Слайд 1Лев
Николаевич
Толстой
1828-1910
Слайд 2БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
ПО НРАВСТВЕННЫМ ВОПРОСАМ
Слайд 3Высшая ценность в общении с детьми – свобода.
Л.Н. Толстой
Слайд 4Нравственные
истины
12)Соблазны внешние
15) Непротивление
13) Смирение
17) Смерть
16) Жизнь в
настоящем
10) Поступки-дела
19) Вера
2) Жизнь
в воле Бога.
9) Слова
8) Мысли
14) Самоотречение
3) Человек — сын Бога
4) Разум
1) Бог
18) Жизнь — благо
5) Любовь
11) Соблазны внутренние
6) Совершенствование
7)Усилие
Слайд 5Нравственные истины
1. Бог.
2. Жизнь в воле Бога.
3. Человек
— сын Бога.
4. Разум.
5. Любовь.
6. Совершенствование.
7. Усилие.
8. Мысли.
9. Слова.
10.Поступки-дела.
11.Соблазны внутренние.
12.Соблазны внешние.
13.Смирение.
14.Самоотречение.
15.Непротивление.
16.Жизнь в настоящем.
17.Смерть.
18.Жизнь — благо.
19.Вера.
Слайд 6Таких нравственных истин набралось у меня более 700, так что если
расположить их по дням, то на каждый день придется по 2.
Л.Н. Толстой
Слайд 7Из отдела 1-го
Услыхали раз рыбы в реке, что люди говорят: рыбам
можно жить только в воде. И стали рыбы друг у друга спрашивать: что такое вода? И ни одна рыба в реке не могла сказать, что такое вода. Тогда умная, старая сказала, что есть в море премудрая рыба. Она все знает. Спросим ее: что такое вода? И вот поплыли рыбы в море к старой премудрой рыбе и спросили ее: как бы нам узнать, что такое вода? Премудрая рыба сказала: вы не знаете, что такое вода, потому что живете в воде. Узнаешь воду только тогда, когда выскочишь из нее и почуешь, что без нее жить нельзя. Только тогда поймешь, что мы водою живем и что без воды нет жизни.
То же и с людьми, если они думают, что не знают Бога. Мы живем в Боге и Богом, и только что уйдем от Бога, сейчас нам так же плохо, как рыбе без воды.
Слайд 8Из отдела 2-го
Когда на большой дороге грабят разбойники, то путешественник не
выезжает один: он выжидает, не поедет ли кто-нибудь со стражей, присоединяется к нему и тогда уже не боится разбойников.
Так же поступает в своей жизни и разумный человек. Он говорит себе: «В жизни много всяких бед. Где найти защиту, как уберечься от всего этого? Какого дорожного товарища подождать, чтобы поехать в безопасности? За кем ехать следом: за тем или за другим? За богатым ли, за важным ли вельможей или за самим царем? Не уберегут ли они меня? Ведь и их грабят и убивают, и они так же бедствуют, как и другие люди. Да еще и то может быть, что тот самый, с кем я поеду, нападет на меня и ограбит. Какого же мне найти себе верного дорожного товарища, такого товарища, чтобы он не напал на меня, а был мне всегда защитой? За кем мне идти следом? Один есть такой верный товарищ. Товарищ этот — Бог. За Ним надо идти, чтобы не попасть в беду. А что значит идти за Богом? Это значит желать того, что Он хочет, и не желать того, чего Он не хочет. А как достигнуть этого? Понять Его законы и следовать им».
Слайд 9Из отдела 3-го
Христос сказал, что каждый человек — сын Бога. Это
значит то, что в каждом Человеке живет дух Божий; по телу всякий человек сын своих родителей, по духу всякий человек сын Бога. Чем больше человек понимает в себе дух Божий, чем больше признает свою сыновность Богу, тем больше он приближается к Богу и к истинному благу.
Слайд 10Из отдела 4-го
Чем доброе бывает жизнь человека, тем больше бывает в
нем разума. А чем разумнее человек, тем добрее бывает жизнь человека.
Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. Одно помогает другому. А потому, если разум не помогает доброй жизни, это не настоящий разум. И если жизнь не помогает разуму, то это не добрая жизнь.
Слайд 11Из отдела 5-го
Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел
тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя.
Слайд 12Из отдела 6-го
Мы все знаем, что живем не так, как надо
и как могли бы жить. И поэтому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.
Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправляя себя.
В этом самое главное и самое радостное дело в жизни.
Слайд 13Из отдела 7-го
Бывает неприятно, когда тебя хвалят за то, чего ты
не сделал, и так же неприятно, когда бранят за то, чего ты не заслужил. Но можно и в напрасной похвале и в напрасной брани найти пользу. Если ты не сделал доброго дела и тебя хвалят за него, постарайся сделать то, за что тебя хвалят. А если тебя бранят за то, чего ты не сделал, то постарайся вперед не делать того, за что тебя бранят.
Слайд 14Из отдела 8-го
Как удилами во рту мы управляем конями и рулями,
управляем кораблями, так и языком мы управляем всем телом. Языком можно и осквернить, можно и освятить себя. И потому надо не говорить, что попало, а внимательно следить за своими словами.
Слово — великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье.
Слайд 15Из отдела 9-го
Для того чтобы не делать злых дел, надо удерживаться
не только от самых дел, но и от злых разговоров. Для того же, чтобы удерживаться от злых дел и разговоров, надо научиться удерживаться от злых мыслей. Когда один думаешь сам с собой и придут недобрые мысли — обсуждаешь кого-нибудь, сердишься, вспомни, что нехорошо так думать, остановись и старайся думать о другом. Только тогда будешь в силах воздерживаться от злых дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей. Корень злых дел в дурных мыслях.
Слайд 16Из отдела 10-го
Китайского мудреца спросили: есть ли такое слово, которое дало
бы счастье на всю жизнь?
Мудрец сказал: «Есть слово «шу»; смысл этого слова такой: чего мы не хотим, чтобы нам делали, не надо делать другим».
Когда же Христа спросил о главной заповеди закона, Он сказал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. В этом закон и пророки».
Китайский мудрец сказал, чтобы не делать другим того, чего себе не хочешь: не отступай от любви. А Христос сказал: не только те делай другому того, чего себе не хочешь, но делай другому то, чего себе хочешь, — поступай по любви.
Слайд 17Из отдела 11-го
Пословица говорит: «От трудов праведных не наживешь палат каменных».
«От трудов будешь горбат, а не будешь богат».
И пословица не мимо молвится. Большое богатство наживается не трудами, а грехами. От этого большое богатство — тяжесть, а не радость для хорошего человека. Не пропускает большое богатство людей в царство Божие.
Слайд 18Из отдела 12-го
Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить
своим умом. Не беда, если мы смеемся, сами не зная чему, когда другой человек смеется, и если, глядя на того, кто зевает, и сами зеваем, но плохо то, когда мы поддаемся злому чувству того человека, который злится на нас, обижает нас. Он злится, и мы злимся. А тут-то и дороже всего не поддаться злому чувству, а, напротив, добротой ответить на злобу. Если со злыми людьми будешь такой же, как они, то сделаешься скоро злым и с добрыми людьми.
Слайд 19Из отдела 13-го
В Евангелии сказано (Лука ХVI, 15), что велико для
людей, то мерзость перед Богом. Это надо всегда помнить, чтобы не ошибиться и не почитать великим и важным то, что мало и ничтожно. Это надо помнить, потому что люди всегда возвеличиваются, украшают то, про что они знают, что оно без прикрасы будет не замечено признано другими. Так устраивают всякие храмы, шествия с музыкой и флагами, богатыми одеждами. Надо не поддаваться этому блеску и знать и помнить, что все истинное и доброе не нуждается в украшениях и бывает просто я скромно.
Слайд 20Из отдела 14-го
Люди живут общими трудами всех. И чугун, и косы,
и сошник, и сукно, и бумага, и спички, и свечи, в керосин, и тысячи других вещей, — все это труды людские. И потому, чтобы не отнимать у людей людского труда, надо, если мы пользуемся трудами людей, оплачивать за это своим.
Есть пословица, что если один человек живет не работая, то где-нибудь какой-нибудь человек от этого умирает с голоду.
Но как учесть, больше ли я беру, чем даю? Учесть нельзя, и потому, чтобы не быть вором и, лучше больше отдать, чем взять, и для этого как можно больше работать и как можно меньше брать от других людей.
Слайд 21Из отдела 15-го
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб
за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Учение это запрещает делать то, от чего умножается, а не прекращается зло в мире. Когда один человек нападает на другого, обижает его, он этим зажигает в другом чувство ненависти, корень всякого зла. Что же надо сделать, чтобы потушить это чувство зла? Неужели сделать то самое, что вызвало это чувство зла, т.е. повторить дурное дело? Поступить так, значит вместо того, чтобы уничтожить зло, усилить его.
И потому непротивление злу злому есть если единственное средство победить зло. Только оно одно убивает злое чувство и в том, кто сделал зло, и в том, кто понес его.
Слайд 22Из отдела 16-го
Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его
нынче. Смерть не разбирает того, сделал или не сделал человек то, что должен. Смерть никого и ничего не дожидается. У нее нет ни врагов, ни друзей. Дела человека, то, что он успел сделать, становятся его судьбой, хорошей или дурной. И потому для человека важнее всего в мире то, что он сейчас делает.
Слайд 23Из отдела 17-го
Человек видит, как все на свете — и растения,
и животные зарождается, растет, крепнет, плодится, а потом слабеет, портится, стареет из умирает.
То же самое видит человек и над своим телом и, глядя на других людей, когда они умирают, знает и про свое тело, что оно состарится, испортится‚ и умрет, как и все, что родится и живет на свете.
Но кроме того, что он видит на других существах и на людях, каждый человек знает в себе еще то, что не портится и не стареет, а напротив, что больше живет, что лучшеет и крепнет. Знает каждый человек в себе свою душу.
Что будет с душой, когда мы помрем, никто не может знать. Одно мы верно знаем — это то, что портится, преет и гниет только то, что телесно, а душа нетелесна, и потому с ней не может быть того, что с телом. И потому страшна смерть только тому, кто живет только телом.
Для того же, кто живет душою, нет смерти.
Слайд 24Из отдела 18-го
Знай и помни, что если человек несчастен, то он
сам в этом виноват, потому что Бог создал людей не для того, чтобы они были несчастны, а для их счастия. Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, что не всегда могут иметь. Счастливы же тогда, когда желают того, что всегда могут иметь. Чего же люди не всегда могут иметь? И что могут всегда иметь, когда желают этого?
Не всегда могут люди иметь то, что не в их власти, то, что другие могут отнять у них. Всего этого люди не могут иметь всегда. Всегда же могут иметь люди только то, чего никто от них отнять не может.
Первое — это все блага мирские, богатство, почести, здоровье. Второе — это своя душа, свое желание во всем исполнять волю Бога. И Бог дал в нашу власть как раз то, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что никто, никакие мирские блага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благо дает только исполнение воли Бога. Бог не враг нам. Он поступил с нами, как добрый Отец: Он не дал нам только того, что не может дать нам блага.
Слайд 25Из отдела 19-го
Во всех верах учение о том, как надо жить
людям, одно и то же. Обряды разные, а вера одна.
Разумный человек видит то, что едино во всех верах, глупый же видит только то, что в них разное.
Слайд 26Противоречие жизни сознано человечеством с древнейших времен.
Просветители человечества открывали
людям определения жизни, разрешающие это внутреннее противоречие, но фарисеи и книжники скрывают их от людей
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 27Единственная представляющаяся сначала человеку цель жизни есть благо его личности, но
блага для личности не может быть; если бы и было в жизни нечто, похожее на благо, то жизнь, в которой одной возможно благо, жизнь личности, каждым движением, каждым дыханием неудержимо влечется к страданиям, к злу, к смерти, к уничтожению.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 28Жизнь человека, как личности, стремящейся только к своему благу, среди бесконечного
числа таких же личностей, уничтожающих друг друга и самих уничтожающихся, есть зло и бессмыслица, и жизнь истинная не может быть такою.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 29…так как положение в мире всех людей одинаково и потому одинаково
для всякого человека противоречие его стремления к своему личному благу и сознания невозможности его, то одинаковы, по существу, и все определения истинного блага и потому истинной жизни, открытые людям величайшими умами человечества.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 30«Жизнь—это распространение того света, который для блага людей сошел в них
с неба»,— сказал Конфуций за 600 лет до Р. X.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 31«Жизнь — это странствование и совершенствование душ, достигающих все большего и
большего блага», — сказали брамины того же времени.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 32«Жизнь — это отречение от себя для достижения блаженной нирваны», —
сказал Будда, современник Конфуция.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 33«Жизнь — это путь смирения и унижения для достижения блага», —
сказал Лаодзы, тоже современник Конфуция.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 34«Жизнь — это то, что вдунул бог в ноздри человека, для
того, чтобы он, исполняя его закон, получил благо», — говорит еврейская мудрость.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 35«Жизнь — это подчинение разуму, дающее благо человеку», — сказали стоики.
Слайд 36«Жизнь — это любовь к Богу и ближнему, дающая благо человеку»,
— сказал Христос, включая в свое определение все предшествующие.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 37Таковы определения жизни, которые за тысячи лет до нас, указывая людям
вместо ложного и невозможного блага личности действительное, неуничтожимое благо, разрешают противоречие человеческой жизни и дают ей разумный смысл.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 38…определения эти таковы, что признание их, уничтожая противоречие жизни и заменяя
стремление к недостижимому благу личности другим стремлением — к неуничтожаемому страданиями и смертью благу, дает жизни разумный смысл.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 39Нельзя не видеть и того, что определения эти, будучи теоретически верны,
подтверждаются и опытом жизни и что миллионы людей, признававшие и признающие такие определения жизни, на деле показывали и показывают возможность замены стремления к благу личности другим стремлением к благу такому, которое не нарушается страданиями и смертью.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 40Но кроме тех людей, которые понимали и понимают определения жизни, открытые
людям великими просветителями человечества, и живут ими, всегда было и есть огромное большинство людей, которые в известный период жизни, а иногда во всю свою жизнь жили и живут одной животной жизнью, не только не понимая тех определений, которые служат разрешением противоречия человеческой жизни, но не видя даже и того противоречия ее, которое они разрешают.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 41И всегда были и теперь есть среди этих людей еще такие
люди, которые вследствие своего внешнего исключительного положения и сами, не понимая смысла человеческой жизни, учили и учат других людей жизни, которой они не понимают: тому, что жизнь человеческая есть ни что иное, как личное существование.
Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
Слайд 42Л.Н. Толстой О ЖИЗНИ
А как, по Вашему мнению,
можно истолковать
значение
слова
ЖИЗНЬ?