Слайд 1Личностно-ориентированный подход на уроках литературы
Модель личностно-ориентированного урока литературы: основные принципы, методы
и приемы
Староверова Л.С.
МОУ « Лицей № 37 г. Донецка»
Слайд 2Методическая тема
Использование личностно- ориентированных технологий на уроках литературы
Слайд 3
Сущность и назначение
школьного образования
В настоящее время кардинально меняется представление о
сущности и назначении школьного образования. Образование рассматривается как процесс становления человека, в котором приоритетная роль принадлежит методам и технологиям, способствующим развитию самопознания, самоопределения и самореализации учащихся. Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования становится личностно-ориентированное образование.
Слайд 4История личностно-ориентированного подхода
Термин «личностно-ориентированное образование» появился в педагогической литературе в 80-е
гг. XX века. Истоки личностного подхода в отечественной педагогике XIX и XX века (педагогические произведения Л.H. Толстого и К.Д. Ушинского, работы Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухина, E.H. Ильина, В.А. Сухомлинского и других исследователей).
Слайд 5Личностно-ориентированный подход
- направленность учебно-воспитательного процесса на взаимодействие и плодотворное развитие
личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в обучении.
При этом личностно-ориентированный подход к обучению обеспечивает развитие академических, социокультурных, социально-психологических и других способностей учащихся.
Слайд 7Цель личностно-ориентированного урока:
способствование формированию читательской самостоятельности учащегося при работе с конкретным
художественным текстом и извлечению из него личной пользы;
создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
Слайд 8стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
оценивать деятельность
учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения ;
организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:
Слайд 9выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать
те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
использовать разнообразные формы и методы создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
Слайд 10 помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты
их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.
Слайд 11Эффективность реализации
личностно-ориентированного подхода на уроках литературы
Усиление мотивации учения.
Обеспечивает положительное отношение
учащихся к предмету и его изучению.
Повышение качества знаний учащихся по литературе.
Запуск механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции и самовоспитания.
Положительная динамики в определении личностной позиции учащихся.
Позитивная динамика показателей качества знаний и степени обученности учащихся по предмету «литература».
Слайд 16Метод активизации субъектного опыта .
Учитель предлагает учащимся представить себя в ключевой
ситуации, описанной в произведении. Поскольку каждый будет представлять себе то, что имело место в его жизни, происходит стимуляция не только работы воображения, но и активизация жизненного опыта учащегося. Например, при изучении рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» (5 класс), учащиеся рисуют в своем воображении сцену у костра: героев, их лица, озаренные отблесками огня, окружающую обстановку и т.п. Далее учитель предлагает учащимся представить себя одним из этих героев, постараться ощутить то, что чувствует герой в данный момент (запах травы, тепло костра, трепет перед очередной страшной историей и т.п.). Затем учащимся предлагается рассказать в устной или письменной форме о своих ощущениях, чувствах, сравнить свои ощущения с ощущениями товарищей.
Слайд 17Метод интроспективного анализа
Любые тексты могут быть иллюстрацией к реальной жизни, где
перед героем стоит персональный выбор -интеллектуальный, нравственный, волевой. Задача учителя - поставить перед детьми проблему так, чтобы они узнали в ней собственную проблему. Например: Можно ли оправдать предательство? Возможные темы для обсуждения: Предать Родину - сохранить жизнь (Швабрин, «Капитанская дочка» (8 класс)); Предать Родину, отца и брата во имя любви (Андрий, «Тарас Бульба», (7 класс)). Проблема: Существует ли настоящая дружба? ( Л.Н. Толстой « Кавказкий пленник»( 5 класс )Настоящая любовь? Какое чувство сильнее? Варианты тем для обсуждения: Была ли дружба? (Онегин н Ленский, «Евгений Онегин», (9 класс)); Была ли любовь? (Софья, Чацкий, Молчалин, «Горе от ума», (9 класс)). Вопросы для обсуждения: Как бы ты поступил в этой ситуации? Каким был бы твой выбор?( И.С.Тургенев « Муму» ( 5 класс)
Слайд 18Метод личностно-ориентированиой театрализации
Включение в «драматизирующую» игру, учит не только «приспосабливать
себя к другим», но и осуществлять и исследовать собственное влияние на других. Ученику предлагается перевоплотиться в личность, обладающую желаемыми свойствами, и «пожить» в необходимых для их проявления обстоятельствах. Например, на уроке можно организовать дискуссию, предложив двум учащимся взять на себя роли: положительную и отрицательную ( Онегин и Ленский, Чацкий и Молчалин, Жылин и Костылин и др.). Ученик, поставленный в ситуацию литературного героя, не только внимательно прочитает произведение, но и получит признание со стороны одноклассников.
Слайд 19Метод творческого самоутверждения
помогает учащимся найти «свою» область в культуре и
искусстве; найти «своих» поэтов, писателей, художников; найти себя как читателя, зрителя.
Поможет в этом субъективное восприятие действительности и положительное переживание. Все, что учитель использует для того, чтобы учащийся раскрылся в какой-либо деятельности и увидел ее результат, является приемом, реализующим метод (обеспечение учащемуся участия в конкурсах, театрализациях, помощь в создании портфолио).
Слайд 20Личностно-ориентированиые приемы работы с художественным текстом: