Презентация, доклад на тему Край ты мой, родимый край...

Содержание

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит.И под снежною бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка


Изобразительно-выразительные средства языка

Слайд 2Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит.
И под снежною бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной

жизнью он блестит.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит.И под снежною бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Слайд 3Изобразительно-
выразительные
средства языка

Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь

находить их в тексте, определять их роль.

Цели урока:

Изобразительно-  выразительные средства   языка Знать изобразительно-выразительные средства языка.  Уметь находить их в тексте,

Слайд 4эпитеты


Найдите эпитеты:

статные осины высоко лепечут над нами;

томительный свет белой ночи;

длинные, висячие

ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит…

погубленных березок вялый лист, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист. (А. Т. Твардовский)


Красочные
определения
предмета
или
явления
(чаще всего
выражены
прилагательными)

эпитетыНайдите эпитеты:статные осины высоко лепечут над нами;томительный свет белой ночи;длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб

Слайд 5Задание 1. Какие эпитеты использует автор для

создания художественных образов?

Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.
А.С. Пушкин
Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
М. Ю. Лермонтов
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…
М. Ю. Лермонтов

Задание 1. Какие эпитеты использует автор для         создания художественных

Слайд 6сравнение

Найдите сравнения. Что они передают?

Там, как черная железная нога побежала,

поскакала кочерга.(К. И.Чуковский)

Мелкий грибной дождь… чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. (К. Г. Паустовский)




Это
сопоставление
одного предмета
с другим,
придающее
описанию
особую наглядность,
изобразительность.

сравнение Найдите сравнения. Что они передают?Там, как черная железная нога побежала, поскакала кочерга.(К. И.Чуковский)Мелкий грибной дождь… чуть

Слайд 7Формы выражения сравнения :
Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как будто,

словно, точно ( В саду звезды раскидались, как красные, синие белые лепестки гиацинтов.)

Существительным в творительном падеже ( Змейкой мчится по земле белая поземка. ( С. Маршак)

Существительным в родительном падеже ( Лак на скрипке был цвета крови )

Сравнительной степенью ( Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка. ( В. Луговской)




Формы выражения сравнения :Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как будто, словно, точно ( В саду звезды

Слайд 8Формы выражения сравнения :

С помощью слов: похожий на, похож на, подобен,

напоминает, схож с… ( Кленовый лист напоминает нам янтарь. ( Н. Заболоцкий)

Придаточным сравнительным предложением ( Спина его ссутулилась, словно за шиворот сунули подушку. )

Отрицанием, т. е. не сопоставлением, а противопоставлением
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов )

Формы выражения сравнения :С помощью слов: похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с…   (

Слайд 9Как сравнения позволяют поэтам добиться яркой выразительности?
Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А.С.Пушкин

Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит…
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
А. Н. Майков

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
С. Есенин

Как сравнения позволяют поэтам  добиться яркой выразительности?  Под голубыми небесами  Великолепными коврами,  Блестя

Слайд 10метафора
НАЙДИТЕ МЕТАФОРЫ
Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно. А. С. Пушкин
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
А. С. Пушкин


Употребление
слова
или
выражения
в переносном значении
на основании
сходства
между предметами.
Это
сравнение
неявное,
скрытое.

метафораНАЙДИТЕ МЕТАФОРЫ Природой здесь нам суждено        В Европу прорубить окно.

Слайд 11Что помогают читателю увидеть, понять, представить с помощью метафоры в данных

отрывках?


Цветочная поляна – мой космодром. В.Солоухин

И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там. А. С. Пушкин

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ф. И. Тютчев


Что помогают читателю увидеть, понять, представить с помощью метафоры в данных отрывках? Цветочная поляна – мой космодром.

Слайд 12олицетворение
Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя…
С. Есенин
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся…
А. Фет

Наделение
неживых предметов
человеческими
чувствами,
мыслями,
речью.

олицетворение   Зима еще хлопочет

Слайд 13Задание 4. Какие образы создают авторы с помощью олицетворений?
Клен

ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись над метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.
С. А. Есенин

Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра…Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. ( А. Н. Толстой)


Задание 4. Какие образы создают авторы   с помощью олицетворений?Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Слайд 14Потренируемся!

Потренируемся!

Слайд 15№1. Устраните несоответствие в названии и значении термина.

№1. Устраните несоответствие  в названии и значении термина.

Слайд 16Проверь себя!

Проверь себя!

Слайд 17
Задание 2. Выполните тест.
№ 1. Отметьте пример, содержащий сравнение:
1. Если

Ваня разойдется, ему море по колено.
2. Как чайка, парус там белеет в вышине.
3. Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка.

№2 . Отметьте пример, содержащий олицетворение:
Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.
Все флаги в гости будут к нам.
Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля.

№ 3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.
сравнение
метафора
олицетворение


Задание 2. Выполните тест.№ 1. Отметьте пример, содержащий сравнение: 1. Если Ваня разойдется, ему море по колено.2.

Слайд 18№4. Укажите, какое средство выразительности использовано в данном предложении.
Из сада

слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.
1) метафора
2) эпитет
3) олицетворение

№ 5. Определите средства выразительности в каждом предложении.
Великий город гудел, как сказочный улей.
Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей.
Гора там есть с заоблачной тропой!

№4. Укажите, какое средство выразительности использовано в данном предложении. Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый

Слайд 19Проверь себя!
№ 1 – 2
№ 2 – 3
№ 3 – метафора

4 – эпитет

№ 5
1- сравнение
2 – метафора
3 - эпитет
Проверь себя!№ 1 – 2№ 2 – 3№ 3 – метафора№ 4 – эпитет№ 5 1- сравнение2

Слайд 20Оцените свою работу на уроке
СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.
Зеленая карточка.

На уроке мне было комфортно.
Урок для меня был интересным.
Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
На уроке я был активен.
Все мои ответы были удачными.
В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки).
Синяя карточка.
Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось.
Урок для меня был интересным.
Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
На уроке я был недостаточно активен.
Не все мои ответы были удачными.
В тетради я допустил 3-4 ошибки.

Оранжевая карточка.
На уроке я чувствовал себя некомфортно.
Я не очень понимал, о чем идет речь.
Я не проявлял активность.
В тетради у меня более 4 ошибок.

Оцените свою работу на уроке СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.   Зеленая карточка. На уроке мне было комфортно.Урок для

Слайд 21Домашнее задание.

Выписать все тропы из стихотворения
С. Есенина « Береза».

Домашнее задание. Выписать все тропы из стихотворения С. Есенина « Береза».

Слайд 22Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть