Слайд 1 Лев Толстой-педагог
Выполнила Чернова Дарья
ученица 5 «В» класса
школы № 21
г. Раменское
Слайд 2Всем нам с детства знакомы замечательные книжки Льва Николаевича Толстого. Не
все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом.
Слайд 3Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни.
Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстью и талантом, с каким писал свои художественные произведения.
Слайд 4Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он
обучал грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Ему было всего 21 год. Но в 1951 году он поступает на военную службу и уезжает на Кавказ.
Слайд 5По возвращении с Крымской войны в 1859 году он открывает в
Ясной Поляне школу. Педагогическую работу он будет вести до конца своей жизни.
Слайд 6Н.П.Богданов-Бельский. Устный счёт.
В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает
воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети». По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения.
Слайд 7150 лет назад в стране было очень мало школ даже в
городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Лев Николаевич объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.
Слайд 8В первый день школьный порог переступили только 22 ребенка, но через
5-6 недель число учеников возросло более чем в три раза. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю и старшую. Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень перерыв на обед и отдых, затем снова 3-4 часа занятий. В школе работало 4 учителя. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков.
Н.П.Богданов-Бельский. Дети на уроке.
Слайд 9В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них
занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.
Н.П.Богданов-Бельский. Новички.
Слайд 10Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые
другие предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме рассказа. Этим методом обучения Толстой владел в совершенстве. Его рассказы были полны яркостью, искренностью и эмоциональностью.
Слайд 11В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах,
на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. Уходить ученики могли, когда захочется, даже прямо с урока.
Слайд 12На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал
им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
Слайд 13По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и другие),
рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 года, о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории.
Слайд 14 Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело
и сельскохозяйственные работы), которыми он сам руководил. Нередко уроки проводились в поле, в саду, в парке.
Дети работали здесь с радостью, ибо не видели барщины, которая была отменена Толстым в Ясной Поляне до реформы 1861 года.
Слайд 15Один из учеников, Василий Морозов, рассказывает: “В школе у нас было
весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости... Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки... Порядок у нас был образцовый за все три года”.
Слайд 16В то время книг для детей было мало, и вот известный
всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”. Вышла она в 1872 году. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”
Слайд 17Несколько позже будут изданы «Книга для чтения» и « Арифметика» .
«Азбука» Л.Н.Толстого стала событием в педагогике. Она не утратила своей актуальности до сих пор.
Слайд 18Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал “Ясная Поляна”. В нём он
описывал новые приемы обучения, распространения книг среди народа, создание народных школ. Он приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики. Толстой опубликовал в журнале многие свои статьи.
Слайд 19Вот отрывок из его статьи, дающий хорошее представление об этой школе.
Уже давно виднеются из школы огни в окнах, и через полчаса после звонка, в тумане, в дожде или в косых лучах осеннего солнца, появляются на буграх... темные фигурки, по две, по три, и поодиночке... Дорогой почти никогда я не видал, чтобы ученики играли - нечто кто из самых маленьких или из вновь поступивших... С собой никто ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут - им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего, сделанного вчера, он не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздывание, и никогда не опаздывают, нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу”.
Слайд 20Яснополянская школа была полной противоположностью казенным школам - русским и зарубежным.
В ней царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся и развивался самими учениками, очень любившими свою школу и своего учителя – Льва Толстого. Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст.
Слайд 21Лев Николаевич содействовал организации в ближайших селениях крестьянских школ. По его
инициативе в Крапивенском уезде Тульской губернии действовало не менее 20 школ. Его опыты, для того времени столь необычные, привлекали к себе внимание общественности, русской и зарубежной. В Ясную Поляну приезжали учителя из многих стран. Их притягивали гуманистические идеи Л.Н.Толстого.
А.Морозов. Сельская школа.
Слайд 22Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания
детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе».
Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины.
Н.П.Богданов-Бельский.Ученик.
Слайд 23 Толстой совершил переворот в педагогике.Учение есть серьезный и часто тяжелый
труд. Лев Николаевич доказал, что это — увлекательный труд. Откройте душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании. . “Образование, - утверждал он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».
Слайд 24До последних лет жизни Л.Н. Толстой сохранял живой интерес к педагогической
деятельности.
25 октября 1910 г. Толстой утром посетил Яснополянскую школу и принес учащимся экземпляры детского журнала «Солнышко», роздал их детям. А через 3 дня ушел навсегда из Ясной Поляны и через несколько дней — из жизни.
Слайд 25 Использованные материалы:
1.Нифонт Долгополов. Лев Николаевич Толстой как учитель жизни и
педагог
2. Материалы из журнала «Семья и школа» о вкладе Льва Толстого в педагогику, 1960 год
3. Латышина Д.И.История педагогики (История образования и педагогической мысли)