6. Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.
7. Призыв в армию.
8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.
9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.
10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.
11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.
Слайд 5Книга вторая, ч. 3—4
12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым
казаком».
13. 1915 г. Спасение Степана Астахова.
14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.
15. Предчувствие беды, ранение.
16. Григорий и его дети. Желание конца войны.
17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.
18. Напоминание об Аксинье.
19. Ранение. Расправа над пленными.
20. Лазарет. «К кому же прислониться?»
21. Семья. «Я — за советскую власть».
22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.
23. Последняя встреча с Подтелковым.
Слайд 6Книга третья, ч. 6
24. Разговор с Петром.
25. Злоба к большевикам.
26. Ссора
с отцом из-за награбленного.
27. Самовольный отъезд домой.
28. Красные у Мелеховых.
29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».
30. Пьянство, мысли о смерти.
31 .Григорий убивает матросов
32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.
33. Встреча с Аксиньей.
Слайд 7Книга четвертая, ч. 7
34. Григорий в семье. Дети, Наталья.
35. Сон Григория.
36.
Кудивов о невежестве Григория.
37. Ссора с Фицхалауровым.
38. Распад семьи.
39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.
40. Смерть жены.
41.Тиф и выздоровление.
42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.
Слайд 8Часть 8
43. Григорий у Буденного.
44. Демобилизация, разговор с Михаилом.
45. Уход из
хутора.
46. В банде Филина, на острове.
47. Уход из банды.
48. Гибель Аксиньи.
49. В лесу.
50. Возвращение домой.
Слайд 9Беседа по теме:
— Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый
казак»?
— Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?
Слайд 10Григорий Мелехов — неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен
в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей — часть 7, глава 7; смерть Натальи — часть 7, главы 16-18; смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утёнок на сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича).
Григорий — человек, способный на поступок (уход с Аксиньей в Ягодное, разрыв с Подтёлковым, столкновение с Фицхалауровым — часть 7, глава 10; решение вернуться на хутор.)
Слайд 11— В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория?
(подберите и зачитайте эпизоды)
— Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?
Слайд 12Он нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания
(см. внутренние монологи — часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор.
Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему ни разу сделать подлость.
Глубокая привязанность к дому, к земле — сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать».
Слайд 13Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»). Перелом: спор и
ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым, Штокманом. Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как бы переносится в глубины сознания: «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый».
Слайд 14А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых,
ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «дрянными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.
Слайд 15«Больше всего нужно для писателя,— говорил Шолохов, — ему самому нужно,
— передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»
Слайд 16— Как вы считаете, удаётся ли автору «Тихого Дона» «передать движение
души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? Если да, каково, на ваш взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер?
— Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чём его очарование заключается?
Слайд 17Основная проблематика «Тихого Дона» раскрывается не в характере одного, хотя бы
и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова, как типической личности, как бы концентрирует в себе основной и идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих действующих лиц, являющихся носителями определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.
Слайд 18— Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»?
— Что, на
ваш взгляд, позволяет характеризовать Григория Мелехова как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нём сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»?
Слайд 19Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в
его борьбе... но он не стал с народом. И в этом его трагедия».
Слайд 20— Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал
с народом», разве народ — это только те, кто за красных?
— Как вы думаете, в чём трагедия Григория Мелехова?
Слайд 21Домашнее задание:
Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория
Мелехова?