Слайд 1Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война
и мир»
Октябрьский филиал КГБ ПОУ
« УАПК» преподаватель Копылова Н.А.
Слайд 3Л.Н.Толстой русский писатель, почетный академик Петербургской АН
Один из наиболее мощных талантов
русской литературы.
В его творчестве соединились демократизм. Безбоязненная постановка важнейших социальных вопросов, широта охвата действительности, сила художественных обобщений, глубокая правда изображения «диалектика души» и общественной жизни возвышенность чувств и стремлений, совершенство формы. Творчество Л. Толстого явившееся, по определению М. Горького, «итогом всего пережитого русским обществом за весь XIX век» оказало огромное влияние на мировую литературу.
Слайд 5ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ».
ПРОЛОГ. КОНКУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
Расставить знаки препинания
На
краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старее берез составлявших лес он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно видно суками и с обломанной корой заросшей старыми болячками.
Весна и любовь и счастье как будто говорил этот дуб. И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Нет ни весны ни солнца ни счастья.
Слайд 6Да он прав тысячу раз прав этот дуб думал князь
Андрей пускай другие молодые вновь поддаются на обман а мы знаем жизнь наша жизнь кончена. Целый ряд мыслей безнадежных но грустно приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея.
В продолжение скучного дня во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему-то смеявшуюся спрашивал себя О чем она думает Чему она так рада
Слайд 7КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ (В течение одной минуты изложить свое понимание высказывания Л.Н.
Толстого).
«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим»
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость».
Слайд 8 КОНКУРС «БИОГРАФИЯ Л.ТОЛСТОГО»
Свидетелем каких исторических событий 19-20 в.в. был писатель?
Слайд 9ОТВЕТЫ
1837 год смерти А.С.Пушкина
1841 год смерти М.Ю.Лермонтова
1852
год смерти Н.В.Гоголя
1853- 1856 Крымская война
1861 «Крестьянская реформа»
1877 – 1878
Русско-турецкая война
1881 Смерть царя Александра П
1904 -1905 Русско-японская война
1905 9 января Кровавое воскресенье
1905 – 1907 Первая русская революция
Слайд 10БИОГРАФИЯ ТОЛСТОГО. БЛИЦ- ОПРОС. (Игра со зрителями)
Какую из своих книг Толстой
называл одной из главных?
Кто из родственников Толстого был в плену у французов в 1815г.?
На какой факультет Казанского университета поступил Толстой?
“Война и мир” -
“Анна Каренина” -
“Кавказский пленник” -
Какими орденами и медалями был награжден Л. Толстой?
Слайд 11Ответы
Какую из своих книг Толстой называл одной из главных?
(трактат “ О жизни”)
Кто из родственников Толстого был в плену у французов в 1815г.?
(отец Николай Ильич)
На какой факультет Казанского университета поступил Толстой?
(факультет восточных языков)
“Война и мир” - 4
“Анна Каренина” - 7
“Кавказский пленник” - 100.
Какими орденами и медалями был награжден Л. Толстой?
(орден Святой Анны и медалями «За храбрость», «за защиту Севастополя»
Слайд 12КОНКУРС «КТО ЕСТЬ КТО?» (По описанию и характеристике назвать героя романа)
Для
1-ой команды.
1. Она возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо ещё более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен.
2. Лучистые глаза ее , в матовом полусвете полога, блестели больше обыкновенного от счастливых слез, которые стояли в них.
3. Она Наташе не нравилась, казалась ей очень дурной собой, притворной и сухою.
Слайд 14Для 2-ой команды.
1.С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица,
он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то , что он скажет и сделает теперь, --- есть история.
2. И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
“ Но разве могло быть иначе? -- подумал он. -- Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей.”
3. Ему подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему.
Слайд 16Для 3-ой команды.
…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с
определенными и сухими чертами .Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно.
…Позвольте высказать свое мнение, - продолжал он -, успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой. – сказал он и, не ожидая ответа. тотчас отошел от стола.
Слайд 17Назовите героев и приведите доказательства
Слайд 32КОНКУРС ГОРОДА И СТРАНЫ.
Географическое пространство романа значительно расширяют многочисленные упоминания
о различных городах и странах. Назвать географическое место, указать страну и назвать эпизод из романа.
1 команда 2 команда
Шенграбен Шевардино
Неман Аустерлиц
Отрадное Фили
Браунау Тулон
Богучарово Энс
Слайд 33ЗВУКИ МУЗЫКИ
На экране презентация, отрывок из ХФ С. Бондарчука «Война и
мир»:
первый эпизод - Бал Наташи Ростовой
второй эпизод – пляска Наташи у дядюшки
Задание: назвать жанр музыкального произведения
Ответ: вальс и русская народная песня «По улице мостовой».
Слайд 34ЧТО ЗА ЧЕМ?
Задание по композиции романа: правильно расположить эпизоды, указать том
Пьер на Бородинском поле
Смерть Элен Безуховой
Небо Аустерлица
Рождение сына Андрея Болконского
Пожар в Смоленске
Первый бал Наташи Ростовой
Совет в Филях
Наполеон вступил в Москву
Пленение Пьера
Слайд 35МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ
Продолжить фразу по началу, назвать эпизод
1 ком. Эпизод
прощания отца с сыном .
Старик Болконский: “Помни одно, князь Андрей :коли тебя убьют, мне, старику, больно будет ….” (продолжите фразу)
(А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!)
2 ком. 3. Эпизод. Накануне Бородинского сражения Наполеон сказал:
“Шахматы поставлены,..” (продолжите фразу) кн.5,с.232
(игра начнется завтра.)
Слайд 361 ком. т 3. Эпизод Совет в Филях .
Бенигсен :
“Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России, или защищать её? “ --
Кутузов ответил: (продолжите...)
-Священную древнюю столицу России! Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий:”Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение”.
Слайд 372 ком. Эпизод Разговор Пьера с Наташей после неудачного побега с
Курагиным. т 2 с.384
Наташа: - Не говорите со мной так. Я не стою этого. Для меня все пропало.
Пьер: ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Слайд 38ЭПИЛОГ
Объявление результатов игры
Награждение победителей