Презентация, доклад на тему Литература 8 класс 2 урок В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

Содержание

Основное содержание урока. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв

Слайд 1В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ (ЛИРИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ)
Устное народное творчество Урок 2
Учитель

литературы: Муллаянова А. Р.
В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ (ЛИРИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ)Устное народное творчество Урок 2Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 2Основное содержание урока. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной

песне. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Развитие представлений о народной песне, частушке. Русские народные песни в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
Метапредметные: развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.
Предметные: понимание фольклора как особого способа познаний русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни «В

Слайд 3Подготовить устное сообщение «Русские народные песни».
Завершить заполнение таблицы.
Письменно ответить

на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания.
Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся).
Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» (много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами).
Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком.

Домашнее задание

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Подготовить устное сообщение «Русские народные песни». Завершить заполнение таблицы. Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос

Слайд 4Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 5Практическая работа. Составление таблицы «Виды русских народных песен». (таблица заполняется во

время обсуждения статьи учебника.)

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Практическая работа.  Составление таблицы «Виды русских народных песен».  (таблица заполняется во время обсуждения статьи учебника.)Учитель

Слайд 6Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:
Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?
Каковы

характерные особенности устного народного творчества?
(Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями.)
3. Прокомментируйте каждую из особенностей.
4. Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.
5. Назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?
6. В чём народная мудрость малых жанров фольклора?
7. Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?
Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни»
1. Сформулируйте тезис статьи учебника.:
2. О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?
(Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)

Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?Каковы характерные особенности устного народного творчества? (Устная

Слайд 7Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:
Какие песни пели в определённые дни

года, по народным праздникам?
(Календарные песни.)
2. Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?
(Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни.)
3. Назовите виды лирических песен.
(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни.)
4. С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны?
(Свадебные песни, причитания - плачи.)
5. В чём специфика частушек как особого вида песен?
(Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки.)
6. Как появились исторические песни? В чём особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?
Отчёт о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и имён исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов.
7. В чём своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель её исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?
8. Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.

Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Актуализация имеющихся знаний о фольклоре: Какие песни пели в определённые дни года, по народным праздникам? (Календарные песни.)

Слайд 8Практическая работа. Составление таблицы «Виды русских народных песен». (Заполнение таблицы примерами

завершается дома)

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Практическая работа.  Составление таблицы «Виды русских народных песен».  (Заполнение таблицы примерами завершается дома)Учитель литературы: Муллаянова

Слайд 9Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
В роли символов

выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

Древние символы-образы

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена) В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь

Слайд 10Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 11Групповая работа:
Группа 1. Хороводные и лирические песни.
Подгруппа 1. «В тёмном лесе...».


Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...».
Подгруппа 3. «Вдоль по улице метелица метёт...».
Подгруппа 4. «Зацветала у лози лоза...».
Подгруппа 5. «И туда — гора, и сюда — гора».

Общий план работы в подгруппах:
Прочитайте выразительно текст народной песни.
К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение).
Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора».
Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

1. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...». Русские народные песни в актёрском исполнении

Групповая работа:Группа 1. Хороводные и лирические песни.Подгруппа 1. «В тёмном лесе...». Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты

Слайд 12Групповая работа:
Группа 2. Исторические песни.
Подгруппа 1. «Там татары шли».
Подгруппа 2. «Пугачёв

в темнице».
Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».
Подгруппа 4. «Про Пугача».

Общий план работы в подгруппах:
Прочитайте выразительно текст народной песни.
К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне?
(Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др)
Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
Прослушайте в актёрском исполнении песни «Там татары шли», «Про Пугача». Ответьте на вопросы из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

2. Исторические песни «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён». Русские народные песни в актёрском исполнении

Групповая работа:Группа 2. Исторические песни.Подгруппа 1. «Там татары шли».Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице».Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».Подгруппа 4.

Слайд 13Групповая работа:
Группа 3. Частушки.

Общий план работы в подгруппах:
Прочитайте статью учебника

о частушках.
Каковы особенности жанра частушек?
Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.)
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

3. Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек

Групповая работа:Группа 3. Частушки.Общий план работы в подгруппах: Прочитайте статью учебника о частушках. Каковы особенности жанра частушек?

Слайд 14Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1,2, 4, 6 из раздела учебника

«Размышляем о прочитанном».
Итоговый вопрос:
В чём своеобразие содержания и формы русских народных песен?

Развитие представлений о неродной теме, частушке

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Обобщающая беседа: Ответы на вопросы 1,2, 4, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».Итоговый вопрос: В чём

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть